1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.751
    @Sirruf, на обоих вариантах платы нет стабилизаторов напряжения для аналоговой части - установлены лишь простейшие стабилитроны. На второй (правой?) хотя бы есть места на текстолите, чтобы нормальные LM поставить и обвязку - должно стать сильно лучше по шумам и прочему. А вот первой (левой) уже ничем не помочь без модификации схемы.
     
  4. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    718
    Если удастся аккуратно разобрать, отчистить дорожки, смазать, возможно отформовать бегунок для точечного контакта, заработает лучше, чем когда был новым.
     
    Колючий нравится это.
  5. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.463
    Не копии, но полное ощущение, что проектрировались в соседних комнатах. :)
    --- добавлено 4 май 2024, предыдущее сообщение размещено: 4 май 2024 ---
    Я уже посмотрел, что там внутри. Не очень аккуратно... :)
    Раз уже полез паять, то не охота выкидывать, восстановлю. Но, к удивлению, не нашёл ни в белчипе, ни в чипдипе двойных линейных потенциометров на 10кОм под вертикальную установку в нужном размере. Приедет только в начале лета из Китая...
     
    SanTix нравится это.
  6. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    718
    Главное, что бы работал - под обшивкой не видать :)
    Я стараюсь вообще по-возможности приспособить то, что есть "под ногами", новое всё покупать не столько дорого даже, сколько долго и порой хлопотно. Можно и накосячить не то заказать или не то пришлют. А поднятие скиллов "колхозинга" завсегда пригодится при возня с любым ретро железом :) И даже и, возможно, не ретро :)
     
  7. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    88
    78L05/79L05? Посмотрел несколько фото карт на этом текстолите, они никогда на распаяны.

    Можно попробовать поставить, но в лучшем случае это уменьшит помехи и шум, но не исправит АЧХ.
     
  8. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.751
    @Sirruf, да, они. Но только самих стабилизаторов недостаточно - надо кое-что в их обвязке ещё добавить будет. По поводу АЧХ, то такие красивые завалы обычно регулируются номиналами конденсаторов в звуковом тракте или элементах ЦАП. Подробности должны быть в даташите. У SB Pro совместимых карт, кстати, тоже должен быть бит в микшере отвечающий за включение НЧ-фильтра. То есть верхний завал по частотам, как минимум, программно тоже должен регулироваться.
     
  9. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    88
    Это не SB Pro режим, это родной 16х44, так что фильтра тут нет. Режим SB Pro 8x22 сравнивать смысла нет, там на всех картах всё примерно одинаково из-за ограничений формата.

    И у ESS нет регулировок тембров, если не ошибаюсь.

    Посмотрел даташит на ES688, там действительно в обвязке чипа есть RC-цепочки для формирования ФВЧ, тут можно поиграться с номиналами.

    Но это опять таки существенная доработка карты, так можно очень далеко зайти.
     
  10. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.751
    @Sirruf, не призываю заниматься модификациями, но считаю, что для выводов о качестве звука для серии ES688 нужно исследовать хотя бы штук пять клонов разного качества и не спешить делать выводы по самым "бережливым" вариантам. Не совсем уверен насчёт фильтра, но в таких старых картах он, вроде, полностью аналоговый и действует на весь звук, кроме того, что проходит через AUX A и B (CD и WT-дочка) независимо от того, через какие порты качаем данные в кодек (SB или нативные режимы).
     
  11. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.463
    Было бы ещё очень интересно сравнить с ESS1688, 1868, 1869...
     
    Revolter нравится это.
  12. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    88
    За полгода протестировал штук 5 ESS-ок, не считая этих двух.
    В основном варианты с регулятором громкости и дешёвые pnp с минимумом элементов.
    Там были настолько плохие результаты, что я их даже не сохранял.

    Эти две оказались первыми более-менее приличными.

    Но согласен, нужно больше изысканий.
    Нашёл фото с более полной распайкой, попробую модифицировать.
     
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    Появилось желание и время более активно погонять первую Audigy (SB0160) в составе ретро-системы с Pentium III. Я поставил её исключительно для использования под Windows 98 (под DOS она выполняет функцию микшера, принимая сигнал с nonPnP ESS1688 с дочкой). Драйвера установил с образа оригинального диска, отдельно поставил для DOS (Legacy), ресурсы выбрались нормальные - 220/5/1/330. Жаль, IRQ 7 выбрать не удалось - тогда бы настройки совпали с досовскими для ESS и в сетапах игр не проходилось бы менять IRQ при переходе из DOS в Windows и наоборот.

    Родные 2GMGSMT.SF2, 4GMGSMT.SF2, 8MBGMSFX.SF2, GM35REVC.SF2 и сторонний MASTERPIECE.SF2 не произвели впечатления - музыка какая-то картонная, хотя и по балансу и инструментам явных недочётов не заметил. По аналогии с AWE64 полез ковырять настройки Chorus и Reverberation, однако эти эффекты ощущаются только при воспроизведении оцифрованного звука. И тут заметил, что в креативовском микшере есть ползунки Bass и Treble, установленные на 49. Поднял оба до 80, и даже с 4GMGSMT.SF2 музыка MIDI в Думе и Дюке заиграла намного сочнее. С MASTERPIECE.SF2 вообще отличный результат.
     
    Последнее редактирование: 8 май 2024
    MAZterXP, Sirruf, radical1010 и ещё 1-му нравится это.
  14. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    88
    Интересно, т.е. в Live и Audigy нет настроек эффектов для миди? Как в AWE Control Panel.
     
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    В фирменной программе AudioHQ (по сути, аналог AWE Control Panel) я нашёл только общий раздел с регулировками эффектов. С их помощью мне не удалось изменить характер звучания MIDI.
     
  16. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    718
    Мне кажется, что тут просто есть SF2, которые звучат "сочно", а есть "плоско". Тут одних настроекк мало. Из небольших сочно звучит FantaGM32 (самая первая версия 1.0, потом ухудшили), хотя она и несколько разбалансирована (но роковые композиции отыгрывает сочно, в конце концов это очень старый банк).
     
  17. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    88
    Понятно. А при этом настройки в AWE Control Panel на AWE64 по-умолчанию стоят? Т.е. Treble +8; Bass 0.
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    В AWE Control Panel я только включал хорос и реверберацию, тембр не трогал. Такое ощущение, что на ней по умолчанию для миди низы повыше задраны.
     
  19. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    88
    Я думаю тут дело опять в кривой АЧХ EMU8K, настройках тембра по-умолчанию в AWE Control Panel, которые эту АЧХ "исправляют", и семплах в sf2 банке, которые могли создаваться с учётом АЧХ и настроек EMU8K, а могли создаваться под другую карту. Поэтому одинаковые банки и звучат на разных картах по-разному.
    Какая АЧХ у EMU10k - вопрос открытый, будет в руках, попробую померить.
     
    Yuriy_X нравится это.
  20. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    88
    Небольшой отчёт по модификации ESS.
    Распаял линейные стабилизаторы питания аналоговой части с обвязкой (78L05, 79L05) вместо стабилитронов.
    Фото было-стало во вложении.

    Замерил в RMAA - разницы с исходным вариантом нет.

    Попробовал снять сигнал непосредственно с выводов ES688, минуя последующий ОУ.
    Кроме небольшого очевидного изменения АЧХ - разницы нет. Уровень нелинейных искажений и шума остался таким же, как в не модифицированном варианте.
     

    Вложения:

    • 001.jpg
      001.jpg
      Размер файла:
      4,3 МБ
      Просмотров:
      36
    • 002.jpg
      002.jpg
      Размер файла:
      4,8 МБ
      Просмотров:
      33
    TheMadLynx нравится это.
  21. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    Интересно было бы узнать результаты при питании от аккумулятора (если у ES688 есть отдельное питание для аналоговой части).
     
  22. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    108
    Мёртвому припарки, ЦАП интегрирован. Другое дело платы с внешней микрухой ЦАП типа GUS Classic, AWE32 и т.п., подцепившись к шине I2S можно звук вывести через современные ЦАП микрухи с "ультра низким" шумом и THD
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление