1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,1%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,1%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.518
    @Reganam, и что вы изменили?
     
  4. Reganam

    Reganam

    Регистрация:
    1 сен 2024
    Сообщения:
    26
    Прописал параметр /Е:512 /Р
    Но позже сделал по другому. Все что прописал установщик в autoexec.bat, поставил выше основной строки переменного окружения.
    --- добавлено 9 окт 2024, предыдущее сообщение размещено: 9 окт 2024 ---
    В этом случае есть один нюанс, при загрузке карта инициализируется, disgnos проходит без ошибок, но если потом запустить его для тестирования, то вываливается ошибка о нехватке памяти для хранения переменного окружения.
    --- добавлено 9 окт 2024 ---
    Вот запуск
     

    Вложения:

  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.518
    @Reganam, попробуйте вообще не использовать в конфиге команду SHELL. В этом случае DOS'у достаточно, чтобы файл command.com был в корневой директории системного диска.
     
  6. Reganam

    Reganam

    Регистрация:
    1 сен 2024
    Сообщения:
    26
    @Yuriy_X, на данном этапе я доволен результатом. Позже займусь памятью. Почему убрал параметр? Память если где-то прибавляется, то где-то убавляется) не любил я qemm раньше, помню были игры которые отказывались запускаться с ним, поэтому предпочитаю штатные средства, тот же меммейкер нормально справлялся, главное загружать драйвера в порядке увеличения занимаемой ими памяти, а там он раскидывал их как надо)
    Но это чуть позже, главное все железки, драйвера установлены. Может подскажите памятиемкие драйвера? На данный момент используются Videcdd, Shsucdx, Ctmouse. И нужно ли загружать Smartdrive? Вроде кэширование проходит на аппаратном уровне, материнка Gigabyte GA-586T2.
     
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.518
    @Reganam, дело хозяйское. В норме diagnose.exe должна запускаться без ошибок и до, и после инициализации. Я не загружаю smartdrive, правда у меня в качестве диска используется CF карта. По вопросам, не связанным со звуковыми картами для DOS, лучше писать в общей теме. Ещё есть отдельная тема по настройке верхней/нижней памяти.
     
    Последнее редактирование: 9 окт 2024
    Reganam нравится это.
  8. Reganam

    Reganam

    Регистрация:
    1 сен 2024
    Сообщения:
    26
    Так оно изначально и было, а начал ее использовать для увеличения переменной. Тут я понял в каком направлении идти, увеличить значение переменной, жертвуя драгоценной памятью или просто разгрузить ее, там у меня чего только нет)
     
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.518
    @Reganam, попробуйте без QEMM и переменной SHELL. Из менеджеров памяти - только HIMEM.SYS.
     
  10. Reganam

    Reganam

    Регистрация:
    1 сен 2024
    Сообщения:
    26
    @Yuriy_X, у Странника написано: "Внимание: надо загрузить Звуковые банки (Sound Font Bank) в вашу карту - даже если вы хотите использовать банки, прошитые в ПЗУ." Для чего это нужно и какие преимущества перед дефолтом?
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.518
    @Reganam, под чистым DOS банки нужны для эмуляции режимов воспроизведения музыки, использующих таблично-волновой синтез, - GM, GS, MT-32. Входящая в состав драйверов утилита AWEUTIL для этого использует банки SYNTHGS.SBK, SYNTHGM.SBK и SYNTHMT.SBK, которые лежат в директории \SFBank\. Для родного режима AWE32 банки подгружать не нужно, вы просто инициализируете карту через "AWEUTUL /S" (или через UNISOUND, если так вам больше нравится). Ваша карта (если это CT4520) без дополнительной памяти умеет эмулировать только GM (General MIDI). Чтобы эмуляция работала, должен быть обязательно установлен этот джампер:

    upload_2024-10-11_9-41-45.png
     
    Последнее редактирование: 11 окт 2024
    Колючий, bl00dshot и Reganam нравится это.
  12. Reganam

    Reganam

    Регистрация:
    1 сен 2024
    Сообщения:
    26
    Карта СТ4500, джампер стоит.
    Если загрузить банки хуже ведь не будет? Думаю использовать её на полную катушку.
     

    Вложения:

  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.518
    @Reganam, красивая карточка, визуально в очень хорошем состоянии. И более редкая, чем самая распространённая CT4520, её ценность выше. Если загрузить банки, хуже не будет, это делается через "AWEUTIL /EM:GM". Также вам понадобится программа DOS32AWE, если вы хотите использовать режим General MIDI под чистым DOS в защищённом режиме памяти.
     
    Последнее редактирование: 11 окт 2024
    bl00dshot и Reganam нравится это.
  14. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    Дошли руки померить AWE32 CT2760.

    Результаты неоднозначные.
    По параметрам получилась хуже не только CT3900 и CT3980, но и более старых SB16.
    Особенно удручает АЧХ.
    Можно было бы предположить, что это проблемы конкретного экземпляра, но я протестировал сразу два одинаковых экземпляра CT2760 ревизии 039436 на одной и той же тестовой сборке. Результаты получились идентичные.
    Потом на этой же сборке прогнал CT3900.
    Опять таки, можно предположить, что виновен ЦАП CT1710-T, который все называют старым и шумным.
    Но у меня есть тесты ранних SB16 с аналогичными ЦАПами, и там АЧХ нормальная.
    А вот с уровнем шума на CT2760 всё в порядке.

    Конечно, для реального использования всё это не слишком важно, особенно в случае старых игр.
    Но всё равно неприятно.
    Одной из трёх лучших AWE32 теперь CT2760 назвать не получится.


    AB.png
     
    HotChip и Колючий нравится это.
  15. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.573
    Это тёплый ламповый звук! :)
    Мне один фиг 2760 нравится, она хтоничная, самая здоровая плата в ретросистемнике будет. И никаких ентих антихристных молодёжных PnP, правильный OPL3...
     
  16. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    Попалась такая карточка.

    MediaVision Pro Audio Spectrum 16, версия с CD-интерфейсом LMSI.

    Вышла в мае 1992 года, на месяц раньше первого SB16, имеет на борту OPL3 и SB-совместимый кодек. Плюс возможность записи/вывода цифрового звука вплоть до 16-бит 44 КГц через собственный стандарт.

    В DOS ресурсы настраиваются через драйвер, без джамперов.


    20241104_152337.jpg


    Интересно стало сравнить с тем же первым SB16 CT1740 в RMAA:


    AB.png


    Уровень SB16 перебить не удалось, но для того времени очень достойно.

    Тем более, что на карте неотключаемый выходной усилитель, и с линейного выхода можно было бы выжать результат лучше.


    Ещё сравнил АЧХ OPL3:

    pic1.png


    С учётом небольшой разницы АЧХ аналоговой части - идентично SB16. "True OPL".
     
    grinderz20, Колючий, TheMadLynx и ещё 1-му нравится это.
  17. Tyler Derden

    Tyler Derden

    Регистрация:
    29 авг 2024
    Сообщения:
    62
    Народ, подскажите пожалуйста. Есть ли смысл брать для Win98/DOS Yamaha YMF754 без sb-link на мат.плате или лучше Live/Audigy?
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.518
  19. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.564
    Если не дорого, я бы взял оба варианта. А материнская плата какая?
     
  20. Tyler Derden

    Tyler Derden

    Регистрация:
    29 авг 2024
    Сообщения:
    62
    @radical1010, Нет, недорого совсем.
    Live у меня уже есть, с 2003-го года работает, конкретно модель 5.1 digital SB0220, самая последняя ревизия.
    Мат.плата ASUS P4C800-E Deluxe.
    Я почему спросил. У меня в некоторых играх звук вообще отстутствует. Например в Lost Vikings и в Chasm: The Rift. Вот я и подумал обзавестись второй картой на такие случаи.
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2024
  21. Meow-meow

    Meow-meow

    Регистрация:
    25 июн 2024
    Сообщения:
    22
    Скажите пожалуйста,какая из этих звуковых карт лучше всего будет звучать в досе,и почему,чем они оличаются друг от друга?
    В моём городе продают их,совсем не дорого,и я не знаю какую из них лучше купить.
    Извините за такие глупые вопросы,но я не нашла информацию в инитернете по ним.
    Meshok
    https://hw.fagear.ru/ess-audiodrive-es1868f/
    https://hw.fagear.ru/creative-sound-blaster-16-waveffects-ct4170/?ysclid=m3h5g1y5jv782790176
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.518
    @Meow-meow, про Genius Crystal CX4235-XQ3 PNP ISA16 мало что могу сказать, не имел с ней дела. ESS AudioDrive ES1868F - самый беспроблемный вариант, идеальная совместимость с SB Pro, хороший собственный чип для FM-синтеза (приятно звучит), есть гребёнка wavetable для подключения MIDI-дочки. Из перечисленных вариантов я бы рекомендовал именно её. Creative Sound Blaster 16 WavEffects, CT4170 - неудачная карта. Она имеет все недостатки, характерные для поздних Creative для ISA, кроме этого, из-за странного выбора ресурсов в некоторых играх без правки INI-файлов она не может нормально работать в режиме SB16. При отсутствии выбора можно брать, но есть много вариантов гораздо лучше.
     
    Revolter и Колючий нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление