1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,1%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,1%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.580
    AWE64 не предназначена для установки дочки. Там тупо нет разъёма.
    При этом её DSP не имеет уже проблем с зависанием нот.
    Для установки дочки нужно покупать отдельный адаптер для игрового порта звуковухи (новодельный, относительно не дорогой). Из минусов - оно торчит сзади системника, так же есть некоторые особенности в плане совместимости с жрущими по питанию дочками и некоторыми играми.
     
    Последнее редактирование: 30 ноя 2024
    Iendo нравится это.
  4. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.565
    Есть карты с WT, ESS, ямахи и многие другие.
    Там стоит дополнительный чип и память, который за это отвечает. У меня таких нет, но есть несколько плат с пустыми местами, где эти чипы должны стоять. Один форумчанин здесь такие карты коллекционирует, ну и выкладывает обычно на свой канал в ютубе, как они звучат.
     
  5. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.580
    Я имел ввиду, что конкретные чипы ESS не имеет WT синтеза.
    Если он реализована на карте - то это почти всегда отдельный кусок, собранный на каком-то стороннем синтезаторе. Что там будет - зависит от конкретного разработчика платы, а не от возможностей чипов ESS.
     
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.529
    Понять, подо что писали музыку для Doom, может только поехавший?)
    AWE64 не предназначена для установки дочек, она может воспроизводить музыку "на семплах из пзу-звуковухи" при выборе режима AWE32 для музыки. Вариант "загружать семплы из файла на компе" - это под Windows, на AWE.
     
  7. Iendo

    Iendo

    Регистрация:
    3 авг 2011
    Сообщения:
    225
    Покупать роланда чтобы погонять в дум )

    Может память подводит, но вроде в том ролике на олд-хард, где был обзор коллекции звуковух, файлы семплов указывались для звуковухи в т.ч. и под дос.
     
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.529
    Если важен результат, а не средства, то есть эмулятор SCVA.
    Про какую звуковуху там шла речь?
     
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.580
    Последнее редактирование: 1 дек 2024
  10. Iendo

    Iendo

    Регистрация:
    3 авг 2011
    Сообщения:
    225
    Есть определённое соотношение. У каждого своё. Тратить 50к для погонять в дум - это перебор на мой вкус.
    Ну и просто у меня эта железка не вызывает тёплых ностальгических чувств.

    Надо пересматривать. Колючий чуть выже выложил ссылку на ролик..
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.529
    Согласен, поэтому у меня нет ни MT-32, ни SC-55. Но есть пара MIDI-дочек, очень близких по звучанию к SC-55, которые полностью закрывают эту потребность.
    К сожалению, сейчас с ютубом всё грустно. В любую AWE действительно загружаются банки под DOS, но они древнего формата .sbk, и их выбор очень ограничен (мне не удалось найти приличные). Нормальная работа с банками доступна AWE только под Windows, они имеют формат .sf2.
     
    Iendo нравится это.
  12. Iendo

    Iendo

    Регистрация:
    3 авг 2011
    Сообщения:
    225
    Ну способы развеселить ютуб известны и хорошо отработаны :)
     
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.529
    Мне ютуб не особенно нужен. Как говорится, врач сказал "в морг" - значит в морг.
     
    __VENOM__ нравится это.
  14. Iendo

    Iendo

    Регистрация:
    3 авг 2011
    Сообщения:
    225
    море полезной информации из всех сфер жизни. Наверное каждый найдёт там для себя полезное. Но дело ваше.
     
    STOCK нравится это.
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.529
    Звуковые карты Yamaha (ISA)

    На рынок полноценных звуковых карт (а не только чипов для них) аудиогигант вышел достаточно поздно — в 1994 году. Платы ISA с чипами Yamaha 1990-х годов выпускались только в исполнении Plug&Play, они поддерживают популярные в то время стандарты звука и подходят для большинства DOS-игр.

    Почти все доступные экземпляры основаны на чипе YMF718 или YMF719 с поддержкой Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro, MPU-401 и WSA, содержат чип OPL-3 для FM-синтеза и разъём wavetable. Последний можно смело использовать для MIDI-дочек — проблем с зависанием нот у Yamaha нет.

    Поколения аудиокарт Yamaha
    • 1-е (OPL3-SA) — самые ранние карты основаны на чипе YMF701 и предлагают только самый базовый набор функций;
    • 2-е (OPL3-SA2) — устройства следующего поколения на чипах YMF711 или YMF718 дополнены интерфейсом CD-ROM и встроенным ЦАП для OPL4;
    • 3-е (OPL3-SA3) — платы на чипах YMF715 или YMF719 также снабжены цифровым сигнальным микропроцессором 3D Audio DSP.
    Что такое OPL4? Это чип с ROM на один (YMF704) или два мегабайта (YMF278) с сэмплами, используемыми при воспроизведении музыки в режиме General MIDI. У большинства версий OPL3-SA2 и OPL3-SA3 посадочное место для OPL4 пустует, но в него можно впаять соответствующую микросхему для расширения функциональных возможностей устройства.

    Отдельно стоит отметить Yamaha SW60XG, которая представляет собой аналог MIDI-дочки DB50XG в исполнении ISA. Это не универсальная аудиокарта, она способна воспроизводить только музыку посредством таблично-волнового синтеза в режиме General MIDI. При этом Yamaha SW60XG не умеет создавать цифровой звук, равно как и синтезировать его через FM.

    Среди аудиоплат Yamaha можно встретить множество вариаций Audician 32 Plus на разных чипах, они могут быть произведены Labway, Genius, Aopen, Addonics и ещё несколькими брендами. Также встречаются карты с названием Audio Wave и безымянные экземпляры, происхождение которые установить непросто.

    ПО, необходимое для работы карт Yamaha

    Аудиоплаты ISA на чипах Yamaha в DOS инициализируются и настраиваются через программу SETUPSA.EXE, она обладает всеми нужными функциями. Также можно воспользоваться утилитой UNISOUND, но её возможности значительно скромнее. При установке драйверов под Windows 9x доступен программный wavetable-синтезатор.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты ISA на чипах Yamaha качественно изготовлены, поддерживают самые распространённые стандарты звука, их удобно настраивать через SETUPSA.EXE, и они лишены проблем с зависанием нот при использовании MIDI-дочек. При этом для них характерны и некоторые недостатки (не у всех экземпляров):
    • как правило, малые размеры монтажной платы, из-за чего её невозможно установить в корпус с крупной дочерней платой (например, DB50XG) без гибкого шлейфа;
    • перепутанные каналы wavetable (лечится инвертированием в игре/ПО или с помощью паяльника), неработающий фильтр низких частот (решается доработкой карты);
    • процессорозависимость — звук может «заикаться» на системах уровня Pentium III (характерно, например, для игры WarCraft: Orcs and Humans);
    • вместе с FM цифровой звук может воспроизводиться с ошибками (например, в Mortal Kombat ранних версий некоторые сэмплы проигрываются частично или вообще выпадают);
    • неполная поддержка технологии ADPCM, из-за чего в играх, которые её используют, могут отсутствовать звуки (например, во вступлении Duke Nukem II).
    Аудиокарта Yamaha может стать хорошим выбором для ретросистемы, если вы не боитесь её «болячек» и/или планируете запускать преимущественно поздние DOS-игры, с которыми проблемы бывают намного реже. В общем и целом хорошо сохранившаяся Yamaha в исполнении ISA порадует лёгкой настройкой, чистым звуком, каноничным FM-синтезатором и беспроблемным MPU-401.
     
    Последнее редактирование: 3 дек 2024
    Uka, unp, Iendo и ещё 1-му нравится это.
  16. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.921
    @Yuriy_X, известный их недостаток - неполная поддержка технологии ADPCM, в результате чего отсутствует звуки во вступлении Duke Nukem II и в других играх, её использующих.
     
    Iendo, Колючий и Yuriy_X нравится это.
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.529
    @Revolter, спасибо, добавил.
     
  18. Antr00plasm

    Antr00plasm

    Регистрация:
    6 окт 2009
    Сообщения:
    1.882
    После недавней смерти 462 материнки после тестов 3dmark 2003/2005, пересобираю комп на новую мать. Решил установить sb audigy sb0230 - нигде не могу найти нормальных драйверов под 98 и xp. Ни у кого нет случайно? Вот звуковухи хорошие, но честно эти убогие креативовские драйвера убивают все желание пользоваться ими.
     
  19. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.567
    @Yuriy_X, спасибо за содержательные и подробные описания разных типов звуковых карт!

    А есть где-то их список, можно там ссылочку проставить?

    Тогда напрашивается перемещение раздела про Sound Blaster в самое начало, ибо стандарт.

    Не только AZTS…, ещё и AZTPR16.

    Некоторые AZTPR16 поддерживают.

    Здесь и везде имеется же в виду YM3812?

    Ой, это точно не так - примерно половина карт первого поколения вполне работает в стерео-режиме (Sound Blaster Pro).

    Почему же лишён? По-моему, все карты второго поколения поддерживают стерео-режим.

    К сожалению, и в первом, и во втором поколении встречаются и карты с куда менее интересным LS-212.

    Вот тут точно не соглашусь :) Я могу рекомендовать только первое поколение! Именно за поддержку Covox/Disney, - я благодаря этому и остановился на AZTech после ESS1868 и Sound Blaster 16. Кроме того там ещё и PC Speaker лучше работает - с самого включения ПК! Тогда как на Sound Blaster 16 он активируется только после загрузки системного драйвера карты.
     
    Yuriy_X нравится это.
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.529
    @Uka, рад стараться, надеюсь, совместными усилиями сделаем эти описания более качественными и, главное, точными. К сожалению, имел реальный опыт только с отдельными картами ISA, как правило, поздними. Большую часть информацию брал из статей на Vogons, Dosdays, wiki и т. п.
    К сожалению, потерял эту ссылку, если найду, то напишу здесь.
    По идее да, так будет правильнее.
    Пофиксил, ниже под катом прикреплю доработанный текст.
    +
    Да, очепятка, поправил.
    +
    +
    +
    Артур-oldrobot тоже хвалил карту первого поколения, у него подробный видеообзор есть. Мне Covox/Disney не особенно дороги, поэтому я не придал этому особого значения) Добавил эту информацию в выводы, а в информации о 3-м поколении сделал поправку на относительно мощную ретросистему (где с первыми могут быть проблемы).
    Кстати, а у ESS с входом PC Speaker в какой момент становится слышен подаваемый на него звук? Мне такие ESS так ни разу и не попались.

    доработанный текст об Aztech
     
    Uka нравится это.
  21. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.725
    Данный раздел в первом сообщении заменён.
    --- добавлено 21 дек 2024, предыдущее сообщение размещено: 21 дек 2024 ---
    Да, кроме того, исправлен заголовок "ликбеза" (ибо речь давно уже идёт о звуковых картах на разных чипсетах).
    Ну и, пожалуй, действительно можно поместить разделы под cut'ы, чего я делать сначала не хотел, но сейчас всё-таки сделал.
     
    Yuriy_X нравится это.
  22. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.567
    Мне тоже. У меня только одна ESS и есть - купил первую попавшуюся карту за 1 долл., когда лет семь назад старый ПК собирал :) И был приятно удивлён тем, что звучит она очень даже неплохо. Но разъёма для PC Speaker'а там нет, так что я её сейчас не использую.

    Видимо, потерялись запятая и "но" или "однако"?
    @Yuriy_X, я бы на твоём месте попросил администраторов форума выдать тебе в этой теме права кураторства, чтобы самому редакировать первое сообщение темы в любой момент.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление