1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024 в 20:56
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.534
    Пришла эта карточка, вещь интересная, хотя сначала казалось, что полная лажа.
    Комплектные банки грузятся, но играют полную ерунду. В том числе и которые подписаны, как от NX
    Но оказалось, что драйвер понимает SF2 банки от креатива. Я успешно загрузил под виндой 2 и 4МБ банки и они нормально игрались. 28МБ он сожрать не захотел, пишет, не хватает памяти, интересно, где подкрутить, чтобы влезло. Максимальный размер банка еще предстоит установить, хотя подозреваю, что это 5МБ, как на встроенных банках. Надо будет накачать фонтов и поэкспериментировать.
    Под досом играется встроенный банк, хотя при загрузке пишет, что грузит выбранный в виндовой утилите из встроенных SF2 по такому-то пути (WINDOWS/SYSTEM)
    Пробовал подменять файлы, все равно играется встроенный, надо разбираться.
     
  4. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    259
    Попробовал.
    Эмуляция SB Pro запускается, но Дюк3д например в сетапе говорит что не нашел FM чипа и не может найти MPU-401 на 330 порту, когда пробую запустить со встроенным WT.
    Если запускать миди через геймпорт, то даже в медиаплеере система виснет почти намертво.

    Единственно что, не помню уже, пробовал ли 2041 дрова
     
  5. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    613
    можно ссылку на ваши драйвера?
     
  6. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.534
  7. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    613
    сильно шумная карта? У меня настолько сильно фонит, что даже страшно включать звук
     
  8. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.534
    На моей усилок не распаян вообще и кодек другой. Слушал пока только в наушниках, сколько там они могут вытянуть, особого шума не заметил.
    Карта какая-то ноунеймовская тоже, не фирменная.
     
  9. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.534
    Немного погонял звуковушку.
    Грузит встроенные банки 1.6 и 5МБ, как оказалось, оба звучат под вин98 терпимо, хотя и хуже энсониковских.
    От креатива пробовал грузить SF2 2 и 8МБ, играется нормально, 16МБ и больше пишет, что не хватает памяти. Граничный размер лежит где-то в районе 12МБ.
    Под досом грузится банк gm16nx.sf2 из папки WINDOWS\SYSTEM, но играется криво и вразнобой. Я пробовал его заменить разными банками, даже 28МБ прокатывало, но они все играются так же криво. Думал, он играет какой-то другой банк, но если файла нет или он не SF2, то выдает ошибку при загрузке.
    FM музыки от карты мне нигде получить не удалось с текущими драйверами.

    samples.jpg PCI Audio.jpg fonts.jpg

    Бывшие у меня DLS файлы использовать не хочет, или вис при загрузке, или тишина.
    Что это за SLB файлы? По виду тоже, как банки, но как их задействовать?
     
    Последнее редактирование: 26 окт 2023
  10. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    Хочу добавить в тему микшеров.

    На али уже давно продаются подобные платки:

    20231110_150801.jpg

    Микшер на два входа, на выходе мощный ОУ 4556A для подключения наушников.

    Взял на пробу такой, немного поэкспериментировал, доработал напильником.

    Получилась такая штука:

    20231110_151014.jpg

    Это мой вариант для задней панели, более традиционно можно установить его на заглушку отсека 5.25, регуляторами наружу.

    Ну и свой вариант я немного модифицировал, но это больше косметика, в исходном состоянии он так же работает отлично.

    Согласуется с линейными выходами, например, awe32 + gus, и раскачивает любые наушники.

    Питается от 3-pin разъёма для подключения вентилятора на материнской плате без дополнительных фильтров по питанию. Вопреки опасениям, никаких наводок и помех.

    Замеры RMAA уже установленного в сборку, loopback с нагрузкой 36 Ом:

    RightMark Audio Analyzer test - Mixer NJM2068 wLoad [DFI] 2023-11-11.png
     
    unp, Колючий, Revolter и 2 другим нравится это.
  11. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    Вопрос сообществу про Gravis UltraSound.

    GF1 может осуществлять микширование и передискретизацию любых семплов в 16 х 44кГц.

    Передискретизация возможна только для семплов из памяти и в случае поддержки возможностей GF1 со стороны плеера или игры.

    Вопрос - где и как можно проверить факт передискретизации?

    Сделать тестовый трекерный файл? Или м.б. есть игра с подходящими семплами?

    Для обычных wav/mp3 файлов передискретизация не работает, я проверил.
     
  12. Редрум2

    Редрум2

    Регистрация:
    12 янв 2018
    Сообщения:
    996
    Проверить можно с рекордера экрана. Выбрать устройство записи Гравис. Или любой мп3 не поддерживается?
     
  13. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    Какого рекордера? Вы про эмулятор?
    Я про реальную железку спрашиваю.

    mp3 или wav 8x22 при воспроизведении на GUS MAX не передискретизируется, это легко проверить по спектру
    --- добавлено 15 ноя 2023, предыдущее сообщение размещено: 15 ноя 2023 ---
    006 sin.png


    Вот график спектра, тут сравнение гуся и AWE32.
    Сигнал - синус 4кГц, wav файл 8 бит х 11 кГц.
    DOS, плеер mpxplay.

    У AWE32 цифровой фильтр на частоте дискретизации/2, у гуся фантомная копия сигнала на 7кГц (11-4).
     
  14. Редрум2

    Редрум2

    Регистрация:
    12 янв 2018
    Сообщения:
    996
    Я пользовался Goldwave ранее для создания особых wav, поэтому советую ее. Там много форматов. Создали нужный и смотрите на график анализера. Тру?
     
  15. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    Эти файлы я в Audacity создавал. Какая разница где. Проигрывал в DOS разными плеерами, например, XTC-play точно поддерживает аппаратно GF1.

    Но для wav гусь не делает передискретизацию.

    А когда делает? Для семплов из трекерных файлов, которые плеер грузит в память карты?
     
  16. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    128
    Нужен осциллограф чтобы видеть сам сигнал, ну или современная звучка (192Khz ?) что-бы успевать хватать чего он там интерполировал, вместо синуса лучше меандр с резким переходом между точками
     
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.509
    Не претендую на истину, так так вопрос больше касается вкусовщины. Мне SAM2695 (Dreamblaster S2) в сравнении со стандартным банком AWE64 нравится больше только в рок-композициях - последний в них противно квакает. А в играх, где преобладают всякие флейты и пианино, предпочёл бы AWE64 - мягче, сбалансированнее, ну и как-то натуральнее. Если бы выбор был только между этими вариантами, то остановился бы на AWE64. Кстати, при использовании стороннего костыля DOS32AWE она прекрасно работает в режиме General MIDI под чистым DOS в защищённом режиме. А под Windows при наличии на карте дополнительной памяти можно подключать вполне достойные банки - оригинальные на 3.5, 4 и 8 Мб или тот же masterpiece.sf2 (очень хорош в Doom и Duke Nukem 3D).
     
    Последнее редактирование: 17 ноя 2023
    SanTix нравится это.
  18. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.534
    @Yuriy_X, а вы проверяли AWE64+masterpiece.sf2 на первом уровне в Hexen? У меня на аудиге с ним играется какая-то совсем уж посторонняя хрень.
     
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.509
    @radical1010, проверю вечером, у меня как раз эта система подключенная стоит.
    UPD: Хотя нет, попозже проверю) У меня сейчас компьютер с Audigy подключен.
     
    Последнее редактирование: 17 ноя 2023
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.509
    @radical1010, при использовании банка masterpiece.sf2 никаких аномалий не заметил ни на одной из этих карт. Здесь записал AWE64, а здесь Audigy. Для первой параметры хоруса и реверберации выставлены по умолчанию, для второй чуть-чуть поднял высокие и низкие, добавил EAX эффект Heavy Metal. У вас как-то иначе играет?
     
  21. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.534
    @Yuriy_X, да, у меня какой-то странный эмбиент вместо этой музыки. Ладно, буду разбираться, попробую еще на чистой/другой системе.

    Как, кстати, по науке поставить родные досовские драйверы для AWE64? А то они хотят либо чистый дос, либо вин3.11, под досом, который от 98, устанавливаться не хотят.
    Раньше пользовался юнисаундом без особых заморочек, сейчас хочу попробовать под досом встроенный звуковой банк подменить.
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.509
    @radical1010, я только под чистым DOS устанавливал те, что выложены на официальном сайте Creative.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление