1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Sound Blaster — первые звуковые карты для совместимых с IBM PC компьютеров, умеющие одновременно воспроизводить цифровой звук (через специализированный микропроцессор DSP) и синтезированную музыку (через звукогенератор YM3812/OPL-2). Успех этого продукта позволил Creative Labs выиграть в конкурентной борьбе с AdLib Incorporated, занять лидирующее положение на рынке и задать новый неофициальный стандарт.

    С 1989 по 1997 год компания Creative Labs выпустила четыре поколения звуковых карт для шины ISA, отличающихся поддерживаемыми технологиями, частотой дискретизации, FM-генератором, уровнем шума и другими свойствами. Даже в рамках одного поколения аудиоплаты Creative могут иметь существенные отличия, влияющие на целесообразность выбора того или иного варианта для построения ретрокомпьютера.

    Особенности поколений аудиокарт Creative
    • 1-е (1.0, 1.5, 2.0). Самые первые звуковые карты Sound Blaster (1.0, 1.5, 2.0) были актуальны с 1989 по 1991 год и предназначались для установки в 8-битный разъём ISA. Они способны воспроизводить монофонический цифровой звук с частотой дискретизации до 22 кГц и музыку, синтезированную микросхемой OPL-2.
    • 2-е (Pro 1, Pro 2). Карты Sound Blaster Pro спроектированы для 16-битного разъёма ISA, хоть и используют только его 8-битную часть. Они поддерживают стереозвук (до 22 кГц), снабжены встроенным контроллером CD-ROM и, в зависимости от версии, двумя звукогераторами YM3812/OPL-2 (Pro 1) либо одним YMF262/OPL-3 (Pro 2).
    • 3-е (SB16). Главные новшества Sound Blaster 16 — поддержка 16-битного звука и интерфейса MPU-401, а также наличие разъёма Wave Blaster для подключения дочерней платы (не на всех картах). На всех картах SB16 без поддержки Plug&Play за FM-синтез отвечает чип OPL-3, на более поздних с Plug&Play — CQM.
    • 4-е (32, AWE32 и AWE64). Помимо микросхемы SB16, эти платы содержат чип таблично-волнового синтезатора EMU8000. Все карты 4-го поколения могут воспроизводить музыку в режимах AWE32 (DOS) и General MIDI (DOS и Windows), используя сэмплы из встроенной или дополнительно установленной памяти.
    Какую карту Creative выбрать

    Аудиоплаты Creative для ISA первых двух поколений редко встречаются в составе ретросистем и в основном интересны как предметы коллекционирования. Если рассматривать для покупки устройства только этого бренда, то выбор обычно лежит между SB16 (и её удешевлённой версией ViBRA16), 32, AWE32 и AWE64. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

    Если вам не требуется интерфейс MPU-401 для использования аудиокарты совместно с MIDI-дочкой, то можно выбирать почти любую хорошо сохранившуюся плату SB16, ViBRA16, 32, AWE32 или AWE64. Первые два варианта — самые простые, они воспроизводят звук в режимах SB, SB Pro и SB16, а музыку — посредством FM-синтеза (в играх выбираем Sound Blaster).

    Карты Sound Blaster 32, AWE32 и AWE64 интересны тем, что могут воспроизводить музыку не только через звукогенератор (режим Sound Blaster), но и с использованием технологии таблично-волнового синтеза (режимы AWE32 и General MIDI). Одна из самых удобных и в то же время продвинутых аудиоплат Creative для ISA — AWE64 любой версии.

    Если планируется подключение MIDI-дочки, то выбор вариантов сильно сужается — почти все карты SB16 и все AWE32 с разъёмом wavetable имеют проблему зависающих нот при одновременном воспроизведении MIDI и цифрового звука. Существует всего четыре модификации SB16 без такого недостатка, и они обычно дорогие.

    ПО, необходимое для работы карт Creative

    ПО для всех звуковых карт Creative описывать долго и бессмысленно, поэтому рассмотрим только самые распространённые варианты — SB16 (ViBRA16) и AWE64. Для работы SB16 под чистым DOS необходимо скачать два архива: ctcmbbs.exe и sbbasic.exe. Сначала запускаем утилиту для настройки карты CTCM, затем устанавливаем драйвера.

    Для AWE64 понадобятся ещё два архива — s64basic.exe и aweutl.exe. Сначала проделываем те же операции, что и в случае с SB16, затем ставим ПО для инициализации и управления функциями чипа EMU8000. Также можно попробовать стороннюю программу UNISOUND.COM, которая не занимает память и удобнее оригинального ПО от Creative.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты Creative широко востребованы среди любителей старого компьютерного железа, благодаря чему изучены вдоль и поперёк. Практически о любой модели Sound Blaster можно найти подробную информацию, включая плюсы, минусы и ключевые особенности. С настройкой карт этого бренда редко бывают трудности, что тоже можно записать в плюсы.

    Карты Sound Blaster Pro, 16 и ViBRA16 подойдут тем, кому достаточно синтезированной музыки, а 32, AWE32 и AWE64 — тем, кого устраивает их функциональность по части таблично-волнового синтеза. Для использования же с дочками или синтезаторами стандарта General MIDI лучше подыскать другую карту (не Creative), лишённую проблем с MPU-401.

    Звуковые карты Yamaha (ISA)

    На рынок полноценных звуковых карт (а не только чипов для них) аудиогигант вышел достаточно поздно — в 1994 году. Платы ISA с чипами Yamaha 1990-х годов выпускались только в исполнении Plug&Play, они поддерживают популярные в то время стандарты звука и подходят для большинства DOS-игр.

    Почти все доступные экземпляры основаны на чипе YMF718 или YMF719 с поддержкой Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro, MPU-401 и WSA, содержат чип OPL-3 для FM-синтеза и разъём wavetable. Последний можно смело использовать для MIDI-дочек — проблем с зависанием нот у Yamaha нет.

    Поколения аудиокарт Yamaha
    • 1-е (OPL3-SA) — самые ранние карты основаны на чипе YMF701 и предлагают только самый базовый набор функций;
    • 2-е (OPL3-SA2) — устройства следующего поколения на чипах YMF711 или YMF718 дополнены интерфейсом CD-ROM и встроенным ЦАП для OPL4;
    • 3-е (OPL3-SA3) — платы на чипах YMF715 или YMF719 также снабжены цифровым сигнальным микропроцессором 3D Audio DSP.
    Что такое OPL4? Это чип с ROM на один (YMF704) или два мегабайта (YMF278) с сэмплами, используемыми при воспроизведении музыки в режиме General MIDI. У большинства версий OPL3-SA2 и OPL3-SA3 посадочное место для OPL4 пустует, но в него можно впаять соответствующую микросхему для расширения функциональных возможностей устройства.

    Отдельно стоит отметить Yamaha SW60XG, которая представляет собой аналог MIDI-дочки DB50XG в исполнении ISA. Это не универсальная аудиокарта, она способна воспроизводить только музыку посредством таблично-волнового синтеза в режиме General MIDI. При этом Yamaha SW60XG не умеет создавать цифровой звук, равно как и синтезировать его через FM.

    Среди аудиоплат Yamaha можно встретить множество вариаций Audician 32 Plus на разных чипах, они могут быть произведены Labway, Genius, Aopen, Addonics и ещё несколькими брендами. Также встречаются карты с названием Audio Wave и безымянные экземпляры, происхождение которые установить непросто.

    ПО, необходимое для работы карт Yamaha

    Аудиоплаты ISA на чипах Yamaha в DOS инициализируются и настраиваются через программу SETUPSA.EXE, она обладает всеми нужными функциями. Также можно воспользоваться утилитой UNISOUND, но её возможности значительно скромнее. При установке драйверов под Windows 9x доступен программный wavetable-синтезатор.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты ISA на чипах Yamaha качественно изготовлены, поддерживают самые распространённые стандарты звука, их удобно настраивать через SETUPSA.EXE, и они лишены проблем с зависанием нот при использовании MIDI-дочек. При этом для них характерны и некоторые недостатки (не у всех экземпляров):
    • как правило, малые размеры монтажной платы, из-за чего её невозможно установить в корпус с крупной дочерней платой (например, DB50XG) без гибкого шлейфа;
    • перепутанные каналы wavetable (лечится инвертированием в игре/ПО или с помощью паяльника), неработающий фильтр низких частот (решается доработкой карты);
    • процессорозависимость — звук может «заикаться» на системах уровня Pentium III (характерно, например, для игры WarCraft: Orcs and Humans);
    • вместе с FM цифровой звук может воспроизводиться с ошибками (например, в Mortal Kombat ранних версий некоторые сэмплы проигрываются частично или вообще выпадают);
    • неполная поддержка технологии ADPCM, из-за чего в играх, которые её используют, могут отсутствовать звуки (например, во вступлении Duke Nukem II).
    Аудиокарта Yamaha может стать хорошим выбором для ретросистемы, если вы не боитесь её «болячек» и/или планируете запускать преимущественно поздние DOS-игры, с которыми проблемы бывают намного реже. В общем и целом хорошо сохранившаяся Yamaha в исполнении ISA порадует лёгкой настройкой, чистым звуком, каноничным FM-синтезатором и беспроблемным MPU-401.
     
    Последнее редактирование модератором: 3 дек 2024 в 17:35
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Meow-meow

    Meow-meow

    Регистрация:
    25 июн 2024
    Сообщения:
    20
    @Yuriy_X, спасибо Вам большое за такой подробный ответ.
     
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.446
    Возникла мысль, что в шапку было бы неплохо добавить ликбез по звуковым картам, которые ещё реально найти в продаже по вменяемым ценам. Чтобы новичок, зайдя в тему, мог сходу разобраться, что ему наверняка подойдёт, не переходя по ссылкам на другие ресурсы. В качестве иллюстрации своего замысла написал небольшой текст по ISA-картам на чипах ESS. Далее можно перейти к Creative, Yamaha, Aztech, OPTi, Crystal. Специально не углублялся во всякие дуплексы, разъёмы и редкие чипы ESS, чтобы материал не получился слишком тяжеловесным. Как вам, коллеги, нужно оно?

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2024
    unp, SanTix, Pain Elemental и 3 другим нравится это.
  5. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.389
    Хорошо, данная информация добавлена в шапку темы.

    Отправлять запросы о подобном через жалобы точно не стоит. Достаточно было лишь чуть "яснее" сформулировать данное предложение (например, начав сообщение со слов "Предлагаю добавить...", а не "Возникла мысль...") - и я бы наверняка сделал это ещё в субботу, ибо ежедневно просматриваю каждое сообщение на форуме, но не в каждом вычитываю каждое слово.
     
    Yuriy_X нравится это.
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.446
    Следующий блин) Если что-то не так, ткните.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)


    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2024
    unp, Колючий и Sirruf нравится это.
  7. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.389
    Этот "блин" вы тоже предлагаете добавить в первое сообщение темы?
     
  8. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.469
    Можно спрятать под спойлер с названием ""Звуковые карты на чипах *** (ISA)
    Или вообще "блин" не переносить, а в первом сообщении темы разместить просто ссылку на него.
     
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.446
    Да, добавьте, пожалуйста, без "блина") Соглашусь с @radical1010 - наверное, информация будет лучше восприниматься, если сделать подобно этой части первого сообщения.

    upload_2024-11-20_20-19-8.png

    Можно, например, озаглавить раздел как "Подробно о популярных звуковых картах ISA", а дальше список, где статьи скрыты под катом:

    - ESS AudioDrive;
    - Aztech;
    - Yamaha;
    - Creative;
    - OPTi;
    - Crystal.

    Или действительно сделать список со ссылками на мои сообщения. Возможно, так даже будет удобнее, потому что я смогу их при необходимости поправить, никого не беспокоя.
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2024
    Колючий нравится это.
  10. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.389
    Естественно. И это слово, если что, употребили вы, а я его просто процитировал.

    Текст добавлен в первое сообщение.
     
    Yuriy_X нравится это.
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.446
    Теперь про Creative. Если есть неточности или ошибки - ткните)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)


    Sound Blaster — первые звуковые карты для совместимых с IBM PC компьютеров, умеющие одновременно воспроизводить цифровой звук (через специализированный микропроцессор DSP) и синтезированную музыку (через звукогенератор YM3812/OPL-2). Успех этого продукта позволил Creative Labs выиграть в конкурентной борьбе с AdLib Incorporated, занять лидирующее положение на рынке и задать новый неофициальный стандарт.

    С 1989 по 1997 год компания Creative Labs выпустила четыре поколения звуковых карт для шины ISA, отличающихся поддерживаемыми технологиями, частотой дискретизации, FM-генератором, уровнем шума и другими свойствами. Даже в рамках одного поколения аудиоплаты Creative могут иметь существенные отличия, влияющие на целесообразность выбора того или иного варианта для построения ретрокомпьютера.

    Особенности поколений аудиокарт Creative
    • 1-е (1.0, 1.5, 2.0). Самые первые звуковые карты Sound Blaster (1.0, 1.5, 2.0) были актуальны с 1989 по 1991 год и предназначались для установки в 8-битный разъём ISA. Они способны воспроизводить монофонический цифровой звук с частотой дискретизации до 22 кГц и музыку, синтезированную микросхемой OPL-2.
    • 2-е (Pro 1, Pro 2). Карты Sound Blaster Pro спроектированы для 16-битного разъёма ISA, хоть и используют только его 8-битную часть. Они поддерживают стереозвук (до 22 кГц), снабжены встроенным контроллером CD-ROM и, в зависимости от версии, двумя звукогераторами YM3812/OPL-2 (Pro 1) либо одним YMF262/OPL-3 (Pro 2).
    • 3-е (SB16). Главные новшества Sound Blaster 16 — поддержка 16-битного звука и интерфейса MPU-401, а также наличие разъёма Wave Blaster для подключения дочерней платы (не на всех картах). На всех картах SB16 без поддержки Plug&Play за FM-синтез отвечает чип OPL-3, на более поздних с Plug&Play — CQM.
    • 4-е (32, AWE32 и AWE64). Помимо микросхемы SB16, эти платы содержат чип таблично-волнового синтезатора EMU8000. Все карты 4-го поколения могут воспроизводить музыку в режимах AWE32 (DOS) и General MIDI (DOS и Windows), используя сэмплы из встроенной или дополнительно установленной памяти.
    Какую карту Creative выбрать

    Аудиоплаты Creative для ISA первых двух поколений редко встречаются в составе ретросистем и в основном интересны как предметы коллекционирования. Если рассматривать для покупки устройства только этого бренда, то выбор обычно лежит между SB16 (и её удешевлённой версией ViBRA16), 32, AWE32 и AWE64. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

    Если вам не требуется интерфейс MPU-401 для использования аудиокарты совместно с MIDI-дочкой, то можно выбирать почти любую хорошо сохранившуюся плату SB16, ViBRA16, 32, AWE32 или AWE64. Первые два варианта — самые простые, они воспроизводят звук в режимах SB, SB Pro и SB16, а музыку — посредством FM-синтеза (в играх выбираем Sound Blaster).

    Карты Sound Blaster 32, AWE32 и AWE64 интересны тем, что могут воспроизводить музыку не только через звукогенератор (режим Sound Blaster), но и с использованием технологии таблично-волнового синтеза (режимы AWE32 и General MIDI). Одна из самых удобных и в то же время продвинутых аудиоплат Creative для ISA — AWE64 любой версии.

    Если планируется подключение MIDI-дочки, то выбор вариантов сильно сужается — почти все карты SB16 и все AWE32 с разъёмом wavetable имеют проблему зависающих нот при одновременном воспроизведении MIDI и цифрового звука. Существует всего четыре модификации SB16 без такого недостатка, и они обычно дорогие.

    ПО, необходимое для работы карт Creative

    ПО для всех звуковых карт Creative описывать долго и бессмысленно, поэтому рассмотрим только самые распространённые варианты — SB16 (ViBRA16) и AWE64. Для работы SB16 под чистым DOS необходимо скачать два архива: ctcmbbs.exe и sbbasic.exe. Сначала запускаем утилиту для настройки карты CTCM, затем устанавливаем драйвера.

    Для AWE64 понадобятся ещё два архива — s64basic.exe и aweutl.exe. Сначала проделываем те же операции, что и в случае с SB16, затем ставим ПО для инициализации и управления функциями чипа EMU8000. Также можно попробовать стороннюю программу UNISOUND.COM, которая не занимает память и удобнее оригинального ПО от Creative.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты Creative широко востребованы среди любителей старого компьютерного железа, благодаря чему изучены вдоль и поперёк. Практически о любой модели Sound Blaster можно найти подробную информацию, включая плюсы, минусы и ключевые особенности. С настройкой карт этого бренда редко бывают трудности, что тоже можно записать в плюсы.

    Карты Sound Blaster Pro, 16 и ViBRA16 подойдут тем, кому достаточно синтезированной музыки, а 32, AWE32 и AWE64 — тем, кого устраивает их функциональность по части таблично-волнового синтеза. Для использования же с дочками или синтезаторами стандарта General MIDI лучше подыскать другую карту (не Creative), лишённую проблем с MPU-401.
     
    Последнее редактирование: 25 ноя 2024
    Колючий и unp нравится это.
  12. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.469
    Можно немного критики?
    Все эти лирические отступления и исторические экскурсы конечному пользователю не сильно полезны.
    Я бы сосредоточился на отличии самых распространенных моделей и практическом руководстве по их запуску и настройке. Типа "распакуйте приложенный к сообщению архив в корень диска С:" ну или "скачайте по ссылке..."
    Можно в виде ссылок, если есть готовые толковые гайды.
    Также было бы неплохо изложить кратенько про работу со звуковыми банками, где их брать, как загружать и т.д.
     
    Iendo и Yuriy_X нравится это.
  13. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    116
    Мартышкин труд, если пользователь чайник и не хочет погружатся в эту тему, то в ретрожелезе ему делать нечего и никакие гайды не помогут. Такому подойдет DosBox и эмуляторы MIDI, чтобы все настраивать в GUI и не было конфликтов на уровне железа. Тоже самое что сделала GOG, скачиваешь игру, а там уже настроенный dosbox со всеми этими бесовскими прерываниями и портами. Пользователю даже не нужно знать что на самом деле запускается эмулятор, он просто щелкает по иконке на раб. столе и тут бац, игра сразу работает "без смс и регистрации" :)
     
    Последнее редактирование: 25 ноя 2024
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.446
    Конечно, критика приветствуется) Исторический экскурс сделал, чтобы было понятно, что SB - не только торговое наименование, но и неофициальный стандарт (мне в юности это не было ясно). Делать инструкцию по драйверам цели не было, но полезные ссылки на сообщения Странника вставлю. Про банки тоже добавлю, согласен.
     
    Последнее редактирование: 25 ноя 2024
  15. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.389
    Текст добавлен в первое сообщение.
     
    Yuriy_X нравится это.
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.446
    Как-то записалось на подкорке мозга, что звучание FM-синтезатора ESFM для меня привычно, потому что первой звуковой картой в семейном ПК была ESS. И тут внезапно понял, что та Miss Melody могла быть только на базе ES688 в паре с чипом OPL-3 (или его клоном). А значит более мягко тренькающий ESFM прошёл мимо, а самым привычным FM звукогенератором для меня должен быть чистый OPL-3)
     
    Последнее редактирование: 26 ноя 2024
  17. Iendo

    Iendo

    Регистрация:
    3 авг 2011
    Сообщения:
    106
    Какие практические отличия между SB16 и SB16 vibra? Значю, что вторая - типа бюджетный вариант первый. Но в чём заключается бюджетность? В плане звучания, настройки, совместимости, надёжности? Хотелось бы максимум подробностей. В изначальном сообщении темы их не хватает =(
    --- добавлено 28 ноя 2024 в 20:36, предыдущее сообщение размещено: 28 ноя 2024 в 19:40 ---
    Кроме прочего, вопрос - практический: в наличии isa-карточка на чипе ES1868. В шаговой доступности sb 16 vibra CT4170 за 1,5к.
    Стало интересно, на сколько эта цена "вкусная", и будет ли эта карточка лучше имеющейся ESS в плане звука и беспроблемного использования.
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.446
    Если не лезть в дебри, то особой разницы нет. Помню, что у Vibra16 нет отдельной регулировки низких и высоких частот. Также очевидно, что на базе Vibra16 больше сильно бюджетных карточек, но это не значит, что они все такие. Подробности рекомендую посмотреть на dosdays и в англоязычной Википедии.
     
    Последнее редактирование: 28 ноя 2024 в 20:41
  19. Iendo

    Iendo

    Регистрация:
    3 авг 2011
    Сообщения:
    106
    @Yuriy_X, ещё вчерась смотрел выпуск олдхард про звуковушки. Там был какой то затык с настройкой вибры. Не помню точно. А цена?
     
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.446
    Худшая из существующих карт на базе Vibra16/SB16. Её красная цена - 400 ₽, но и за эти деньги я бы её не купил. К ESS можно присоединить дочку, и MIDI музыка в играх 1993-1996 г. (условно) зазвучит в разы лучше. А без дочки это честный Sound Blaster Pro 2.0 с неканоничным, но весьма неплохим FM-синтезатором (ESFM). В свою очередь, у CT4170 режим SB16 неполноценный, при этом совместимость с SB Pro хуже, чем у ESS (в Prince of Persia 1.3 звуковые эффекты воспроизводятся через FM-синтез), её невозможно как-то модернизировать. Единственный плюс - нешумная (если в нормальном состоянии).
    --- добавлено 28 ноя 2024 в 20:54, предыдущее сообщение размещено: 28 ноя 2024 в 20:43 ---
    По цене Vibra16 были дешевле, чем SB16. Про затык не понял, нужны подробности.
    --- добавлено 28 ноя 2024 в 22:22 ---
    Интересный глюк поймал при игре в Doom II под чистым DOS с ES1668 и Yucatan FX. На уровне 14 зависает нота, потом через какое-то время отвисает. Вышел из игры, перезагрузил систему - глюк повторяется. Замечу, что я на этой же конфигурации ранее прошёл уровень 8 с той же музыкой, где этого глюка не было. Дальше интереснее - в Windows 98 с использованием Audigy с банком masterpiece.sf2 снова слышу зависшую ноту. Кто-нибудь знает, что это за чудеса?

    UPD: Запустил ту же версию Doom 2 на том же 14-м уровне на другой системе с Terratec Gold 16/96 и DB50XG - абсолютно тот же глюк, зависает та же нота. Делаю вывод, что это такая придурь у Doom 2 1.9.
     
    Последнее редактирование: 29 ноя 2024 в 11:05
    Колючий нравится это.
  21. Iendo

    Iendo

    Регистрация:
    3 авг 2011
    Сообщения:
    106
    .
    --- добавлено 28 ноя 2024 в 23:57, предыдущее сообщение размещено: 28 ноя 2024 в 23:53 ---
    Не запомнил подробности. Что то с настройкой под DOS. Учитывая, как вы эту карту отрекомендовали - уже не важно )) Подожду лучше когда появится честный SB16. Кстати, было бы ценное дополнение к рассказу про звуковухи - подробности про midi-расширялки, какие бывают, как использовать. Ну и чтобы было понимание, по каким ключевым словам искать по ним инфу или их самих на барахолках.
    --- добавлено 29 ноя 2024 в 00:05 ---
    цитатка из вики ппр SB32
    Значит ли это, что SB32 стоит обходить стороной так же, как SB16 vibra?
    --- добавлено 29 ноя 2024 в 00:06 ---
    Для коллекции. Или с целью спекулятивной наживы ))
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.446
    Не совсем понимаю, зачем вы за этой SB16 гоняетесь. Я вижу смысл искать SB16 с OPL-3 и/или без PnP и/или с разъемом wavetable и MPU-401 без зависающих нот. Если эти три пункта не особенно важны, то гораздо проще взять любую AWE64, которая содержит нужный вам SB16, имеет чип таблично-волнового синтеза, да ещё и позволяет расширять память до 28 Мб для загрузки более жирных банков. При этом AWE64 менее шумная, чем AWE32, первые SB16 и иже с ними.
    Я говорил, что CT4170 надо обходить стороной, а не Vibra16) Что касается SB 32, то вполне годная карта, но я бы предпочёл более новую AWE64. Плюс SB 32 и AWE32 - не нужно покупать дорогую проприетарную память (они используют обычную SIMM 30-контактную).
    В коллекцию надо брать что-то хорошее, а не это. Это всё копеечные карты, продающиеся десятками таких же разочаровавшихся пользователей или просто продавцов. Для спекулятивной наживы они больше хлопот принесут, чем дохода)
     
    Последнее редактирование: 29 ноя 2024 в 10:45
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление