1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Редрум2

    Редрум2

    Регистрация:
    12 янв 2018
    Сообщения:
    996
  4. Редрум2

    Редрум2

    Регистрация:
    12 янв 2018
    Сообщения:
    996
    Установка дочки SW60XG и запуск игр MS-DOS с Sound Blaster Pro 2
     
    Последнее редактирование: 6 фев 2024
    unp нравится это.
  5. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    А как понять, есть поддержка D-DMA у чипсета или нет, у меня в setupds половина значений с невозможностью изменить их.. В поле DMA mode стоит DMA Base = 8000 изменить я могу только 4 значения, вкл/выкл Легаси аудио, порт фи,мпу и джойстик, остальные значения серые

    Под windows 98 вообще наглухо виснет, при тесте звука в setupe от duke 3d, а в чистом досе жалуется на DMA, в биосе выставил irq 5 для isa а для pci где она стоит 11 , в панели настроек ямахи в винде в Легаси принялись значения 220х5х1х330х388 но любое обращение из дос окна к звуку PCM крашит систему наглухо, (mpu , fm работают)
     
    Последнее редактирование: 7 фев 2024
  6. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.399
    D-DMA заканчивается в чипсетах VIA и Intel на чипсетах с ISA.
    У SIS где-то в районе "средних" чипсетов под P4 c 533 FSB (и К7 того же времени)
     
    Последнее редактирование: 7 фев 2024
  7. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    Т.е на 694Т он есть и работать должен? Тогда странно что ей не нравится и почему она в Винде крашит ПК!
     
    Mov AX 0xDEAD нравится это.
  8. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    (Телепатически) предположу, что речь про ямаху 7x4 под PCI? Там (в винде) проблема в совместимости ямаховских драйверов vxd с дюком.
     
  9. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    Да именно 724я
    Только с Дюком? Ок, а в досе почему как сбпро не работает зараза?
     
  10. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.399
    @loveburn, смотрите, что тут есть YMF744, DOS, no DMA? (PC/PCI, SB-link tests) (edit YES DMA, read further down) - Page 4 \ VOGONS

    For whoever else has the VT82C686 A/B south bridge or Abit VP6:

    1. Reserve IRQ 5 for your Yamaha YMF724
    2. Use SETUPDS.EXE from SETUPDS-VIA-VT82C686A-B.7z from https://drive.google.com/open?id=0Bx6yUkEXCMV … NkY5RklBLWNjT1k provided by @cyclone3d. I am also mirroring it as an attachment in this post. Mirrors and backups save lives.
    3. Use D-DMA in SETUPDS.EXE with IRQ mode INTA#. You may have to try different DMA channels. DMA 0 works for me. Ideally, DMA 1 should be available as some games do not support DMA 0 for whatever reason.
     
  11. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    А можно более подробнее по поводу 694Т?
    --- добавлено 7 фев 2024, предыдущее сообщение размещено: 7 фев 2024 ---
    Забрал , завтра буду посмотреть, обязательно отпишусь тут !
     
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    А о чём речь? Я по этой цитате не помню, о чём писал.
     
  13. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    108
    Речь про микросхемы южного моста, у VIA это 596, 686, 8231 и т.д.
     
  14. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    Ну 686B в составе аполло про133т идёт...

    В общем получилось завести ямаху (ддма чипсет умеет) но там всё немного не так как многие пишут... В целом если в чистом досе не нужна работа ямахи, то мануал верный, но если нужна, тогда во всяком случае для 686B есть нисколько условий чтобы заставить это работать! И далеко не все игры любят не стандартные irq , dma... У некоторых даже настройки дма нет... Но при большом желании, всё работает без всяких дсдма....
     
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @loveburn, и что вам помогло? С Duke Nukem 3D под Windows проблема устранилась?

    P. S. Я отказался от затеи использовать Yamaha 7x4 в ретросборках, поскольку под чистым DOS для музыки FM-синтеза мне недостаточно, а использовать MPU-401 можно лишь через MIDI/геймпорт, который подходит только для внешнего оборудования или небезопасного подключения некоторых дочек через переходник. В итоге пришёл к выводу, что для DOS нет ничего лучше хорошей карты ISA.
     
  16. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    Дюк крашит систему, оказывается это нормально, на вогонсах советуют поставить вдм драйвера, но я ржу без остановки, т.к у вдм нету поддержки Легаси)))) а кто-то даже ответил, что у него заработало)))) но самое интересное, что если взять не Дюка и на его движке игр, то всё работает, проверялв думе, кармагеддон, и несколько игр с звуком от miles sound system..... Нет проблем нигде, кроме °build игр.... Isa это конечно хорошо, но где бы выбор остановить, чтобы оно не стоило , как крыло от шаттла!
     
    Последнее редактирование: 8 фев 2024
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Да, я тоже слышал про те редкие случаи, когда Дюк не крашит систему. Но мне не удалось. С WDM какие-то отдельные DOS игры запускаются, но с большинством проблемы.
    Полноценная, с четырьмя гнёздами ESS 1688 (редкость) или 1868 (тоже редкость, но иногда встречается - Edison Gold 5.0), на базе Aztech AZT2316 и AZT2320. Ещё многим нравятся Ямахи 718/719, но с ними вроде бы на системах около 1 ГГц могут быть проблемы.
     
  18. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    но эти все карты бя.... без дочек они такие же УГ как и остальные.... не?
    --- добавлено 8 фев 2024, предыдущее сообщение размещено: 8 фев 2024 ---
    кстате на 6втхе-а крашится дюк, но не система)
     
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    не
    Не суть важно. У меня где-то перезагрузка была, где-то синий экран, где-то только вылет приложения.
     
  20. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    так они же пустые ФМ и ПСМ, и если не путаю решения таблично-волнового синтеза у есс УГ полное, без дочки не интересна она..... У грависа мидик мне не заходит, он сильно на любителя, хоть с кастомным паттерном хоть нет....
     
  21. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Yamaha 724 под чистым DOS'ом тоже, получается УГ полное. При этом у ES1688 и 1868, AZT 2316 и 2320 лучше совместимость с SB/SB Pro, не нужны всякие DDMA и другие костыли, проще с ресурсами, можно воткнуть самую доступную дочку (ту же "шишку" или примерные аналоги) и будет General MIDI. Что касается Gravis, то он из другой оперы, потому что стоит "как крыло от шаттла". Кстати, и ESS, и Aztech бывают с набортным WT.
     
    Последнее редактирование: 8 фев 2024
  22. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    но ямаха то уже есть, а остальное надо еще найти!)))) но я слышал этот ВТ, мягко сказать очень плохо)))) ну по остальному наверное да, но с таким же успехом можно ставить АВЕ) тем более у меня их несколько), но если бы была нормальная дочка, я бы подумал на счет сбпро....
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление