1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024 в 20:56
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    Всё есть, специально купил на авито старую emu 0204 и намерил десяток ретро-звуковых в RMAA.

    Возможно потом тут выложу краткие результаты, если будет интересно.

    Передискретизацию я смотрю по спектру.

    Запускаю на воспроизведение файл с синусом или белым шумом.

    У SB 2.0 (CT1350), SB Pro 2 (CT1690), GUS MAX 1.8 и 2.1 прямой "аудифильский" тракт без цифровых фильтров и преобразований. Что на ЦАП пришло - то и вышло.

    После ЦАПа мы должны получить вот такой спектр (картинка из вики):

    Dac_spectrum.png

    Соответственно, при низкой частоте дискретизации после преобразования будут слышимые артефакты-копии полезного сигнала.

    Что даёт тёплое ламповое звучание специфический окрас семплов в старых играх на SB Pro.

    Что мы и наблюдаем на реальном спектре (сигнал - белый шум 8 бит х 11 кГц):

    234.png

    Т.е. в данном случае GF1 не выполняет передискретизацию и на ЦАП приходит 11кГц.
     
    Колючий нравится это.
  4. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    128
    В спектрах и котельниковых не разбираюсь, но если есть emu 0204, ставим захват на 192Khz(192 могут быть эмулируемыми/виртуальными), на гусе играем меандр на невысокой частоте, при разглядывании записанного сигнала будет видно - синус, треугольник или изначальный меандр. ЦАП там токовый TDA1543/1387, если он дельта-сигма, то и встроенный цифровой фильтр ЦАПа вылезет на меандре (как на awe32 :))
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2023
  5. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    1000Гц 16x22, гусь и awe32:

    004 gus mpx 16x22 SQ.png

    007 awe32 mpx 16x22 SQ.png


    И что можно тут сказать? Спрашиваю без иронии, я дилетант в DSP и аналоговой схемотехнике.

    В GUS MAX стоит ЦАП TDA1545A, это мультибит, там нет фильтров и передискретизации. Что на него пришло - то и выходит. Вся обработка идёт в GF1.



    Вопрос с передискретизацией можно пока закрыть.

    Меня изначально запутало некорректное поведение некоторых плееров под DOS.
    Например, комплектный гусёвый playfile.exe в версии 3.11 играет только через GF1, а в версии 4.11 - только через кодек, хотя нигде об этом не говорит.

    Чтобы не гадать, потыкал в ЦАП палочкой щупом осциллографа.

    Итого, при воспроизведении wav и mp3 в известных DOS плеерах, передискретизация на GF1 не осуществляется.

    Возможности GF1 (передискретизация в 44.1 и микширование) используются только для семплов, загруженных в память карты (семплы из трек-модулей и WT семплы).

    Быстро прогнал несколько модулей и игр и замерил частоту на ЦАПе:
    Код:
                         Ch      Fs
    
    24.IT                64    19,3
    an-path.xm           32    19,3
    CARROT.S3M           12    44,1
    cosmic_outflow.xm    22    28,1
    DEADLOCK.XM          24    25,7
    cronolog.s3m         16    38,6
    ascent.s3m            9    44,1
    badkarma.mod          4    44,1
    
    War2 setup                 22,1
    heretic menu               22,1
    Duke3D setup               25,7
    Doom2 menu                 22,1
    Descent2 setup             25,7
    
    Тут всё соответствует известной табличке с ограничениями GUS MAX на число активных голосов.
    Игры, вероятно, резервируют какое-то количество голосов под эффекты.

    Cubiс и XTC-play при воспроизведении модулей используют возможности GF1.
    Mpxplay всё обрабатывает программно и ресемплирует в 44.1.

    В общем, ничего нового.
     
  6. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Может немного не тему, (давно это было), но GUS Max, поддерживает оцифровку до 48, а GF1, это семплерный синтез и в оцифровке он, как бы не участвует. А вот аналоговая часть у него выше всяких похвал!
     
  7. Редрум2

    Редрум2

    Регистрация:
    12 янв 2018
    Сообщения:
    996
    @Sirruf, Ch - channels. Fs - ? Может создатите табличку с dos играми и проверите свои звуковые карты? Укажите в ней количество голосов и прочие параметры.Я даже по такому поводу могу отправить на анализ свои isa и pci cards.
    95.213.221.146 28.11.2023 12:39:24
    "3D звука нет.

    О Gravis UltraSound сложено много легенд и небылиц. Недаром он числится в списке легендарных вещей. И я должен сказать, что это действительно легендарная плата. И если вы сможете настроить её под Win95, то она долго будет радовать вас высшим качеством Миди и отсутствием шумов."
     
    Последнее редактирование: 28 ноя 2023
  8. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    Верно, запись и воспроизведение в 48кГц это кодек CS4231, который WSS поддерживает. Там и передискретизация, и цифровые фильтры, как у SB16+. Но он очень шумный, а в играх в основном нужен только GF1.

    По измерениям в RMAA, все гуси заметно хуже любых SB16 и AWE32. Это для случая воспроизведения музыки и эффектов. Позже выложу результаты.


    Это имеет смысл только для гуся с GF1, у которого есть аппаратное ограничение на число активных голосов / частота семплирования. Протестировать варианты музыка одна карта - эффекты другая, или для случаев, когда в сетапе можно выбрать количество каналов эффектов. На вогонсах что-то подобное обсуждалось вроде бы, но замеров никто не выкладывал.
    Возможно позамеряю, но постепенно.

    Могу предположить, что характер звучания будет изменяться по закону - ниже частота дискретизации => больше слышимых артефактов на ВЧ => звучание ближе к SB Pro, выше частота дискретизации => артефакты уходят в неслышимую область => окрас звучания ближе к SB16.

    В SB16, AWE и части SB-совместимых карт стоят динамические цифровые фильтры, отрезающие всё выше половины частоты дискретизации. Соответственно, эффекты и музыка звучат примерно так же, как и на любой современной звуковой.
     
  9. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    128
    Судя по картинкам на гусе если и есть передискретизация, то она повторяет сигнал, можно считать что её и нет. А на AWE винегрет: цифровой фильтр с оверсэмплингом (скорее всего в ЦАП) + неизвестно что и на какой частоте подается на вход ЦАП.
     
  10. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    Ну да, как-то так и есть.
    В SB16+ дельта-сигма ЦАП с фильтрами и оверсемплингом. Вероятно, на сам ЦАП приходит поток с исходной частотой дискретизации, а ЦАП ресемплит и устанавливает настройки фильтра.


    .png
     
  11. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Ну ты дал!!! -64db AWE32 против -70db GUS MAX?
    Только для эффектов, поскольку на GUS только эмуляция SB Pro.
    Тогда было фиолетово, поскольку в играх точилось под SB (т.е. 22KHz 8bit), что в DOS, что в Windows, и 16-32 голоса, передискретизацию оставляли на усмотрение разработчика,(поскольку карты умели воспроизводить достаточно широкий спектр оцифровки). Плюс, я делал в 98 году SB+GUS Max с разделением. SB - эффекты, GUS - музыка. (TX-97e,166MMX),

    May be, may be...

    What?
     
    Последнее редактирование: 2 дек 2023
    Редрум2 нравится это.
  12. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    Фиг знает, что и как они там тестировали. GUS PnP у меня в DOS шумит очень заметно, но это проблема не карты, а кривого DOS микшера.

    У SB16+ ровная АЧХ, ЦАП не вносит в сигнал никакого окраса и отрезает все артефакты преобразования. Именно так работают все современные обычные ЦАПы.
    Поэтому Philips TDA1545A, который стоит на гусе, и который оставляет артефакты на высоких частотах, сейчас считается "винтажным" и "аудиофильским".

    Постоянно встречаю утверждения, что SB16 шумит меньше, чем AWE32, GUS MAX шумит ещё меньше, а AWE Gold это вообще топ и по звуку, и по отношению сигнал/шум.

    По факту, и по измерениям, и на слух, при правильных настройках микшера - уровень шума у всех этих карт примерно одинаков.

    Offtop
    И примерно соответствует шуму AE-5 на моих наушниках, спасибоЛядовуЗаЭто.



    Смотрел много файлов с результатами RMAA, которые выкладывались и здесь, и на vogons, извините, но половина тестов явно провалены.
    В тестовом сигнале RMAA нет нормальных сигнатур начала и конца, соответственно, любой щелчок в начале или конце воспроизведения приводит к некорректным результатам.
    Плюс необходимо развязывать земли ретро-сборки и аудиоинтерфейса, идеально вообще использовать ноут + USB звуковую.
    Иначе на графиках будет каша - куча ВЧ наводок, фон 50Гц и его гармоники.

    RMAA не является средством измерения и больше подходит для оценки хуже-лучше.
    Как уже писал, я дилетант в аналоговой схемотехнике и обработке сигналов, в измерениях и оценках могут быть ошибки.
    Для желающих и лучше разбирающихся могу выложить исходные файлы результатов.


    Итак, кратко,

    01. Сравнение SB16 CT1750, AWE32 CT3900 и AWE64 Gold CT4390.

    Одна из первых моделей SB16, одна из трёх топовых AWE32 и AWE64 Gold.

    Настройки микшера у всех трёх карт одинаковые, уровни громкости подобраны с позиции реального использования:

    Код:
    [PRESET]
    /MA:224;224;50
    /VO:255;255;50
    /MI:238;238;50
    /CD:0;0;50
    /LI:0;0;50
    /MIC:0
    /SP:0
    /TR:128;128;50
    /BA:128;128;50
    /IPL:MIC- CDR- CDL- LIR- LIL- MIR- MIL-
    /IPR:MIC- CDR- CDL- LIR- LIL- MIR- MIL-
    /OPS:MIC- CDR- CDL- LIR- LIL-
    /AGC:-
    /IPG:1,1
    /OPG:1,1
    Все тесты проводились в DOS, воспроизводился тестовый wav файл RMAA в плеерах mpxplay и xtc-play с нейтральными настройками.
    Сигнал брался с линейного выхода карт, без подключения дополнительной нагрузки.
    В качестве аудиоинтерфейса использовалась USB EMU-0204.
    Запись осуществлялась в 16х44.

    Тестовый открытый стенд на p2b-b + PII-200.


    AB.png



    Практически одинаковая АЧХ.

    Сравнимый уровень нелинейных искажений (у CT1750 похуже, у Gold - получше, но на слух это неразличимо).

    Практически одинаковый уровень шума (CT1750 немного хуже за счёт наводки на 50Гц).

    Почему AWE Gold считается менее шумной?

    На выходе Gold очень высокий уровень сигнала, из-за чего, вероятно, уменьшают уровень громкости в DOS микшере, а в случае AWE32 и SB16 - наоборот увеличивают, что не оптимально.

    Плюс потенциально меньшая подверженность наводкам из-за размера платы.

    К AWE Gold нельзя подключать низкоомную нагрузку (например, наушники) напрямую. Выходной ОУ не тянет.

    Сильно страдает АЧХ и растут искажения:

    A.png

    Такая же особенность у GUS PnP, выход рассчитан только под высокоомную нагрузку.


    02. Сравнение AWE32 CT3900 и GUS MAX 1.8

    Настройки микшера GUS MAX:

    Код:
    [Program State]
    Always_On_Top=YES
    Lock_LR=YES
    
    [Output Levels]
    MIDI_Left=0
    MIDI_Right=0
    MIDI=0
    Wave_Left=0
    Wave_Right=0
    Master=0
    
    [Input Levels]
    CD_Left=MUTE
    CD_Right=0
    Line_Left=0 MUTE
    Line_Right=0
    Mic_Left=0 MUTE
    Mic_Right=0
    Mic=MUTE
    Input_Gain_Left=0
    Input_Gain_Right=0
    
    [Recording Source]
    Wave=Mixed
    Voice=Line
    
    [DOS Levels]
    Line_Left=0
    Line_Right=0
    Line_Left_Mute=1
    Line_Right_Mute=1
    Mic_Left=0
    Mic_Right=0
    Mic_Left_Mute=1
    Mic_Right_Mute=1
    CD_Left=0
    CD_Right=0
    CD_Left_Mute=1
    CD_Right_Mute=1
    GF1_Left=-4
    GF1_Right=-4
    GF1_Left_Mute=0
    GF1_Right_Mute=0
    Codec_Left=-95
    Codec_Right=-95
    Codec_Left_Mute=1
    Codec_Right_Mute=1
    Output_Left=0
    Output_Right=0
    Output_Left_Mute=0
    Output_Right_Mute=0
    
    [DOS_MIXER]
    LOCK_BALANCE=ON
    
    Кодек CS4231 установлен в Mute. Остальные уровни громкости подобраны с позиции реального использования.

    AB.png


    Отличия в АЧХ и уровне искажений. Уровень шума сравнимый.

    Такой завал на ВЧ у гуся формируется жёсткими RC цепочками обратной связи в усилительных каскадах на ОУ.

    Вероятно, это вынужденное решение из-за отсутствия цифрового фильтра и необходимости фильтровать артефакты на ВЧ, особенно для низких частот дискретизации. У SB Pro 2 и SB 2.0 похожая АЧХ.

    "Пила" на графиках интермодуляционных и нелинейных искажений, это, вероятно, следствие применения ЦАПа без передискретизации и цифрового фильтра.

    Да, GUS PnP в DOS мне не удалось нормально настроить и протестировать.
    Там очень корявый DOS микшер, сигнал-шум лучше 70дБ не получался.

    03. Сравнение AWE32 CT3900 и GUS MAX 1.8 для тестового сигнала в 8 бит 22 кГц


    AB.png


    У AWE32 обрезается всё, что выше 11 кГц, т.е. выше половины частоты дискретизации. Это работа цифрового фильтра в самом ЦАПе.

    У гуся фильтра нет, поэтому появляются ложные копии полезного сигнала, что видно на графике интермодуляционных искажений (белая палка на частоте 22-7 = 15 кГц).

    Вот здесь более наглядно. Спектр синуса 4 кГц в 8 бит х 11 кГц. Копия сигнала на 7 кГц (т.е. 11 - 4):

    006 sin.png


    Это придаёт "окрас" звучанию семплов в старых играх, аналогично SB Pro.

    Это обсуждалось здесь, например:

    Древности: чем хуже, тем лучше или особенности Sound Blaster Pro 2


    04. Сравнение GUS MAX 1.8 и Sound Blaster Pro 2 CT1690 для тестового сигнала в 8 бит 22 кГц

    CT1690 нагружался на резистивную нагрузку 36 Ом.

    Параметры микшера для CT1690:

    Код:
    C:\SBPRO\SBP-SET.EXE /M:12,12 /VOC:15,15 /FM:15,15 /CD:0 /X:0 /LINE:0,0 /DNFI:OFF

    CT1690 тестировался с отключённым фильтром.


    AB.png

    Очень похоже. Гусь - лучший SB Pro ;)

    На графиках этого нет, но CT1690 больше подвержен наводкам и уровень фонового шума у него заметно выше.

    Было бы интересно сравнить с GUS Classic, но его у меня нет.


    05. Про замену конденсаторов

    На vogons'ах любят менять электролиты на звуковых на "аудиофильские", часто делают это без разбора и варварски, куроча плату.

    В качестве эксперимента я поменял на SB16 и паре AWE32 все электролиты на хорошие современные. Разницы на слух и в измерениях RMAA не обнаружено.

    Иногда на старых звуковых (чаще всего на дешёвых ESS и ранних SB16) действительно подсыхают и теряют ёмкость конденсаторы, обычно в обвязке усилителя и на выходе SPK_OUT.

    Их можно заменить. БОльшую часть конденсаторов можно проверить ESR-метром в схеме, не выпаивая.

    Единственные конденсаторы, которые имеет смысл менять - это разделительные конденсаторы на линейном выходе. Стоят 1 мкФ, можно заменить их на 10 мкФ, уменьшит спад АЧХ на нижних частотах.

    Проверил на AWE32 (линейный выход нагружен на 10кОм):

    fr.png
     
    Последнее редактирование: 3 дек 2023
    Oleg Krylov, Колючий, Gamerun и 3 другим нравится это.
  13. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    .
    .
    06. Сравнение линейного выхода AWE32 CT3900 и выхода SPK_OUT


    Выход SPK_OUT нагружен на резистивную нагрузку 36 Ом (эквивалент подключённых наушников).


    AB.png


    Вполне прилично.

    АЧХ наверняка можно выпрямить, подобрав конденсаторы в обвязке усилителя.

    Но и в исходном виде, я уверен, для обычного использования разница будет не слышна.

    Для SB16 CT1750 результаты схожие.


    07. Сравнение Sound Blaster 2.0 CT1350B и Sound Blaster Pro 2 CT1690 для тестового сигнала в 8 бит 22 кГц

    Обе карты нагружались на нагрузку 36 Ом. Регулятор громкости ставился в среднее положение.

    Параметры микшера для CT1690:

    Код:
    C:\SBPRO\SBP-SET.EXE /M:12,12 /VOC:15,15 /FM:15,15 /CD:0 /X:0 /LINE:0,0 /DNFI:OFF


    AB.png



    08. Сравнение AWE32 CT3900 и TB Tropez+ в режиме SB Pro для тестового сигнала в 8 бит 22 кГц


    AB.png


    Практически идентично.

    Результаты ограничены предельными параметрами самого сигнала.

    Tropez в режиме SB Pro ведёт себя аналогично SB16+.
     
    Последнее редактирование: 3 дек 2023
    Oleg Krylov, Gamerun, Hustler и 2 другим нравится это.
  14. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.561
    У тебя ESS нету случаем?
     
  15. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    Пробегают часто, будет более-менее приличная, протестирую.
     
    Колючий нравится это.
  16. LoneWolf_E

    LoneWolf_E

    Регистрация:
    16 ноя 2006
    Сообщения:
    158
    Добрый день!

    Стал счастливым обладателем следующих карточек:
    P_20231130_235302_1.jpg
    По которым есть несколько вопросов:

    1. Что за дополнительные напаянные проводки на двух из них (CT3900 и CT4380)?
    Подробнее на CT3900 видно тут:
    P_20231130_234922_1.jpg P_20231130_234942_1.jpg
    На забугорных форумах я встречал упоминание о том, что так могли лечить обнаруженные баги в микропрограммах чипов - хардварно, так сказать, но насколько это правда - не уверен.

    2. Правильно ли я понимаю, что несмотря на то, что CT3900 не PnP, она должна определяться той же Windows 98SE хотя бы как неизвестное устройство независимо от положения джамперов? Потому что пока она вообще слотом ISA не видна и как проверить работоспособность не очень понятно. Первые две вовсю играют, к ним вопросов нет, но они PnP, всё сильно проще.
     
    Последнее редактирование: 4 дек 2023
  17. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.542
    нет, она не должна определяться
    ее надо ставить через установку оборудования с выбором устройства из списка, после этого она должна заработать под виндой, по идее
     
    LoneWolf_E нравится это.
  18. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.561
    Провода - заводской присиранс. Криватив не просто так кривативом прозвали. У них как бы не четверть сложных плат с этим.
    Но железяки вкусные, мои поздравления.
     
    LoneWolf_E нравится это.
  19. Редрум2

    Редрум2

    Регистрация:
    12 янв 2018
    Сообщения:
    996
    Ещё бы в "шапке" описание поправить:
    Инфа c Wikipedia.
    Ну, и в довесок табличка.
    Или утверждение Sirruf верное?
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 6 дек 2023
  20. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    Это MIDI.

    А ограничение по голосам - это синтез, WT.

    .png
     
  21. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    791
    Послушал, как в ролике звучит и всё же заказал себе это новодельное чудо - Звуковая карта ESS1868 + MIDI SAM2695 для 8088 (XT) и выше восьмибитка, которая. Подкупило, что коротенькая и хорошо подходит в пару с компактной материнкой 104 формата (промышленные одноплатники 10х15 см). Сверхтребований нет. MIDI меня устраивает слушать и на современном компе с программным синтезом с подключаемыми SF2. Из плюсов этой платки OPL3, в FM она получше AWE-шки, ИМХО, играет. Я бы, наверное, и встроенным в эти платы AC97 "перетоптался", но его под DOS, видимо, никак не завести :(
     
    Yuriy_X нравится это.
  22. Редрум2

    Редрум2

    Регистрация:
    12 янв 2018
    Сообщения:
    996
    Почитал про alc882 - 192Khz, 24 bit. Можете проверить алс любой в DOS.или rmaa? С вставкой таблички.
    Немного инфы о SB awe:
    "Знатоки говорят что все кретайвы с dsp старше 4.05 имеют глюки в реализации MPU401 интерфейса - ноты иногда зависают при проигрывании. И советуют для максимально корректного проигрывания миди через внешний модуль/дочку среди кретайвов брать не старше CT17x серии. А это во первых SB16 а во вторых даже не любые. Хотя я собирая различные аве32 ревизии для себя пока обнаружил две наименее глючные в этом плане - CT3900 и CT3980."
     
    Последнее редактирование: 9 дек 2023
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление