1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Попробовал подменить двухмегабайтным ECW банком файл synthgm.sbk. К сожалению, попытка загрузить его через AWEUTIL /EM:GM не дала результата - ошибка чтения файла.
     
    MAN-biker нравится это.
  4. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    @Yuriy_X, ясно. Посмотрю, что ещё есть.
    --- добавлено 20 фев 2023, предыдущее сообщение размещено: 20 фев 2023 ---
    Тут есть несколько (два?) файлов SBK
    VOGONS Vintage Driver Library
    --- добавлено 20 фев 2023 ---
    SBK и SF2 вперемешку
    Index of /pub/awe32/soundfonts/
     
    MAN-biker, Колючий и Yuriy_X нравится это.
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    По первой ссылке проверил два банка размером 2 и 5,7 Мб. Убедился, что они загружаются и работают. Правда, это явное народное творчество со всеми вытекающими из этого косяками, поэтому использовать их по назначению неинтересно. Была надежда, что есть оригинальные креативовские банки для AWE64 на 2, 3.5, 4 и 8 Мб в исполнении SBK. Эти банки в формате SF2 под Windows 98 звучат очень недурно.
     
    MAN-biker нравится это.
  6. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А в ДОСе AWE32 играет банками из ROM? Или у неё набортная RAM есть для подгрузки этих "кстарат-банков"? Какой объём памяти? Для этого SIMMы вообще не нужны?
    Я просто всё забыл давно что там и как, про ГУСя только помню.

    Вообще, в своё время мне нравилось как звучит и АВЕ-шка, и ГУСь, но после того, как услышишь МТ-32 и SC-55, всё это кажется просто лютой какахой.
    Вот притащил из гаража старый слотовый комп, воткнул туда Pentium III, памяти 512 мегов, воткнул свои старые полноразмерные GUS-MAX (1Mb) и AWE32, в авешку СИММы засунул, запустил... И думаю, а нахрена мне этот звук, если у меня SC-55MkII вот он лежит и звучит божественно.
    Да ещё этот геморрой с эмуляцией GM, а тем более MT-32 на АВЕ и ГУСе.

    Единственное, что интересно это послушать вспомнить как звучат на ГУСе SBOS и MegaEm в режиме Адлиба (OPL) - вот это тот ещё изврат, но ностальгично. Но там не всё просто, как помню со всеми этими NMI и прочими плясками с бубном, чтоб запустилось и работало.
     
    Последнее редактирование: 21 фев 2023
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Если используется режим AWE32, то, я так понимаю, всегда играет банк из ROM. Если включаем эмуляцию General MIDI (AWEUTIL /EM:GM), то в этом режиме используется банк SYNTHGM.SBK, загружаемый в память звуковухи. В моём случае память максимально возможная - 28 Мб. SIMMы в AWE64 не ставятся - только специальная память, которую трудно найти. Или новодел (например, такую память делает @Rio444).
    --- добавлено 21 фев 2023, предыдущее сообщение размещено: 21 фев 2023 ---
    Кто подскажет, как дела у SB Live! с поддержкой DOS-игр в Windows 9x? Нет ли проблем с совместимостью (естественно, речь про DOS-игры, которые работают под Windows)? Можно ли, подобно AWE32/64, загружать в память (видимо, в оперативную) SF2-банки для использования в режиме General MIDI?

    Рассматриваю возможность в конфигурацию с PIII-S поставить вместо AWE64 две звуковухи - SB Live! Platinum (CT4760) и ESS 1688 nonPnP, чтобы первую использовать под Windows, а вторую - исключительно под DOS.
     
    Последнее редактирование: 27 фев 2023
  8. SerCoss

    SerCoss

    Регистрация:
    6 янв 2023
    Сообщения:
    16
    Привет всем! Помогите завести встроенку Vibra 16XV в досе. Звуки в играх есть, музыки нет ни в играх ни в родной тестовой проге. Скриншоты настроек прилагаю. Вообще автоматом верхнее DMA поставилось 5, но тестовая прога ругалась что оно занято, поставил на 1. Дрова ставтл родные от вибры.

    alive.staticflickr.com_65535_52701494107_4d105fa652_h.jpg

    alive.staticflickr.com_65535_52701494107_4d105fa652_h.jpg
     
  9. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    ИМХО, о какой "несовместимости" идёт речь, если ты говоришь про ДОС-сессию из вЕнды? Там любая звуковуха должна вести себя одинаково, ибо это делается на уровне драйверов винды и отношения к ДОСу как такового не имеет. Если какая-либо игра делает мозг в таком режиме, то делать она будет это с (условно) любой звуковухой.
    Поправьте, если не прав.

    Что подразумевается под "музыкой"? FM-синтез? Если да, то это OPL на порту 388. Он вообще есть в этой карте (я не в курсе)?
    Если же там MIDI, то обещал ли кто-то его под ДОСом и не делается ли это вообще через soft-синтезатор в Винде?

    Ну и вообще, ты в BIOS SETUP компа выделил 220\5\1 для "Lagacy ISA"? Ну и принтер\ком-порты отруби для освобождения дополнительных ресурсов, елси не нужны.
    Да и IRQ=7 я бы использовал вместо 5 (некоторые старые игры жестко завязаны на 7, хотя их по пальцам одной руки пересчитать).

    Тут ещё глянь. Особенно про утилиту CT4170.EXE
     
    Последнее редактирование: 21 фев 2023
  10. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.400
    Я бы unisound попробовал бы для начала, если все норм, тогда уже разбираться с родными драйверами.
     
    MAN-biker нравится это.
  11. SerCoss

    SerCoss

    Регистрация:
    6 янв 2023
    Сообщения:
    16
    Под музыкой подразумевается музыка. В дум 2 например одни крики монстров и выстрелы, фоновой музыки нет. В Diagnose Креативовском все находится автоматом, 8 и 16 bit digitized sound играет норм, synthesed music - тишина. Карта видится как isa pnp. Чип - creative ct2511. Все настройки установщик поставил как в статье про 4170. Есть ли смысл использовать эту утилиту если карта видится не знаю. Компорты и лпт в биосе отключил, все ресурсы для карточки выделил для isa, ничего не поменялось. Фигня какая-то.
     
    Последнее редактирование: 21 фев 2023
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Ну вот, к примеру, Ямаха 724 у меня идеально работает в чистом DOS через SB-Link, а под Windows отправляет систему в перезагрузку при попытке воспроизвести звук в некоторых DOS-играх (Duke3D, RoTT) и не воспроизводит музыку посредством FM-синтеза. При этом с Windows-играми всё отлично.
     
  13. SerCoss

    SerCoss

    Регистрация:
    6 янв 2023
    Сообщения:
    16
    Поставил unisound, не поменялось ничего

    Может оно и не должно музыку играть, но это же бред какой-то.
    alive.staticflickr.com_65535_52701817792_4856327335_h.jpg
     
    Последнее редактирование: 21 фев 2023
  14. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.400
    @SerCoss, у вас в самих играх, в настройках, что стоит в качестве музыки? Sound Blaster16, Sound Blaster Pro или General MIDI?
    По-моему, вибра только SB16 умеет
     
  15. SerCoss

    SerCoss

    Регистрация:
    6 янв 2023
    Сообщения:
    16
    Я уж все перепробовал, никакого толку. В том-же втором думе только SB и AWE32 выбор. В лотусе вообще только SB
     
  16. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Попробуй вот эти вот штуки - это инсталляторы драйверов от игр двух типов - DIGPAK\MIDPAK и AIL (Audio Interface Library) от Miles Design, которые имеют практически вообще все какие есть звуковухи под ДОС.
    Если ничего не заиграет, возможно, у тебя чип дохлый или карта (ну, или громкость FM\MIDI канала на нуле).
     

    Вложения:

    • SNDSETUP.7z
      Размер файла:
      424,1 КБ
      Просмотров:
      14
  17. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Насколько помню, в Vibra16VX засунули CQM, так что пищать "типа как Adlib" оно должно...

    З.Ы. На кой загружать VIBRA16.SYS и CTMMSYS.SYS? Их используют полтора землекопа несколько игр всего. Искать по CT-VOICE.DRV.
    Стандартная цепочка -- инициализация PnP (тот же UNISOUND, но вообще стандартом у поздних SB был CTCM), DIAGNOSE /S и MIXERSET /P /Q.

    З.Ы.Ы. Ну ладно, несколько игр -- порядка 140. Но опять же -- попадаются они редко, а память драйверы жрут всегда. Из того, что попадалось -- Prehistorik и Innocent until Caught.
     
    Последнее редактирование: 21 фев 2023
    MAN-biker нравится это.
  18. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    В том и дело, что FM-синт должен бы работать, если исправен.

    Если именно "на него играть" пытаются, а не в MPU-401 на 330-м, где нет ничего.
    Через MIXERSET громкость на максимум на всех каналах?
     
  19. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    И да, DIAGNOSE как бЭ предназначен для интерактивной проверки Sound Blaster'ов, если запускать его без ключей командной строки. Проверка FM там есть.
     
    MAN-biker нравится это.
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Для экспериментов с D850MV добыл ещё одну Ямаху, на этот раз 754-ю:

    upload_2023-2-26_11-23-57.png

    Сразу обнаружился интересный нюанс: в MS-DOS при использовании шнурка SB-Link (и, соответственно, выборе режима S-IRQ в SETUPDS) карта занимает те же ресурсы, что и YMF 724, при этом на тесте 16-битного звука в SETUPDS виснет с зацикливанием звука (с FM и 8 бит аудио - всё ОК). Это обстоятельство не мешает карте нормально звучать в Doom и Duke 3D в режиме SB Pro. Чтобы удостовериться, что дело именно в карте, переставляю обратно YMF 724 - с ней все тесты в SETUPDS проходят без проблем.
     
    MAN-biker нравится это.
  21. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.137
    Может экземпляр с придурью. В программе типа Impulse Tracker попробуйте разные режимы, разница будет видна лучше, там SB Pro и WSS - небо и земля были ) Режим SB Pro в играх, нередко 8 bit 11-22kz stereo и было на самом деле, для максимальной совместимости с зоопарком клонов.
     
    Последнее редактирование: 26 фев 2023
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Добыл в коллекцию ещё одну ESS 1868, на этом раз относительно брендовую (Genius/Labway). Разумеется, только в сравнении с Acorp/Aska и т. п. карточками, которыми у нас комплектовалось большинство компьютеров 1990-х. Выглядит бюджетненько, но сделана вполне аккуратно и качественно:

    upload_2023-2-26_20-11-49.png

    Расположение джамперов для переключения между LINE OUT/SPK OUT чуть отличается - здесь группы контактов расположены горизонтально, в то время как на более массовых клонах типа SST-1868, SC-1868 и т. п. - вертикально. Интересно, что ко всем трём разъёмам можно подключиться изнутри системника, это, наверное, плюс, если есть необходимость соединить платы между собой без проводов снаружи.

    Минус стандартный - слишком узкая для серьёзных дочек. Например, Yucatan FX в неё ставить уже неудобно (но возможно), не говоря уже о топчиках типа Yamaha DB50XG. К качеству звука никаких нареканий - шумов не ощущаю (само собой, при подключении через LINE OUT), все частоты отыгрываются как надо, низкие без клиппинга.

    Сравнивал с такой Gold-16 Rev 5.0, пока она лучшая из тех, которые у меня есть из PnP ESS для ISA:

    upload_2023-2-26_20-25-51.png
     
    Последнее редактирование: 27 фев 2023
    Колючий нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление