1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    88
    Маловероятно, что будет какое-либо улучшение.
    Питание ES688 сейчас сделано по даташиту.
    К тому же, кроме шума, у нас огромные гармонические искажения и зарезанная АЧХ. И это на аналоговом выходе чипа, без влияния последующих цепей.

    Была такая мысль, но придётся подпаиваться к выводам GF1, что стрёмно и нужен конвертер EIAJ to I2S.
    Зато можно будет получить выход гуся в SPDIF.
     
  4. Редрум2

    Редрум2

    Регистрация:
    12 янв 2018
    Сообщения:
    996
    @Yuriy_X, не хотите сделать тест со своим picogus v2? Он будет таким: при вкл. счетчике фпс проверить с картой, без нее, и например, с Audigy (или лайв ct4810, sb0100) или встройкой в играх: МК3, МК2 (оба дос), Кармагедон, Нечто и еще какой-нибудь. По идее будет разница в 3-5 фпс.
     
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    @Редрум2, у меня в конфигурации с пикогусем также установлена ESS 1868. Могу проверить с одной и другой, а с креативами заморачиваться не хотелось бы (равно как и переставлять пикогуся в другую систему).
     
    Последнее редактирование: 14 май 2024
  6. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    108
    Зачем к GF1, когда TDA в DIP корпусе, прицепится не проблема, для защиты поставить резисторы на линии i2s
     
  7. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    88
    Там сигналы к TDA идут непосредственно от GF1. И интерфейс не I2S, нужен конвертер.
     
  8. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    108
    Ясно, где-то читал что ставили как TDA1545A(EIAJ) так и TDA1387(I2S), видимо наврали или GF1 разных ревизий
     
  9. Редрум2

    Редрум2

    Регистрация:
    12 янв 2018
    Сообщения:
    996
    Нашел конвертер миди в вау, с добавлением 128 инструментов. Можно записать свой проект, но потом найди конвертер в миди и эспортировать в игру. Прога поддерживает свои банки, если это instruments patches, правда размер их не ясен.
     

    Вложения:

  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    Коллеги, кто подскажет, чем можно надёжно прикрепить дочку DB50XG к звуковой карте? В инструкции указаны некие Plastic spacers, которые, судя по картинке, имеют определённую длину и фиксируются с обеих сторон. Их у меня нет. Может есть какие-то простые решения, чтобы без токарных работ? Или есть какие-то аналоги этих Plastic spacers?

    upload_2024-5-28_20-39-42.png
     
    Последнее редактирование: 28 май 2024
  11. _ALS_

    _ALS_

    Регистрация:
    13 апр 2018
    Сообщения:
    222
    Последнее редактирование: 28 май 2024
    Yuriy_X нравится это.
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    @_ALS_, спасибо за наводку. По идее, длина должна быть миллиметров 10-12, если в Тесле есть выбор, то смогу на месте примерить.
     
  13. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.431
    На материнках иногда встречаются дополнительные пластиковые опорные "грибки" для отверстий по краям, куда винты не вкручиваются.
     
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    На DB50XG тоже тонкие отверстия, в них очень немногие пластиковые стойки влазят (из тех, что у меня были).
     
  15. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    88
    Там должны стоять именно такие, как на картинке - с защёлками с двух сторон.
    Высотой 11 мм.
    Part number не подскажу, покупал в каком-то локальном магазине, но давно, сейчас уже концов не найдёшь.
    Вроде бы видел на алике.
     
    Yuriy_X нравится это.
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    @Sirruf, а если найти металлические стойки 11 мм и закрутить гайки с обеих сторон?
     
  17. s11

    s11

    Регистрация:
    18 дек 2008
    Сообщения:
    150
    Можно все дешево и сердито сварганить - 3 болтика диаметром резьбы 2 мм ,3 гайки под них , 3 отрезка полиэтиленовой/резиновой/пластиковой трубки под высоту зазора между платами и 6 шайб вырезанных из полиэтиленовой пластинки , чтоб болт и гайка не царапали раритет))
     
    Последнее редактирование: 29 май 2024
    Yuriy_X нравится это.
  18. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    718
    Совсем простой вариант: использовать длинные болтики м3 или м2.5 (если М3 слишком толстые) и по три гаечки. Сначала устанавливается 4 болтика и фиксируются гайками на основной плате. Потом 4 гаечки фиксируется на нужной высоте. При необходимости ставятся шайбы, пластиковые или металлические, если нет замыканий. Все это дело удобно на этом этапе зафиксировать лаком (можно для ногтей) или клеем (суперклеем - цианакрилатом). Остаётся установить дочку и навинтить четыре последние гайки и тоже всё зафиксировать лаком. Будет очень крепко/нешатко и надёжно, но, вместе с тем, и отвинтить всё назад будет не сложно. Лак предпочтителен, если важно потом полное отсутствие следов, т.к. он легко смывается ацетоном, или номерными растворителями вроде 646, а маска ими не смывается.

    Пластиковые трубки стоечки делаются из цилиндров в патроне дрели - сверло во втором патроне или импровизированой державке берётся в руку, а цилиндрик зажимается в патрон. Можно просверлить очень точно. Я так сверлил стержень ф6 под винт м3 - делал держатель для дисков для пневматических бормашинок до 25к оборотов - просверлилось очень точно. Тут же всё совсем просто - точности особой не требуется.

    ЗЫ: Если хочется стандартных стоек, а не тоненьких, которых не найти или сложно - можно аккуратно расширить отверстия алмазным бором от "деремелеподобных" или из арсенала зубных техников.
     
    Yuriy_X нравится это.
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.361
    Всем спасибо за советы! Пока вижу самый лёгкий вариант на изображении ниже. К ним через пластиковые/резиновые шайбы прикрутить платы винтиками M2,5. Попробую посмотреть в местных магазинах, если там не найду, то в чипдипе.

    upload_2024-5-29_10-56-59.png
     
  20. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    88
    В чипдипе есть нейлоновые винты М2.5.
     
    Yuriy_X нравится это.
  21. unp

    unp

    Регистрация:
    11 июл 2010
    Сообщения:
    169
    @Yuriy_X, потом отпишись плз какие подошли
     
    Yuriy_X нравится это.
  22. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    размеры
     

    Вложения:

  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление