1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Это хтой-та такое сказал?!
    Читаем чёрным по белому в родном AWE32FAQ от КрИВАтива:
    Впрочем, я перепробовал кучу своих SIMMов и все за исключением одной пары, подошли и работают на AWE32.
    Проблема в том, что они все у меня маленького объёма оказались, лишь одной парой я смог сделать 8 мегов, остальные по 1 мегу все.
     
  4. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    @MAN-biker, AWE32FAQ - это AWE32FAQ. В AWE32 действительно используются стандартные SIMM.
    А @Yuriy_X говорит об AWE64 - там модули уже проприетарные, Creative свою оплошность в плане возможности лишний раз подзаработать исправили.
     
    MAN-biker нравится это.
  5. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.400
    но есть новодел от бельгийцев, адаптер для 64/64 голд под 1xSIMM 72
     
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @radical1010, дело вкуса, но мне кажется, что аналог проприетарной памяти от Rio444 гораздо удобнее бельгийского переходника. И модули не надо искать, и смотрится намного лучше.
     
    Последнее редактирование: 27 фев 2023
    loveburn нравится это.
  7. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А, мой косяк... Просто я-то разговор начал про AWE32, которая у меня на руках и спрашивал про неё изначально.
     
  8. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    28мб в аве64 даёт некий плюс в загрузке банков из под винды, в досбоксе от вин98 игры которые запускаются играют в 330h как ни в чём не бывало))) сгреб банков и меняй звук как душе угодно в пределах возможностей карты) правда пришлось немного аналоговый тракт переделать чтоб не сильно шумело , но в целом сносно, считаю оптимальным вариантом для погружения в ретрогейминг)
     
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @loveburn, у меня практически все ISA карты перестали шуметь, когда я перестал подключать к ним напрямую наушники или колонки. Звук с них теперь вывожу на микшер - основной ПК со звуковушкой SB1270. Кручу громкость как угодно - никакого шума ни с колонками, ни в наушниках. При этом громкость звуковой карты ретрокомпа - около 80 %, на компе-микшере - 40-60 %. Больше не требуется.
     
    Последнее редактирование: 28 фев 2023
    Nachin_Sh и MAN-biker нравится это.
  10. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    80% это хорошо, во всяком случае вы нивилируете косяки и просчёты ретро железа при их создании, как известно что шумы появляются в основном после 90% Я сделал так же, но без микшера) на 80% громкости шумы будут , но слишны они только на осциллографе ) мне просто изначально не нравилась окраска в стоковой 64валью , потому и полез, на данное время всё типтоп без проблем) но осадлочек остался)))) (как же инженеры в те года так косячили да ещё и за оверпрайс) хоть и говорили конечно что шина isa сама по себе шумная, но это скорее зависло от качества БП в те годы, которые оставляли желать лучшего) и бедные беременные капы на мат платах тому подтверждение:) самое интересное что титаниум не самая лучшая карта) но т.к она подключается по шине писиайэкспресс которая не сильно и шумит , а точнее почти не шумит , то вот и результат) но таки звук красит ЦАП от титана, т.е фактически вы слушаете не саму есс или Аве , а их+ЦАП титана да и ОУ у титана тоже так не хило звук меняют ) хотя я не помню при подключении через линейку тракт идёт АЦП-ЦАП-ОУ или прямо на ОУ .....
     
    Последнее редактирование: 28 фев 2023
    MAN-biker нравится это.
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Даже не знаю, как там тракт идёт. Надо разок ретрозвук напрямую к колонкам/наушникам подрубить, тогда будет более-менее понятно. Понимаю, что эта карта не может быть самой лучшей, но сейчас она меня вполне устраивает. Особенно в ней ценю усилитель, который подарил свободу по части регулировки громкости)
     
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Есть у меня необычная ESS 1688 без поддержки PnP. По умолчанию она занимает ресурсы 220/7/1, работает без проблем. Ранее мне похожие платы не попадались - все остальные экземпляры ISA на базе ESS другие. Хотелось бы понять, кто её делает, найти какое-то подобие мануала. Сейчас непонятно, зачем нужно JP14 и что это за разъём между SPEAKER OUT/LINE OUT и LINE IN. Может кто-нибудь подскажет, куда копать. Пытался загуглить FCC ID (вверху) и P/N (внизу) - никаких результатов.

    upload_2023-3-1_22-1-3.png

    upload_2023-3-1_22-10-28.png

    upload_2023-3-1_22-10-20.png
     
  13. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Про разъём - выглядит как питание... Один из контактов на земле. Брать мультиметр и смотреть, куда идёт 2-й.
    Выглядит как что-то очень странное. Может быть для спецшнурка, от которого запитывались какие небольше колонки из комплекта карты? Скажем, выгребая питание от +5В или +12В через карту прямо со слота?
    Это был полёт фантазии, для конкретики нужно пощупать мультиметром.

    Про JP14 - тоже нужно щупать мультиметром. Разобраться без мануала реально, но нужно немного посидеть и позвонить.
     
    MAN-biker нравится это.
  14. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Там на схеме более-менее передан дизайн карты и он не совпадает с этой. Я бы не стал по ней конфигурировать.
     
  15. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    MW расшифровывается как Media Wave ;) у меня как-то давно была похожая
    MediaWave MW-0203151
     
    Последнее редактирование: 1 мар 2023
    MAN-biker, Колючий и Yuriy_X нравится это.
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Попробую. У меня очень похожий разъём был на обрезанной Aztech AZT2320. Вроде бы это было какое-то питание для микрофона. Кстати, на ebay представлена карта этого же MW с таким же разъёмом, на том же чипе ES1688, но уже PnP.

    upload_2023-3-1_22-52-43.png
     
  17. TBAPb MIA

    TBAPb

    Хелпер

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.008
    http://www.multiwave.com/support/aw_essaudio_support.htm
     

    Вложения:

    • 16pnpfd.pdf
      Размер файла:
      189,5 КБ
      Просмотров:
      73
    Колючий, Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  18. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    Во похожа на мою, не для микрофона питание а для активных колонок, там ещё жампером менялся 6/9 вольт, если мне память не изменяет, и да я не видел 1688 не пнп, там вроде жампером можно вкл/выкл пнп делать... Ну во всяком случае на моей было именно так.... Что-то мне подсказывает, что JP14 это как раз на вкл/выкл
     
    Последнее редактирование: 2 мар 2023
    Yuriy_X нравится это.
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    По разъёму понятно. Насчет PnP. У меня была карточка с таким переключателем, но она в отличие от этой имела чип ES968, который обеспечивает поддержку PnP. Попробую воткнуть туда джампер и увидеть разницу, но пока предполагаю, что PNP у нее нет.
     
  20. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    @Yuriy_X, 1688f вроде сам по себе pnp....
     
    Последнее редактирование: 2 мар 2023
  21. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    На чипе ES1688 бывают разные карты, в том числе без поддержки PnP. Вот, например, экземпляр с поддержкой PnP (для этого здесь есть чип ES968). Джампер слева внизу позволяет включать или выключать PnP, это работает, я проверял.

    [​IMG]

    На карте от MediaWave никаких упоминаний о PnP нет, равно как и чипа ES968. Но джампер проверю, вдруг там как иначе реализуется PnP (если он есть).
     
    Последнее редактирование: 2 мар 2023
  22. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    @Yuriy_X, возможно, спорить не буду, скорее всего так и есть, вот такая у меня была... [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 2 мар 2023
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление