1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    Да. Фигню сморозил.
    --- добавлено 10 апр 2024, предыдущее сообщение размещено: 10 апр 2024 ---
    @radical1010, в сообщение Hard - Звуковые карты для DOS добавил настройку драйвера.
     
  4. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.751
    @radical1010, к сожалению, рабочий FM и практически нерабочее всё остальное (в ДОСе) - норма для PCI-версий CMI. Проблема, как минимум, в недоделанных драйверах, потому что вместо нормальной инициализации они творят какую-то дичь - любопытные с VOGONS уже обсуждали. Попытки "починить" ни к чему не привели, так как отсутствует нормальная документация по реализованным механизмам совместимости с ISA SB. Поэтому утверждать, что проблема только в программной части тоже нет возможности, так как аппаратную никто толком не смог проверить. В винде, кстати, всё на драйверах у CMI держится. В том числе и для ISA-версий. Например, экзотично пожатый звук ADPCM во втором дюке на картах с CMI 8330 не работает в ДОСе, но прекрасно играет в винде.
     
  5. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.431
    Просто интересно, что эти чипы довольно часто пихали в платы в качестве набортного звука как альтернативу АС97, причем производитель платы черным по белому обещает в мануале

    Optional PCI Audio Subsystem
    - CMedia 8738 audio chip w/ legacy audio SB16/Pro compatible
    - Advanced 64-Voice Wavetable synthesizer
    - Programmable independent sample rate from 4KHz to 48KHz for recording and
    playback
    - Full-duplex operation for simultaneous recording and playback
    - Supports MS DLS (Downloadable sample) level-1 technology with limitless
    variety of instrument samples using PC RAM
    - Up to 8MB wavedata provides 128 GM, GS and WT-32 compatible instruments
    and 10 drum kits
    - Supports HRTF 3D positional audio with MSDS, DS3D, DirectMusic, Aureal A3D
    and Creative EAX (Environment Audio Extensions) APIs
    - 4-Channel speaker audio support is easy to build up a Home Theater environment
    - Optional supports 24-bit S/PDIF-in/out for digital audio (i.e. compressed
    AC3 data)
    - Supports Fiber Optic module for Internet music, PC, and MD connections
    - Supports MIDI and dual game ports
    - Embedded 32OHM .5w earphone amplifier

    Я ставлю драйверы с прилагаемого диска и... болта.
     
  6. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    в меня есть плата с таким чипом. Поделитесь драйверами, попробую у себя
     
  7. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.431
    @Hustler, я с этого диска ставил
    Chaintech CT-7AJA Driver CD : horun : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive

    еще один досовский драйвер от асуса скачивал, но там то же самое, по-моему
    All Free. The most complete drivers compilation on the web.

    В принципе, он и на сайте асуса доступен
    P4B533 - Support

    Где-то на вогонсах встречал, что часто драйверы от производителей плат новее тех, что были выложены на сайте с-медии.
     
    Последнее редактирование: 11 апр 2024
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    Пока думал, нужна мне PicoGUS или нет, появилась в продаже вторая версия, правда, подороже - за 8000 ₽. И когда я её увидел, пришло окончательное решение - надо брать. Помимо внутренних улучшений, у этой платки есть гребёнка Wavetable, которая в моём случае точно не будет лишней.

    upload_2024-4-11_11-22-26.png

    upload_2024-4-11_11-23-14.png

    Думал установить её в систему с LuckyStar LS486EС2 (Socket 3), но именно с этой платой picoGUS не дружит. Видимо, придётся заменить начинку в этом системнике на что-то вроде i430VX/TX с Pentium 120 МГц.
     
  9. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    а я не стал брать вторую. Мне хватило послушать первую. Все равно на 100% она не эмулирует такой же звук, а переплачивать две цены за карту, ну не смог я. Еще и с такой убогой планкой
     
    Последнее редактирование: 11 апр 2024
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    @Hustler, если бы у меня была первая, я бы вторую не брал. А так она новее, а пластиковая планка не напрягает - выглядит эстетично и ладно. А к тому, что звук не эмулируется не 100 %, изначально был готов. Не покупать же настоящего ГУСя за те безумные деньги, которые за него просят. Теперь бы увидеть подобный эмулятор какой-нибудь LAPC-I.
     
    SanTix нравится это.
  11. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    так первую купить не проблема же. 3т у нашего коллеги продается
     
  12. s11

    s11

    Регистрация:
    18 дек 2008
    Сообщения:
    150
    А для карт AWE 32 разве не существуют WT фонты дающие звук схожий с GUSем ?

    ЗЫ : как по мне пикоГусь - банальный эмулятор и не более , единственное его достоинство - возможность подключить дуалшок от PS к старому ПК.
     
    Последнее редактирование: 11 апр 2024
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    Понятно, что не проблема, равно, как и то, что разница в цене ощутимая. Но захотелось более свежую версию)
     
  14. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    718
    Разве это по-сути не просто МИДИ со своим банком и пресетами для звучания, как у МТ-32? Если кто-то "запилит" подобное, то логично бы со сменными банками включая эти роландовские. Притом логичнее, ИМХО, в виде МИДИ-дочки, но можно и как отдельную ISA плату.
     
  15. iDemS

    iDemS

    Регистрация:
    12 апр 2024
    Сообщения:
    1
    Уважаемые ОЛДЫ) Есть вопрос - на ноуте Compaq Presario 1675 есть проблема со звуком. Звук из динамиков замечательный, все нормально, но при подключении наушников слышно каждое движение мышкой, потуги процессора, работу харда. На громкости ползунка выше 10% слушать невозможно, музыка звучит ОЧЕНЬ громко + дичайшие шумы словно слышны колебания пролетающих мимо Земли комет, как будто внутренний усилитель выкручен на 100500 процентов громкости. Драйвера уже перепробовал разнообразные, какие смог найти. Звуковуха Ess Solo-1. Как можно "притушить" усилок при вставленных наушниках? Можно ли это сделать программно? Может быть я ставлю драйвер от PCI-версии Solo-1 и в нем другой layout выходов? Ну то есть физически в буке это порт наушников, а драйвер думает что это линейный выход и выставляет высокий уровень усиления? Уже сломал всю голову, прошу, помогите.
     
    Последнее редактирование: 12 апр 2024
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    Нет, не просто MIDI с банком (если вы про General MIDI), это всё же другой стандарт. Я имею в виду что-то вроде виртуального синтезатора на базе Munt, совместимого с MT-32 и CM-32L и с возможностью переключения между этими режимами. И чтобы было в формате дочерней звуковой карты, подключаемой к гребёнке wavetable, если это технически возможно. И всё. Не надо джойстиков, не надо General MIDI и SF2, лучше качественно реализовать только эти функции без необходимости исправлений.
    --- добавлено 12 апр 2024, предыдущее сообщение размещено: 12 апр 2024 ---
    Если вас устраивают "WT фонты дающие звук схожий с GUSем", то пользуйтесь ими, кто ж против.
     
  17. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    SanTix и Yuriy_X нравится это.
  18. s11

    s11

    Регистрация:
    18 дек 2008
    Сообщения:
    150

    Вложения:

    • gus.png
      gus.png
      Размер файла:
      404,1 КБ
      Просмотров:
      33
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    Опробовал picoGUS 2.0 в составе системы на базе материнской платы Soyo SY-5VD (i430VX) с Pentium 120 МГц. Основной ESS 1868 с дочкой (Yucatan FX) дал ресурсы 220/7/1/300, а picoGUS - 240/5/3, выход со второй вывел на вход первой.

    Чтобы достичь минимального шума, по умолчанию на максимум выкрутил каналы Master, WAVE и FM, а остальные (MPU-401, CD, микрофон и линейный вход) - заглушил. Через батник, когда нужен GM, включаю канал AUX, когда нужен picoGUS - линейный вход, для игр с дорожками Audio CD - CD.

    Что касается самой звуковушки, то успел её проверить в Duke Nukem 3D, Jazz Jackrabbit, Disney's Lion King, Doom и Little Big Adventure. В первых трёх всё отлично, в Doom вроде всё нормально, но некоторые звуки кажутся неуместными. В Little Big Adventure используется какой-то свой драйвер GUS, с которым игра виснет при выборе GUS и для звуков, и для музыки. Если же его выбрать только для музыки, а на воспроизведение звуков назначить Sound Blaster Pro 2.0 (ESS), то всё нормально. Очень понравился звук в Disney's Lion King. Чистый, безо всяких посторонних шумов и шуршаний, намного лучше, чем в режиме SB Pro.
     
    Последнее редактирование: 14 апр 2024
    unp и TheMadLynx нравится это.
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    Не всегда понятен механизм распределения ресурсов звуковым картам. На системе с Acorp 5ALI61 через ESSCFG я могу легко выбрать нужные ресурсы для ESS 1868, а на Soyo SY-5VD (i430VX) с аналогичной звуковушкой вместо меню выбора программа выводит такой текст:

    upload_2024-4-15_7-52-13.png

    Почему обычно биос разрешает выбирать ресурсы, а этом случае нет? Изначально карта занимала IRQ 5. Чтобы дать ей IRQ 7, я в биосе для IRQ 5 установил значение Legacy ISA, и его взяла picoGUS. В целом результат устраивает, но хотелось бы MPU401 посадить на 330h. Пока не соображу, как это сделать.
    --- добавлено 15 апр 2024, предыдущее сообщение размещено: 15 апр 2024 ---
    Дополню впечатления о picoGUS 2.0. Экспериментальным путём выяснил, что запускать PGUSINIT.EXE для обнаружения и инициализации карты необязательно - достаточно наличия нужной папки с фирменным ПО (C:\ULTRASND) и двух строк в autoexec.bat (SET ULTRASND и SET ULTRADIR). При выборе picoGUS и для звуков, и для музыки в некоторых играх есть проблемы, а именно:
    • Little Big Adventure - в начальной заставке с логотипом Adeline игра виснет. При этом если звук воспроизводить через ESS 1868, а музыку через picoGUS, то всё в порядке.
    • Rise of the Triad - зависает через 5-10 секунд с момента начала игры. Лечится так же - звук воспроизвожу через ESS 1868.
    • Duke Nukem 3D - звуковые эффекты воспроизводятся искажённо, с каким-то потрескиваниями. Лечится так же.
    Как играет музыка (MIDI) понравилось в Duke Nukem 3D (по моим меркам, хуже, чем X2GS, Yucatan и DB50XG, но лучше любой AWE), Little Big Adventure (идеально - и сочно, и мягко). В Doom многие треки звучат неплохо, но местами не хватает рока и проскальзывают какие-то неуместные инструменты (возможно, вопрос привычки). Heretic, Hexen, Rise of the Triad - лучше. Что касается игр с трекерной или оцифрованной музыкой, то здесь picoGUS проявляет себя во всей красе в Jazz Jackrabbit и Disney's Lion King.

    В общем и целом карточка-эмулятор удалась, надеюсь разработчики пофиксят проблемы. Естественно, на текущем этапе разработки её сложно назвать самодостаточной - в идеале надо снимать с неё звук на вход основной карты, у которой есть нормальная поддержка SBPro или SB16, вход для CD и, возможно, разъём Wavetable. У меня основная звуковушка использует каноничные 220/7/1, picoGUS - 240/5/3.
     
    Последнее редактирование: 15 апр 2024
    unp нравится это.
  21. Редрум2

    Редрум2

    Регистрация:
    12 янв 2018
    Сообщения:
    996
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    @Редрум2, пишет, что паял сам. Даже если так, не вижу причин покупать за 6000 руб., когда на полигоне призраков то же самое за 3500 руб.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление