1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.210
    Я имею в виду, что в перечисленных играх музыку писали с большим прицелом на General MIDI, чем на FM, что делает их более показательным материалом для сравнения. А с Wolfenstein 3D всё с точностью наоборот - DOS версия не знает, что такое волновые таблицы в любом их воплощении, следовательно и музыку для этой игры писали с расчётом на то, что её будет воспроизводить совместимый с Adlib звукогенератор.
     
    Последнее редактирование: 5 авг 2024
  4. MAZterXP

    MAZterXP

    Регистрация:
    4 ноя 2018
    Сообщения:
    731
    Не понял вопроса.
     
  5. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    85
    Сделать как в видео с Wolfmidi.

    Синхронизировать один и тот же трек с двух устройств и переключаться в видео.
    --- добавлено 5 авг 2024, предыдущее сообщение размещено: 5 авг 2024 ---
    Creative Sound Blaster 1.5 CT1320C

    CT.jpg

    ЦАП - Philips DAC-08EN (на моём экземпляре), встречается ещё MC1408.

    Сравнивается с Sound Blaster 2.0 CT1350B.

    Крутилки громкости в среднем положении, выходы карт нагружены на резистивную нагрузку 36 Ом (эквивалент наушников).

    AB.png

    Карты схожи, и по тестам, и на слух.

    Какой-то подверженности наводкам не заметил.

    Карты шумят ровным фоновым шумом. Не слишком сильно, но, по сравнению с SB16, заметно.

    В то время, наверное, шум от звуковой карты терялся на фоне шума от MFM винчестера.

    Старые mod файлы начала 90-х звучат более-менее нормально. Чем новее - тем хуже.


    Для меня и CT1320C, и CT1350B - скорее полочные карты.

    По делу их можно применить разве что в какой-нибудь XT сборке, озвучивать игры до 1990 года.


    Честно говоря, не знаю, что тут можно ещё сказать. Пусть будет для истории.
     
    TheMadLynx, Yuriy_X и Колючий нравится это.
  6. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.861
    Товарищи, кто-нибудь пробовал добавить функционал PC speaker'а на ESS Solo-1? Имеется вот такая карта; почитал документацию на чип, вижу, что требуется резистор на 10 кОм:

    upload_2024-8-5_23-23-5.png

    На одной более-менее чёткой фотографии в интернете другой карты ESS - ES1698 - удалось разглядеть маркировку "103" - впаял такой же плюс отсутствующие штырьки (площадка "CN5" на карте) для подключения к разъёму на материнской плате.

    Всё подключил, в микшере выкрутил громкость соответствующего канала на максимум (в ESSVOL.EXE это 7, а не 15 - как для других каналов, - но я попробовал оба варианта): не слышно пищалку - ни в ДОСе, ни в винде :( Пробовал менять полярность подключения, а так же прозванивать 53 ногу на чипе, потрогав щупом чуть ли не все элементы в наличии - но так и не выяснил, куда она ведёт и ведёт ли. Вопрос: ЧЯДНТ?
     
    Последнее редактирование: 5 авг 2024
  7. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    85
    На карте PCSPKO (53-я ножка) разведена?
    Потому что "The analog output pin PCSPKO is intended to be externally mixed at the external amplifier".
     
    Revolter нравится это.
  8. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.861
    До конца не уверен (прозвоном не нашёл), внешне - не похоже, но какая-то из соседних - т.е. 51 или 52 - точно выходит на группу резисторов R16-18 возле больших конденсаторов, хотя прямой дорожки тоже не видно.

    Под "external amplifier"'ом, полагаю, может пониматься и набортный усилитель (переключение между ним и обычным line out осуществляется перемычками JP1 сверху). Кроме того, в доке PCSPKO изображён будто бы заведённым именно на него (а так же на line out) - т.е. так же, как и остальные каналы в составе AOUTR и AOUTL, насколько я понял:

    upload_2024-8-6_0-33-9.png

    Хмм, а не может ли быть, что доступа у PCSPKO к line out нет из-за резисторов 100 кОм (в то время как AOUTR и AOUTL, соединённые с line out их "пробивают", чтобы добраться до усилителя)?

    Проверю сейчас с усилком.
    --- добавлено 6 авг 2024, предыдущее сообщение размещено: 6 авг 2024 ---
    Что ж, проверил в режиме усилителя - работает, чёрт возьми!! Но настолько тихо, что практически не работает: пришлось колонки выкрутить на самый максимум (а это ОЧЕНЬ ГРОМКО), чтобы что-то расслышать. Но полдела уже сделано, буду разбираться дальше)
    --- добавлено 6 авг 2024 ---
    Что ж, в режиме Line Out звук писи-скрипера тоже, оказывается, работает, просто без усиления (а вывод основного звука на усилок нужно для пассивных колонок, и с обычными или наушниками его обычно использовать неудобно из-за задранной громкости) было настолько тихо, что практически неразличимо.

    Полагаю, дело во впаянном резисторе и нужен меньшего номинала?
     
  9. _ALS_

    _ALS_

    Регистрация:
    13 апр 2018
    Сообщения:
    206
    Нет, скорее дело в отсутствующем конденсаторе (по схеме - С51). Сейчас звук "проходит" всего лишь через монтажные площадки, к которым он должен быть припаян.
    Как вариант - на месте RX4 тоже должен быть какой-то резистор.
     
    Последнее редактирование: 6 авг 2024
    Revolter нравится это.
  10. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.861
    Спасибо! Проработаю такой вариант.

    Тем временем обнаружил, что пищалка, оказывается, звучит не на "своём" канале, а на AuxB - предназначенном для MIDI (т.е. громкость "PC Speaker" в микшере ни на что не влияла, а вот если заглушить МИДИшный - даже этот тихий звук пропадает). Т.е. слышно её, по сути, в виде наводки (вместе с другими "звуками" типа движения мыши и обращений к диску), а не предусмотренного канала : ) Кстати, материнкин штырёк +5V ни на что не влияет, а звучит только DATA, и только при подключении к контакту "I" CN5 на звуковой карте.
    --- добавлено 6 авг 2024, предыдущее сообщение размещено: 6 авг 2024 ---
    Прозвонил это место - RX4 вообще никак не соединяется с площадкой CN5; нижний контакт - земля, а верхний соединён с контактом "I" площадки CN3 в верхнем-правом углу, здесь её хорошо видно:

    upload_2024-8-6_13-56-10.png

    На других исполнениях этих карт - с заводской распайкой входа PC Speaker - видно всегда только единственнный резистор между двумя контактами, на прямой дороге (либо уходящей "вниз" и "выныривающей" возле 54 ноги чипа - PCSPKI):

    upload_2024-8-6_13-45-14.png upload_2024-8-6_13-45-36.png upload_2024-8-6_13-46-26.png upload_2024-8-6_13-50-17.png

    На ISA'шной ES1698 тоже так. Иначе выглядят только поздние карты на чипах вроде Allegro - где, похоже, действительно, предусмотрен конденсатор:

    upload_2024-8-6_13-51-45.png upload_2024-8-6_13-52-13.png

    А вот чего не видно - так это их маркировок. Я уже поинтересовался номиналом на VOGONS у владельцев некоторых карт на этих фотографиях, но пока молчат.

    Места для отсутствующего конденсатора на своей карте по пути PCSPKO я, честно говоря, не нашёл: все места уже заняты, а тот, что пустует (С49 внизу у разъёма PCI), распаивается только на совсем "голом" исполнении карты - как на первом фото в этом сообщении.

    Пока что не знаю, куда дальше копать.
    --- добавлено 6 авг 2024 ---
    Кстати, с чем-то 53 нога (PCSPKO) точно соединяется, но здесь мои познания в радиоэлектронике заканчиваются ("мультиметр молча показывает какие-то циферки при контакте с землёй").
     
    Последнее редактирование: 6 авг 2024
  11. _ALS_

    _ALS_

    Регистрация:
    13 апр 2018
    Сообщения:
    206
    Можно попробовать пойти от обратного.
    Тыкать пальцем (ну, не прям пальцем, конечно - можно очищенным от изоляции проводом), начиная от вывода PCSPKI и дальше по элементам.
    Будет слышна наводка 50Гц. А там, где она пропадет - там собака и порылась.
    Хотя, безопасней, конечно, будет использовать какой-нибудь генератор НЧ.
     
    Последнее редактирование: 6 авг 2024
    Revolter нравится это.
  12. MAZterXP

    MAZterXP

    Регистрация:
    4 ноя 2018
    Сообщения:
    731
    В 2001 году был проведен тест MIDI Performance. Roland SCP-55 показал лучший результат с небольшим отрывом. Эти результаты показывают, что показатели джиттера и задержки новых интерфейсов на базе USB на самом деле в два-три раза хуже, чем у старых технологий MIDI-интерфейсов:

    Screenshot 2024-08-06 at 09-40-13 MIDI WAVE - icmc01-midiwave.pdf.png
     

    Вложения:

  13. _ALS_

    _ALS_

    Регистрация:
    13 апр 2018
    Сообщения:
    206
    Да, но оба нотика из тестов имеют только USB1.1 на борту.
    Возможно, ситуация исправилась с появлением USB2.0
     
    MAZterXP нравится это.
  14. MAZterXP

    MAZterXP

    Регистрация:
    4 ноя 2018
    Сообщения:
    731
    К видео сравнения Roland SCP-55 и Casio GZ-50M на ютюбе мне оставили комментарий, что Casio играет в моно. Почему так может быть? На мой взгляд брехня.

    Подключено 2 провода, если отключаю один - левая колонка перестаёт звучать, другой - правая колонка.

    Если сравнить дорожки, то едва заметная, но разница всё-таки есть, просто у Casio она менее выражена:

    vs.jpg
     
  15. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.669
    @MAZterXP, мне кажется, что стереобаза у касио расходуется как раз на избыточное увлажнение звука ревербом. Но, не удивлюсь, если где-то есть крутилка отдельная, позволяющая регулировать эту самую стереобазу. В инструкции нужно смотреть. Глобальные пост-эффекты (не путать с поканальными, которые управляются самим миди-файлом) обычно настраиваются отдельными сис-эксами при отсутствии аппаратной панели управления. В той же инструкции будет чётко написано с какими значениями по умолчанию стартует синтезатор, так как при отсутствии батарейки он всё равно забудет пользовательскую настройку после выключения.
     
  16. MAZterXP

    MAZterXP

    Регистрация:
    4 ноя 2018
    Сообщения:
    731
    Понятно, попробую поиграться с GS-панелью от korsvall
     
  17. strofimov

    strofimov

    Регистрация:
    4 янв 2010
    Сообщения:
    9
    нет звука с dreamblaster'а в dos 6.22 установлен на ASUS I-A16C (Vibra 16C), в 11й винде через USB DreamBlaster играет.
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.210
    @strofimov, как инициализировали карту? В микшере уровень громкости канала mpu-401 проверяли?
     
  19. strofimov

    strofimov

    Регистрация:
    4 янв 2010
    Сообщения:
    9
    Добрый вечер. Да все делал. Так же ставил карточку на Vortex 2 под Win98se, выставлял mpu401 и размучивал в микшере - гробовая тишина. Поставил на Crystal CS4232-KQ, все само, везде и сразу заиграло.
    --- добавлено 13 авг 2024, предыдущее сообщение размещено: 12 авг 2024 ---
    инициализировал unisound 0.82
     
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.210
    @strofimov, попробуйте из-под DOS установить родные драйвера для SB16, чтобы программа установки сама всё проверила, протестировала и добавила нужные строки в конфиг.

    P. S. На всякий случай напомню, что у вашей звуковой карты ASUS (равно как и большинства SB16/Vibra16 с PnP) есть проблема с MPU-401 в виде зависающих нот. Это определённо не лучший выбор для использования с MIDI-дочками.
     
    Последнее редактирование: 15 авг 2024
  21. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.341
    В юнисаунде надо ключи проверить, по умолчанию там что-то может быть в микшере выключено.
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.210
    Вообще странно, что MPU-401 молчит, у меня он работал вообще без инициализации. Может сама карта неисправна - например, повреждены дорожки, ведущие к разъему wavetable. У меня такая проблема была с одной из ESS 1868.
     
    Последнее редактирование: 13 авг 2024
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление