1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. _ALS_

    _ALS_

    Регистрация:
    13 апр 2018
    Сообщения:
    212
  4. -Mikle-

    -Mikle-

    Регистрация:
    12 дек 2023
    Сообщения:
    55
    Сейчас специально вики посмотрел - всё-таки 512 Кб.
    Не представляю, но продавать не собираюсь, я себе собрал ностальгический комп с Win98, туда и поставил.
     
    unp нравится это.
  5. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    707
    @_ALS_, Это-то понятно. Это даже ведь не единственный софтсинт с поддержкой SF2. Вопрос том, как "запилить" MIDI интерфейс и всязать всё это со старой машиной. Конвертены USB-MIDI для подключения MIDI-клавиатур, интересно подойдут? И какие? Идеально использовать на старой машине Game-port мультикарты или звуковухи. Ещё вопрос, к слову, что будет с конфликтом со встроенным синтом, если он тоже есть и, как его вырубить? Я просто с внешними устройствами MIDI совсем никаких дел не имел, поэтому слегка в сумбурных мыслях :) А так идея в принципе кажется заманчивой, чтобы свой основной новый комп (или отдельно для этого что-то выделить) использовать для синтеза миди через внешний интерфейс, при игре в старые игры на старой ДОС-машине. Синтез цифрового звука, понятно, что или SB-подобной звуковухой или со встройки, если под ДОСом заведётся. Сейчас в принципе можно и довольно мощные компактные платы присмотреть не крупнее mITX, производительности которых должно хватить для синтеза SF2 умеренных размеров (монструозные банки на пару Гиг будут, вероятно, лагать, но это пробовать уже "по-месту" нужно)
    --- добавлено 13 дек 2023, предыдущее сообщение размещено: 13 дек 2023 ---
    Где? Вот тут ясно по 1 меговый написано - Sound Blaster AWE32 - Wikipedia
    Да у меня же она была (точнее есть и теперь, но где-то хорошо лежит - пока не нашёл) и я её WT cинтез хорошо помню. У меня есть этот меговый банк и он звучит именно так, как звучала моя AWE. Другие креативовские банки тех лет, они все по-разному звучат, на слух их не сильно сложно отличить.
    --- добавлено 13 дек 2023 ---
    Нашёл сходу только одно объявление https://www.avito.ru/sankt-peterbur...pin_16_mb_dram_sim_30_pin_16mb_1mb_1822674887
    Ценник на моё ИМХО, совешенно дикий. Вместе с амой AWE за двадцатку уходит. Как по мне, так не стоит это того.
     
    -Mikle- нравится это.
  6. -Mikle-

    -Mikle-

    Регистрация:
    12 дек 2023
    Сообщения:
    55
    Теперь дошло - там 512 Кб впаянного ОЗУ, без планок. Согласен.
    В плане возможностей - конечно, не стоит, это всё может SBLive!, используя системную память. Там, кому нужна аутентичность, можно блок эффектов настроить так же, как было на AWE32.
     
    Редрум2 и SanTix нравится это.
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Я использую ROLAND UM-ONE MK2 USB, прекрасно работает. Одним концом (USB) подключается к компьютеру, другим, через шнурок на фото ниже, к геймпорту звуковой карты. Таким образом достигается соединение MIDI-OUT ретроПК с MIDI-IN виртуального синтезатора.

    [​IMG]

    Зависит от того, куда направляется звук с виртуального синтезатора. У меня линейный выход ретроПК выводится на основной ПК с виртуальным синтезатором. Если нужен встроенный синтезатор звуковой карты ретроПК, то на нём через программный регулятор громкости включаю канал AUXB (на ESS он так называется), а на основном просто не запускаю программу виртуального синтезатора. Если нужно наоборот - глушу AUXB и запускаю на основном ПК нужную программу (FluidSynth, SCVA, Munt и т. д.). По умолчанию если подключить к геймпорту внешний синтезатор и к звуковой карте при этом будет подключена миди-дочка, то играть будет и миди-дочка, и внешний синт. Если линейный выход вашего виртуального синтезатора направляется на линейный вход ретроПК, то глушите LINE-IN (если хотите слышать дочку) или AUXB (если хотите слышать виртуальный синтезатор). В общем, достаточно заглушить ненужный канал.
     
    Последнее редактирование: 13 дек 2023
  8. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    707
    Можно ещё чуток подробностей, для тех то "в танке". Вижу, что DB-15 на шнурке "мама" и "папа". На звуковухе и мультяхе, "мама", вроде. Нужно, как понимаю, передать сигналы с ретрокомпа на современный. Вижу также розетки DIN, такие же, вроде, на МИДИ-клавах, как и на старых ПиСишных. В геймпорте, насколько я помню, под МИДИ не все пины, там большая часто под джой, но это не сложно найти. А вопрос в том, как реализован порт приема команд МИДИ на современном или "полусовременном" компе? Как туда передать МИДИ-сигналы. Через порт клавиатуры или ещё, как-то? Через порт звуковухи? Сейчас, вроде на USB какие-то переходники есть и совтово этот стык с миди синтезатором делают. Музыканты же народ консервативный, любят и старое барахло поюзать :) Значит и решения какие-то в этом направлении должны быть.

    У меня дочки нету, где-то должна быть звуковуха "SB-совмесимая" без WT, можно её, но нужно поискать (давно таким совсем уж ретро железом не занимался), с ней ничего глушить не нужно. Или AS97 если заведётся, то там тоже WT на 330 порте не будет в ДОСе (но смысла мало, т.к. нету и геймпорта, т.е. нужна ISA ёлка и мультикарта - плюсов по сравнению со звуковухой не просматривается). Но хотел бы и эту новодельную, там WT - встройка. Как её отмикшировать под ДОСом я пока не знаю, не знаю есть ли такие проги. Чип там ESS 1868, но я не знаю, как там микшируется звук с синтезатора SAM2695, который не на дочке, а распаен прямо на плате. По идее должен через ESS-ку же проходить, но х/з чего там накулибиничали, она ещё не приехала ко мне даже :) Может тоже setvol.exe подойдёт
    --- добавлено 13 дек 2023, предыдущее сообщение размещено: 13 дек 2023 ---
    Микшировать думаю на мониторе - через HDMI. У меня к нему колонки подключены, аналоговый вход на VGAtoHDMI шнурке. Может и железный микшер какой слеплю, нужно-то всего пару сигналов смикшировать. Отдельного монитора для ретрокомпа нету. Основной комп - ноут. Но может под синт и чего-то отдельно слеплю. Главное,чтобы не "гроб". Поэтому если приём МИДИ сигналов на USB возможен - идеально будет.
     
    Последнее редактирование: 13 дек 2023
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @SanTix, через USB. Здесь почитайте про ROLAND UM-ONE MK2 USB, многое станет понятно. USB-концом подключаем к компу с виртуальным синтезатором, DIN - к соответствующему DIN шнурка на фото выше, далее шнурок на фото выше подключаем к геймпорту ретроПК.
    --- добавлено 13 дек 2023, предыдущее сообщение размещено: 13 дек 2023 ---
    Скорее всего, через стандартные утилиты setvol.exe или essvol.exe нужно будет заглушить канал AUXB. Ну или автора спрашивайте.
     
    Последнее редактирование: 13 дек 2023
  10. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    707
    На всяких Авитах гуглится дофига подобных шнурков https://www.avito.ru/moskva/tovary_...dapter_perehodnik_3620965296?slocation=621540
    Это оно же самое, только от китайцев, или у Роланда, что-то другое? Но к нему, как я понимаю, ещё и драйверы нужны и, конечно, для роландовского шнурка и к этой китайской залипушке и подобным ей они могут и не подойти. Но, по крайней мере формафактор понятен. Т.е. нужно два шнурка.
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Я не стал связываться с китайскими, потому что узнал, что многие из них могут быть с придурью. По идее, функционально они примерно такие же. Конкретно для Роланда есть официальные драйвера, про китайские не знаю.
    --- добавлено 13 дек 2023, предыдущее сообщение размещено: 13 дек 2023 ---
    Два шнурка - если найдёте такой, как на фото выше (с гнёздами DIN). Более распространён вариант с двумя штекерами DIN. В этом случае понадобится дополнительный переходник, похожий на бочонок (с обеих сторон гнёзда), через который можно соединить два штекера.
     
  12. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Уже давно сделано и доступно как в виде открытой документации для самостоятельного изготовления, так и в виде готовых модулей:
    MP32L : MT32-Pi compatible MIDI module - Serdashop
    MP32L - Lite version of MP32 : Pi based MT32 synth \ VOGONS
    MT32-Pi Wavetable Board \ VOGONS
    GitHub - dwhinham/mt32-pi: A baremetal kernel that turns your Raspberry Pi 3 or later into a Roland MT-32 emulator and SoundFont synthesizer based on Circle, Munt, and FluidSynth.
    ...
    И ещё десятки ссылок на околостоящие допы-доработки - гуглите сами.
     
    SanTix нравится это.
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Вот это, на мой взгляд, самое интересное. Кто-нибудь у нас в России такое делает? Меня очень привлекает возможность один раз его настроить на LAPC-I или MT32, подключить к WT-разъёму и больше не трогать. А питание подать внутри, от БП.
     
  14. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    867
    Если не разбираетесь/не хотите разбираться, то не связывайтесь.
    Внутри может быть что угодно от нормальной схемы до "пары проводков".
    Мне достался такой экземпляр cLx.freeshell.org - The "CJS1039B" very crappy MIDI interface. Нормально работает на вход. Например, MIDI_клавиатуру к GAMEPORT подключить, т.е. поток идёт в компьютер. И совсем не работает на выход. По ссылке доработка до более-менее рабочего состояния. Начало сессии может не подхватить, приходится переподключать.

    Вообще у таких переходников две проблемы.
    1. MIDI и COM/USB (USB часто лишь эмулирует COM) работают на разных частотах и требуется организовать буфер для исключения потерь данных. Плюс само преобразование COM-USB может создавать неравномерные задержки порядка 0,2-0,3 с. (по личному опыту).
    2. Нестандартная организация физического уровня. Вообще непонятно, что китайцы городят, т.к. изначальный стандарт MIDI требует самую простую гальваническую развязку.

    Совет.
    Хотите использовать новую систему с USB в качестве MIDI-устройства - берите проверенное, рабочее решение.
    Другой вариант - использовать систему под управлением ОС не старше Windows XP. Будет поддержка MIDI/GAMEPORT через звуковую карту, а кабель потребуется стандартный MIDI со стандартной же гальванической развязкой (на звуковых картах таковая почти всегда отсутствует).
     
    SanTix нравится это.
  15. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    707
    Времени не на всё хватает, увы, а так-то я не против поразбираться. Плюс вопрос ещё и в доступности, эти китайские сразу нагуглил просто заинтересовавшись вопросом "а оно вообще популярно в народе". И, оказывается - вполне. Немного поизучать этот процесс будет даже интересно.

    Так ведь в данном случае именно так и нужно. Разве нет? Я не уверен, что оно должно наоборот работать, сомневаюсь, что китайцы задумывались, как МИДИ-поток с современного компа с онли ЮСБ передать на что-то старенькое с МИДИ интерфейсом. Хотя кто их знает - что у них в головах :)

    Это уже видится габаритным решением. Старая система плюсом не переварит ещё и крупные SF2. Но можно и без этих монструозных SF2, конечно, до 32 мег тоже есть интересное. Но тогда, если собирать древний комп с PCI звуковухой с геймпортом, то тогда зачем софтовый синт? Где-то валяется Live! и Аудиджина вторая, можно их аппаратный синтез использовать и тогда всё будет упираться только в оперативку. Решение использовать современный основной комп чисто под синтез, пока играешь на "старорежимном" выглядит универсальнее и заманчивее. Этакая связка из двух компактных решений: обычный игровой ноут и компактная ретросистема на одноплатнике, к которой добавляется МИДИ, если хочется поиграть в игры с ним, особенно с не совсем типовым.

    Развязку и состыковку уровней самому же, наверное можно запилить на оптрончиках и буферах, вроде ПУ4, разве нет?
     
    Последнее редактирование: 13 дек 2023
  16. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    867
    Пойдёт в компьютер со стороны MIDI. Для USB выход, соответственно.
    --- добавлено 13 дек 2023, предыдущее сообщение размещено: 13 дек 2023 ---
    Стандартная схема в Википедии MIDI — Википедия
     
  17. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    707
    @Strannik_, но, в принципе, попробовать можно - цена-то копеечная. И доступны. Не заработает - значит не фортануло :) Я тут штук 5 VGAtoHDMI конвертеров купил в поиске лучшего (все работают, но оказались примерно одинаковыми) :)
    --- добавлено 13 дек 2023, предыдущее сообщение размещено: 13 дек 2023 ---
    Простейшая схема, вроде. Даже странно, что китаёзы оптроны жлобят. Бытовым самодельщикам можно даже и в магаз не ходить - "сдуть" откуда-нибудь. Я ещё тот любительиспользования "подножных" деталей, лишь бы в магаз лишний раз не топать :) Есть пара плат DSL модемов на распайку в ящичке "на анигиляцию", там должны быть хорошие оптроны.
     
  18. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    867
  19. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    707
    У меня на работе ничего такого нет, кроме разве, что туалетной бумаги взять оттуда нечего :) Но кой-какие платы от связистского оборудования мне иногда перепадают :)

    Трансы в soic корпусах по нескольку штук? Чего-то низковаты. Или они в корпусах разъёмов?
     
  20. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    867
    @SanTix, микросхемы.
     

    Вложения:

  21. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    707
    @Strannik_, Что-то подобное, ЕМНИП, стоит на развязке в сетевухах и маршрутизаторах. Помню пилил совсем древние высокие, там натурально трансики на ферритах залитые компаундом были :)
     
  22. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    867
    @SanTix, да. В видеокамерах похожие (как на сетевых картах) модули поменьше размерами используются.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление