1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @Gamecollector, вот мне непонятно, а что эти рукожопы и Криватива не могли АППАРАТНО как-то сделать так чтоб их вейвтейбл-синт прозрачно играл на 330 порту? Ну, т.е. когда ты гонишь МИДИ на 330-й порт, чтоб оно и в "джойстик-порт" летело сквозняком и озвучивалось "вейвтейблом" также, как если бы стоял на гребёнке "вейвбластер"?!
     
    Последнее редактирование: 15 фев 2023
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    @Gamecollector, я это и имел в виду, ведь aweutil /em:gm как раз позволяет худо-бедно использовать General MIDI в играх с реальным режимом памяти. Вот интересно, как работает эта эта DOS32AWE. Попробую, как доберусь до системы с AWE64.
     
  5. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Они рукожопы. Ты на количество заводских косяков производства разных моделей AWE32 обращал внимание? Я не знаю других таких массовых железяк, от столь популярного бренда с подобным количеством присирансов. :)
     
    MAN-biker нравится это.
  6. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Скорее всего, сделали за Криватив их работу, то есть написали обработчик IRQ9, учитывающий, что процессор может быть в защищённом режиме.
    Насчёт исполнения в виде помеси ужа и ежа (эмулятора GM с расширителем DOS) -- ну, может тараканы у авторов такие...
     
    Последнее редактирование: 16 фев 2023
    MAN-biker нравится это.
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Креативовскими картами я был доволен только на старте увлечения ретро-железками, когда не было других вариантов. После сравнения с нормальными дочками (не говоря уже об эталонах от Roland и Yamaha) трудно воспринимать всерьёз квакающие звуки банков, зашитых в AWE32/64 (под Windows, с 2-, 3.5, 4-метровыми креативовскими банками ещё сойдёт).

    Второй минус - их фирменный режим AWE32, из-за которого можно поставить крест на нормальной поддержке General MIDI под чистым DOS в играх, работающих с памятью в защищённом режиме. А в случае с реальным режимом памяти - молиться, чтобы игра нормально работала с их корявым AWEUTIL /EM:GM (у меня на некоторых конфигурациях во второй Кирандии были вылеты).

    Проблемы с дочками на большинстве плат SB16/Vibra16, исключая шумные, редкие и дорогие с DSP 4.05 и ниже, - контрольный в голову Creative. В общем, ESS форева :).
     
    Последнее редактирование: 16 фев 2023
    Колючий и Revolter нравится это.
  8. Cifra

    Cifra

    Регистрация:
    13 авг 2022
    Сообщения:
    135
    Удивительна народная любовь к дешевым клонам. Правда у меня самого после половецких плясок вокруг CT4810 и покупки ESS все проблемы как отрезало :D
     
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    @Cifra, она вполне объяснима, что подтверждает ваше второе предложение :). Но дело не только в любви, а ещё и в затратах, ведь топовые звуковые карты ISA стоят десятки тысяч рублей. А на приличную ESS повесил Dreamblaster X2GS - и почти Roland готов.
     
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Таки работает DOS32AWE. Проверил на CT4390 в Duke Nukem 3D, Doom1/2, Rise of the Triad. Музыка в режимах AWE32 и GM звучит примерно одинаково. Может послышалось, но вроде в режиме General MIDI включаются Chorus и Reverberation, а в режиме AWE32 этих эффектов нет.

    Интересный момент в том, что под DOS при использовании AWEUTIL /EM:GM подгружается стандартный 40-килобайтный банк synthgm.sbk (я так понимаю, у него такой маленький размер, потому что сэмплы фактически берутся из памяти звуковой карты). По идее, вместо него можно применить другой sbk-банк. Вот только мне они не попадались нигде, встречал их только в составе драйверов для AWE32/64 (GM, GS и MT32) .
     
    Последнее редактирование: 16 фев 2023
    MAN-biker нравится это.
  11. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Вот кстати, раз есть на чём протестировать -- просьба проверить и написать здесь, сколько базовой памяти жрёт "AWEUTIL /EM:" в разных режимах эмуляции? Просто осталось в памяти, что в каком-то из режимов это поделие чуть ли не 20 кБ отжирает...
     
    MAN-biker нравится это.
  12. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А напомните-ка мне следующие моменты по AWE32.
    SIMM-ами, как я знаю, можно максимум поиметь 28 мегов памяти на борту AWE32.
    1. Где, как и для чего их вообще можно использовать? Какие проги нужны?
    2. Для ДОС игр это вообще нужно или нет и используется только в Винде?
    3. Как проверить эту память (что она не битая) на борту АВЕшки. Или нечем и проверить только компом как обычную память?
     
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    В режиме GM и MT32 - 29K, GS - 39K. К счастью, AWEUTIL нормально загоняется в верхнюю память.
    --- добавлено 17 фев 2023, предыдущее сообщение размещено: 17 фев 2023 ---
    Под Windows память на AWE используется для SF2-банков, для их загрузки есть фирменная программа AWE Control. Для DOS память нужна, чтобы в неё загружать SBK-банки через AWEUTIL /EM:. С DOS32AWE это особенно интересно, потому что теперь доступны игры, работающие с защищённым режимом памяти.
     
    Gamecollector нравится это.
  14. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.400
    в досовских утилитах для AWE64 есть встроенный тест памяти, может, для AWE32 аналогично
     
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Diagnose.exe. Кажется, эта утилита универсальная для всех AWE.
     
  16. TBAPb MIA

    TBAPb

    Хелпер

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.008
    Обязательная цитата:
     
  17. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Какого размера есть такие банки и где их взять? Есть у нас тут "полная коллекция" где-то?

    Да, этим я тестил, но как-то не внушает доверия - быстро больно оно тестирует, кажется, что как-то "формально". Как при включении компа, оно ж не делает НОРМАЛЬНОГО теста записи-чтения разных "паттернов" для проверки "битых" ячеек.
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Я пока ни одного не нашёл.
     
  19. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    tyt posmotrite
    free-soundfonts-sf2-2019-04 directory listing
     
  20. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Чего смотреть, если там SF2-банки (коих у меня и так валом всеразличных), а нужны .SBK?!
     
  21. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    @MAN-biker, именно это она и делает с памятью) у меня была битая и она ругнулась на не соответствие записи с чтением)

    Там алгоритм простой, как веник, записала на всю ёмкость, потом считала и сравнила,. Совпало, значит память жива, нет, значит есть битые блоки, соответственно ошибку вывела....
     
    Последнее редактирование: 20 фев 2023
    MAN-biker нравится это.
  22. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    Yuriy_X, MAN-biker и Tigoro нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление