1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.399
    ERRO12: AWE32 initialization failed
     
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    А под чистым DOS есть возможность проверить?
     
  5. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.399
    Ну... надо его поставить где-нибудь, для начала.
    А что, инициализация при помощи unisound не является полноценной?
     
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Если FM не работает, значит явно что-то не так. Насколько помню, diagnose.exe позволяет проверить память и основные режимы карточки (цифровой звук 8bit и 16bit, FM, AWE32).
     
  7. STOCK

    STOCK

    Регистрация:
    13 янв 2007
    Сообщения:
    683
    Надо либо под чистым досом проверить, либо под виндой сначала установить с родного диска, как положено. У меня было похожее, тоже хотел карточку по быстрому проверить под виндовым досом и она упорно не хотела инициализироваться, хотя в конфигах для доса всё прописано было как надо. Хотел уже карту выбросить и заплакать, но тут меня торкнуло проинсталлить её под виндой и после этого всё и в дос-режиме заработало.
     
  8. Редрум2

    Редрум2

    Регистрация:
    12 янв 2018
    Сообщения:
    996
    @radical1010, случайно нашел при поиске в ютьюбе: eXoDOS
     
  9. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    108
    Является, для установки макс. уровня FM опция /VF99
     
    radical1010 нравится это.
  10. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.399
    В самом деле, там, видимо, оно просто притушено было в настройках по умолчанию, с /VF99 все работает.
    И под вин98 soundblaster и wavetable работает в дос приложениях.
    Шумновато через усилок, конечно.

    А разве там досовские драйверы ставятся при инсталляции виндовых? Я ничего такого не обнаружил.

    Еще вопрос, есть ли разница под DOS в том, сколько памяти на карте, 512К или 2048К, или там все равно одни и те же сэмплы загружаются и разница будет только с SF2 банками под виндой?
     
  11. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    108
    в DOS драйверах есть файл SYNTHGS.SBK для эмуляции Roland MIDI GS, размер файла 580 кБ, логично предположить что файл грузится в память карты. Если есть 2M памяти и выше, то умельцы наверное сделали улучшенные версии SYNTHGM.SBK/SYNTHMT.SBK/SYNTHGS.SBK заменяющие стандартные сэмплы из ROM. Используется MIDI эмулятором AWEUTIL.
     
    Последнее редактирование: 20 фев 2024
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    А есть карты, которые не шумноваты через усилок? Мне такие не попадались, даже более технологичная Ямаха 724 с использованием усилка весьма ощутимо шумит с наушниками-затычками.
    Да, есть разница, если использовать эмуляцию MT32 через фирменный MIDI-интерпретатор AWEUTIL. Набортных 512 Кб на CT4520 для этого не хватит - программа выругается на недостаток памяти.
     
  13. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.399
    Еще заметил не распаянный разъем S/PDIF, его можно как-то использовать?
     
  14. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    108
    Родной SYNTHMT.SBK содержит всего пару сэмплов, остальное это ссылки на ROM, не будет же локальная память использоватся для генерации сэмплов на лету...
     
    Последнее редактирование: 21 фев 2024
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Да, вроде можно впаять, разводка есть. Но звук будет только с WT-синтезатора (и, возможно, FM).
    --- добавлено 21 фев 2024, предыдущее сообщение размещено: 21 фев 2024 ---
    И тем не менее программа вас пошлёт подальше.
     
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Коллеги, в каких известных играх звуковые карты GUS раскрываются во всей красе (речь про MIDI)? Послушал записи треков из Doom, Duke 3D - очень своеобразное звучание, особенно если говорить про рок-композиции. А вот в Little Big Adventure, напротив, показалось, что именно GUS создаёт сочное, мелодичное, но при этом менее жёсткое звучание музыки в сравнении с моей любимой X2GS.
     
  17. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Я бы тогда рекомендовал послушать её с Dreamblaster S2\S1, если есть - вдруг ещё больше понравится? Вообще, мне кажется, кроме Epic Games именно из игроделов никто особо не интересовался гусём. Поддержка у большинства была чисто на уровне совместимости, а не ради раскрытия потенциала.
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @TheMadLynx, ясно, попробую S2. Получается, до 1994 года игроделы ориентировались преимущественно на FM-синтез, а из "дорогих" стандартов - сначала на MT-32, позднее на General MIDI, ещё позднее на AWE32, а поддержку GUS реализовывали по остаточному принципу. Почему-то был уверен, что до 1994 года альтернатив у GUS было немного, и игроделы просто не могли пройти мимо.

    А что особенного использовали Epic Games? Трекерная музыка в Jazz Jackrabbit на GUS играет как-то иначе, не так, как на любой другой звуковой карте тех лет?
     
  19. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @Yuriy_X, вообще да, звучит иначе, так как в отличии от других популярных карт того времени в случае грависа можно было наворачивать трекерный звук без оглядки на загрузку ЦП. К тому же есть (было?) целое движение по кастомизации патчей грависа для дополнительного улучшения звучания в какой-либо конкретной игре. Дум или десцент наиболее знаменитые в этом плане, пожалуй.
    --- добавлено 1 мар 2024, предыдущее сообщение размещено: 1 мар 2024 ---
    Хотя да, сейчас попробовал послушать записи на ютубе и отличия можно считать гомеопатическими, если не брать кастомные патчи.
    --- добавлено 1 мар 2024 ---
    Самый лучший видеообзор гуся применительно к старым играм:
     
    Колючий, Sirruf и Yuriy_X нравится это.
  20. TBAPb MIA

    TBAPb

    Хелпер

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.008
    ГУСеводы любят ГУСей, но трекерная музыка по определению не может звучать как-либо иначе. Потому что это микширование цифровых семплов. Вот качество микширования (и частота дискретизации) вполне себе влияние окажут, но это не "звучат по другому".

    В целом можно ориентироваться на glist, те что Native - могут (а могут и не) иметь патчсет => иметь другое звучание, по сравнению с просто миди.
    The Gravis Ultrasound Archive
     
    Yuriy_X нравится это.
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Изменение частоты дискретизации и/или другое количество единовременно воспроизводимых сэмплов и есть другое звучание.
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Это разницу где-то можно почувствовать на слух?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление