1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @TBAPb, ESS1688 без PnP (или с возможностью включения этого режима джампером) - одна из самых совместимых, дешёвых и при этом достаточно качественных звуковух, её очень удобно использовать совместно с более поздней PCI-картой (Live!, Audigy и т. п.), потому что в Windows по умолчанию её вообще не видно. Именно ES1688 - потому что у ES688 нет MPU-401, а все более поздние чипы - PnP, карты на них сделаны проще и дешевле. Хочется заиметь качественную ES1688 со входом для спикера. Что делать с этой ногой AMODE, если речь только про nonPnP режим?
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2023
  4. TBAPb MIA

    TBAPb

    Хелпер

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.008
    Я бы просто оторвал, если не жалко.
    Но повторюсь, для конфигурации нужны выставленные AS0, AS1, без возможности их конфигурирования (т.е. джамперов) уедет на A230/A250. Так что не факт что это виабельный вариант.
    А это прям проблема?
     

    Вложения:

    • DSA0090904.pdf
      Размер файла:
      152 КБ
      Просмотров:
      72
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Правильно понимаю, если на модифицируемой звуковой карте с ES688 нет джамперов для конфигурирования, значит AS0 и AS1 выставлены? Или как достичь этого?
    Не нравится, когда звуковухи за прерывания бодаются (н-р, тот же MPU-401). Понятно, что ненужные можно выключить в диспетчере устройств, но люблю там полный порядок.
     
  6. TBAPb MIA

    TBAPb

    Хелпер

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.008
    ... С чего бы?
    В аттаче хороший пример не PnP карты - прямо видно дороги от AS до ног, AMODE при этом в воздухе.
     

    Вложения:

    MAN-biker нравится это.
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @TBAPb, если стоит цель впаять в такую карту чип ES1688 вместо имеющегося ES688, что конкретно нужно сделать, кроме отрывания ноги AMODE?

    a50_img_avito_st_image_1_1_zcjg_7a5YSHWTOMs9oD8qipYZytU2HejWVh3a17ef7807e39958161da3aabd4e8c4f.jpg
     
  8. TBAPb MIA

    TBAPb

    Хелпер

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.008
    а) она тут (качество дерьмо) и так никуда не подключена. Что, вместе с дыркой вместо джампера "SOFTWAVE ADDRESS" ещё раз подтверждает, что этот экземпляр - на ES688.
    б) с электроникой не дружим от слова совсем? Я уже даташит дал, сравнение распиновок.
    в) стоимость карты + стоимость замены чипа = слишком дорого, и это если всё пройдёт удачно. Я бы тут следовал заветам Сунь Цзы.
     
  9. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    Он уже писал что в электронике не силён, тут вопрос в принципе , а не цены на работы итд, он же говорил , что у него есть чел-паяльник.... так что как говорится назвались клизмой ......
     
    MAN-biker нравится это.
  10. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    На карте с 688 будет ещё внешний FM синтезатор. Так что выпаивать надо будет и его, а так же смотреть, чего и куда должно по этой части быть на 1688.
    Если карта изначально на разводке под оба варианта, то шанс на успех есть. Но даже тут работа врядли будет только в пересадке чипа.
    Если карта разведена изначально под 688 - врядли всё будет просто.
    Для менее общих суждений уже надо поднимать даташиты и смотреть конкретные карты.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @Колючий, @TBAPb, спасибо за попытки объяснить/образумить, не потяну я эту задачу, а угробить живую Gold-16 или потратить деньги на бессмысленные перепайки туда-обратно могу запросто. Буду ждать появления на горизонте идеальной ESS 1688, на этом вопрос пока можно закрыть.
     
    MAN-biker нравится это.
  12. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Господа, нужна ваша помощь :)

    Ноутбук Toshiba 740CDT. Звуковуха там на чипе Crystal Semiconductor CS4232. Я скачал эти дрова: VOGONS Vintage Driver Library (vogonsdrivers.com) Но что-то с ними звук не заводится. У меня висит ошибка на каком-то Crystal PnP Audio System Control Registers. Врать не буду, я вообще не ожидал такого. Я думал винда сама настроит столь древний звук, но что-то не ладится. Может есть еще какой-то уверенный драйвер?

    Причем купил я ноут с установленной виндой, там ошибок не было, звук работал. Т.е. технически ноут исправен, просто что-то по софту не ладится.
     
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Интересно, если звук с карты, не имеющей фильтра низких частот (в моём случае - AZT2320), направлен на линейный вход звуковой карты основного компьютера-микшера (SB1270), используется ли фильтр низких частот самой SB1270?
     
    Последнее редактирование: 23 мар 2023
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    После неудачи с OPTi 82C931 (один канал не работал) заказал ещё одну, на этот раз 82C929A.

    upload_2023-3-25_19-13-8.png

    Интересно, что на гитхабе для неё есть оптимизированные драйвера, в которых решено большинство проблем, связанных с совместимостью со стандартом SB Pro. Мой+Google вольный перевод описания этих драйверов:
    1. Можно переключаться между WSS и режимом SB непосредственно из командной строки.
    2. Можно настроить ВСЕ возможные параметры звукового контроллера в удобной программе настройки. Это обеспечивает улучшенную совместимость с Sound Blaster Pro, с этим драйвером звук работает почти во всех играх, в которых не работает с оригинальными драйверами.
    3. Некоторые кодеки не полностью калибруются при первом запуске, что приводит к искажению вывода звука. Поэтому часто рекомендуется инициализировать звуковую карту дважды. Для решения этой проблемы используется параметр /N, позволяющий указать количество желаемых инициализаций.
    4. В то время как OPTi 929 очень хорошо имитирует Sound Blaster Pro DSP, имитация микросхемы микшера, к сожалению, реализована не так точно. В некоторых программах, написанных для SB Pro, нельзя изменить громкость или есть проблемы с выводом звука в стерео. Многие из этих проблем теперь решаются с помощью расширенных настроек этого драйвера, также есть новый микшер, который обходит микшер Sound Blaster в OPTi 929 и изменяет громкость прямо в кодеке, а также небольшая программа TSR, которая принудительно заставляет звуковую карту выводить стереозвук в режиме Sound Blaster Pro.
    Как карточка приедет, буду пробовать.
     
    Последнее редактирование: 26 мар 2023
    TheMadLynx нравится это.
  15. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    попробуйте эти....
     

    Вложения:

    • cswin95.zip
      Размер файла:
      450,5 КБ
      Просмотров:
      11
    MAZterXP и vorob нравится это.
  16. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    А вы пробовали её отмыть?

    Столь крутых историй оживления после очистки, как у @Колючий, у меня пока не было, но, во всяком случае, хуже чумазым (но и изначально исправным) материнкам от душа, к примеру, вот такой штукой точно не стало:

    aavatars_mds_yandex_net_get_mpic_5344732_img_id8506155092228725447_jpeg_orig_.jpg
     
  17. MAZterXP

    MAZterXP

    Регистрация:
    4 ноя 2018
    Сообщения:
    731
    Начать лучше с драйверов с официального сайта, на Vogons подозрительно много многообещающих универсальных драйверов. Вижу loveburn уже предоставил файл, так или иначе вот ссылка:
    Win95 sound drivers for Tecra 720CDT/710CDT
     
    Последнее редактирование: 4 апр 2023
    loveburn нравится это.
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @Revolter, хорошая мысль, как-нибудь попробую.
     
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    ИМХО, можно просто водой с мылом, или каким активным чистящим средством для посуды. Зубная щётка, кисточка и вперёд. Потом всё отмыть водой и при желании пролить ещё и дистилированной (меньше следов после высыхания). Главное просушить хорошо. Вытрусить воду, промокнуть полотенцем. На сутки на батарею. Или несколько часов в духовке при +70.
     
    Yuriy_X и Revolter нравится это.
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @Колючий, спасибо, попробую в выходные.
     
  21. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Заморочил я вам голову, господа. Извиняюсь. Это все моя пресловутая сборка винды 98 if. Она как то странно дрова поставила и они не работали, а другие не вставали.

    Поставил чистую 98 и всё легло как родное.

    IMG_6243.jpeg
     
    radical1010 нравится это.
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Впервые столкнулся с необходимостью запуска инициализатора чипа ES968 на карте ESS 1688 в PnP-версии. До этого, на системах с S7 (SS7), S370, S462 и S478 эта карта прекрасно инициализировалась с помощью единственной утилиты - ESSCFG.EXE (для ES1688, естественно).

    На системе с LuckyStar LS486EС2/486DX2 это не прокатило - ESSCFG.EXE ругается, что чип ESS ES688, ES1688 или ещё какой-то не обнаружены. Если же сначала запустить программу INIT_ESS.COM (которая, как я был уверен, нужна лишь для возможности подключить CD-ROM), то она сообщает об успешной инициализации чипа ES968, после чего ESSCFG.EXE видит звуковую карту, и всё отлично работает. По идее, вместо INIT_ESS.COM, можно было бы запустить через CONFIG.SYS официальную ES968.COM, но я не пробовал.

    Вместо INIT_ESS.COM+ESSCFG.EXE можно запустить UNISOUND.COM - эта утилита сама находит и инициализирует эту карту.

    Возникает вопрос, почему на LuckyStar LS486EС2 нужна эта прелюдия, а на более поздних системах не нужна? На LuckyStar LS486EС2 как-то иначе организован механизм работы Plug and Play?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление