1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Коллеги, о чём может сообщать потемневший текстолит на этой карточке?

    upload_2023-9-28_20-50-56.png
     
  4. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.399
    Усилок греется, наверное. Попробуйте пальцем температуру микросхемы в работе, попробуйте отключить усилитель, если такая опция есть у карты.
     
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @radical1010, это не моя карта, я думаю, брать или не брать. Известно только, что она работает.
     
  6. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Обычный усилитель, когда используется - греется. Используется длительное время - будут следы на текстолите.
    Вобщем, обычный случай, получить трупик вероятность не принципиально больше, чем в любом другом случае.
     
    TheMadLynx и Yuriy_X нравится это.
  7. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @Yuriy_X, если ничего не подключено, а микросхема усилителя всё равно горячая - значит пробита в КЗ и её лучше выпаять. Иначе можно прожарить токоведучщие дорожки к разъёмам ISA на материнке.
     
    Последнее редактирование: 29 сен 2023
    Колючий нравится это.
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @TheMadLynx, @Колючий, понял, спасибо за информацию. Сделал вывод, что покупать это за 1500 ₽ не буду.
    --- добавлено 29 сен 2023, предыдущее сообщение размещено: 29 сен 2023 ---
    На DOS Days в статье про ESS нашёл интересную информацию: "All cards with ESS chips prior to the ES1688 require the loading of a TSR called ENMPU.EXE to enable the MPU-401 interface". Кто знает, чем отличается этот ENMPU от SOFTMPU и при каких условиях работает на картах с ES688 (реальный или защищённый режим, нужны ли менеджеры памяти и т. д.)? Обязательно ли наличие чипа ES968?
     
    Последнее редактирование: 29 сен 2023
  9. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @Yuriy_X, Intelligent Mode с ним, в отличии от SoftMPU, не добавляется, если именно это интересует. Просто поддавшись дурному влиянию криатива первые ESS были совместимы только с SB MIDI, а MPU-401 не могли вообще никакой. Позже с осознанием ошибки ситуацию исправили, а для старых карт выпустили программный костыль.
     
    unp и Колючий нравится это.
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @TheMadLynx, по поводу Intelligent Mode ясно. А эта ENMPU.EXE тоже в защищённом режиме не работает, как и SoftMPU?
     
  11. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @Yuriy_X, тяжело утверждать что-то именно в такой постановке вопроса, так как никогда не пробовал лично использовать данную утилиту. Но из чужого опыта мне известно вот что:
    1) Не все карточки с чипами 688/1488 сотрудничают с ENMPU. Однозначной зависимости от дополнительных чипов типа 968 в этом моменте не подтверждено;
    2) Перед запуском ENMPU карта должна уже быть инициализирована родными утилитами;
    3) Многие игры работающие в защищённом режиме типа Doom 2 понимают SB MIDI и могут играть музыку без костылей типа ENMPU или SOFTMPU;

    ENMPU не ругается при запуске в DOS без менеджеров памяти типа EMM386 - это я проверил сам. Фактическую работоспособность проверить нечем ввиду отсутствия ES688/1488.
     
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @TheMadLynx, понял, спасибо за подробный ответ. Попробовал включить MPU-401 на Gold-16 3.3B с чипом ES688 (фото внизу) в составе системы с материнкой LuckyStar LS486EС2 и процессором 80486DX2-S 66 MHz. Не заработал ни SoftMPU, ни ENMPU. Порядок действий был такой:
    1. Запустил ESSCFG.EXE. Карта заняла ресурсы 220/7/1, MPU-401 отключен, при этом ему назначен порт 300. Программа закономерно не даёт ни изменить порт, ни включить MPU-401.
    2. Запускаю ENMPU, получаю ответ, что MPU-401 включен с назначением IRQ 9. Далее пробую запускать игры - ни одна не видит MIDI-устройство на порту 300 (пробовал и другие на всякий случай). SoftMPU с ключом /MPU:300 сообщает, что MIDI-устройства не обнаружены.
    Пока создалось ощущение, что для работы костыля, включающего MPU-401, нужен ES968. Даже ESSCFG 2.7 в шапке пишет что-то вроде ES1688+ES968 Configuration Ulility. Если попадётся экземпляр с этим чипом, то проверю. Пока ради этого тратиться не очень хочется - за Gold-16 на Авито уже ломят от 1500 до 3000 ₽, при этом часто непонятно, живая карта или нет.

    фото
     
    Последнее редактирование: 30 сен 2023
  13. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Абсолютно точно это не так. Есть гарантированно подтверждённые случаи работы ENMPU с картами без этого дополнительного моста от ESS. Как и писал ранее, точно зависимости пока никому выявить не удалось. На одних картах и системах работает, на других - нет. Есть только подозрения, что это зависит от реализации PnP в биосе матери. А вот SoftMPU не будет ни при каких комбинациях работать с ENMPU. Если нужно использовать SoftMPU с такими картами, то и нужно запускать только его с ключами для SB-MIDI режима.
     
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @TheMadLynx, понял. Поэкспериментирую с другими ESS 688, как попадутся. Я запускал либо ENMPU либо SoftMPU.
     
  15. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @Yuriy_X, учитывая отзывы тех, у кого заработало, не так много в этом смысла. Совместимость данного TSR с играми далека от 100 %. SoftMPU намного надёжнее. В целях эксперимента стоит попробовать поменять IRQ карты на 5 и в ENMPU параметром тоже указать 5.
     
    Yuriy_X нравится это.
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @TheMadLynx, мой экземпляр может занимать только 220/7/1, перемычкой можно изменить только порт на 230 или 240. Насколько помню, через ESSCFG не удавалось изменить ни IRQ, ни DMA.
     
    Последнее редактирование: 30 сен 2023
  17. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @Yuriy_X, тогда хотя бы 7 для ENMPU попробовать.
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @TheMadLynx, увы, перепробовал все варианты, но MPU-401 ни одна игра не видит.
     
  19. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    4.205
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    И снова попытался укротить Aztech второго поколения под названием Sound Galaxy Nova 16 Extra. Вот так выглядит эта звуковушка:

    [​IMG]

    На этот раз установил её в более подходящую систему с процессором 486DX2 66 МГц, джампером выставил режим EEPROM. Удалось найти DOS драйвера, они, оказывается, в оригинале были в комплекте с драйверами для Windows, которые под чистым DOS не открыть (вспомнилась шутка - pkunzip.zip). Режим EEPROM очень удобен - используемые ресурсы и настройки громкости - всё это хранится на флешке.

    Для инициализации карты достаточно переменных SET BLASTER и SET GALAXY в autoexec.bat, никаких утилит и TSR подгружать не надо. Предыдущий владелец заменил старые танталовые конденсаторы (и, кажется, электролиты) новыми, отчасти поэтому карта тихая для модели 1994 года, качество звука хорошее, настоящий OPL3. Однако всё это перечёркивается кривизной карты либо неведомыми мне факторами.

    Главная беда - кривой MPU-401 (с MIDI-дочкой). В драйверах он включен, ему назначен свободный IRQ 5. В Doom, Duke 3D и The Lost Vikings всё отлично. При этом RoTT виснет в сетапе, Hand of Fate виснет на заставке Westwood (с SoftMPU или ENMPU не виснет, но музыки нет), Shannara (драйвер Miles) не находит MPU-401, а звук (Sound Blaster) при старте воспроизводится несколько секунд и потом пропадает.

    В старых играх с поддержкой SB 2.0 и FM - Prince of Persia, все Dizzy, ранний Mortal Kombat, Wolfenstein 3D - никаких проблем, всё идеально. Вот такая странная звуковушка. В сети пишут, что с SoftMPU она виснет, но у меня в одной из игр эта утилита как раз предотвратила это зависание. Может я чего-то недопонял по части её настройки, но вроде бы уже всё проверил.
     
    Последнее редактирование: 4 окт 2023
    AndyFox нравится это.
  21. Редрум2

    Редрум2

    Регистрация:
    12 янв 2018
    Сообщения:
    996
    Вам уже писали поменять дрова Hard - Звуковые карты для DOS
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    В прошлый раз они у меня странно установились - директории пооткрывались, но были пустые. Поэтому и ничего не вышло с ними. В том пакете есть неведомо чем открываемый архив UTILITY.AZT на 403 Кб, полагаю, он содержит тот же набор файлов, который я пробовал вчера (тоже папка UTILITY). Сюда пишу в надежде, что у кого-то тоже есть карта на чипе AZT1605.
     
    Последнее редактирование: 5 окт 2023
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление