1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024 в 20:56
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.643
    Кураторство в данной теме необходимо согласовать с её автором. Да, он не заходит на форум с февраля этого года, но данный срок по факту не столь большой.

    Поэтому пока кураторство в данной теме выдаваться не будет (если easy_john не зайдёт на форум до конца февраля следующего года, то это можно будет рассмотреть), а @Yuriy_X в плане редактирования первого сообщения придётся иметь дело с администратором (одним и конкретным). И он (Yuriy_X) об этом уже знает.
    Естественно, перепроверять его тексты я не буду, по крайней мере без специальной просьбы об этом. Противительный союз сейчас будет мной добавлен (пропустил его не я, так что расстраиваться причин нет).
     
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.509
    Как оказалось, это крайне редкое явление, на большинстве Gold-16 и ей подобных картах его не распаивают. Одну такую карту я нашёл, но, как оказалось, от распаянного на ней спикера нет дорожек) То есть бутафория в чистом виде. Но такие карты точно существуют, поскольку в некоторых версия ESSCFG есть отдельная регулировка для спикера.
     
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.509
    При всей симпатии к ESS замечу, что подбирать версию ESSCFG для конкретного железа иногда приходится методом тыка. Например, я не нашёл никакого логического объяснения, почему ESSCFG 4.3, добавленный в autoexec.bat, на AOpen AP43 просто виснет при инициализации ES1868. Версия же 4.8 на этой плате работает, но как-то странно - в большинстве случае инициализирует карту, не выводя информацию об используемых ресурсах, но иногда ругается, что не уполномочена выбирать ресурсы, и этим вообще должна заниматься ISA Configuration Utility (ICU). В этом случае инициализация происходит, но карта занимает IRQ5 вместо нужного мне значения - 7. В общем, такое её поведение мне не понравилось, и я решил инициализировать карту через UNISOUND, а регулировать громкость привычным образом - через ESSVOL.
     
    Последнее редактирование: 23 дек 2024 в 11:52
  6. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    Gravis Ultrasound Classic 3.73

    Тесты в RMAA


    Поздняя ревизия, примерно 1994 год.
    Установлена микросхема микшера ICS2101 для настройки уровней сигналов на входе/выходе (первые версии гуся микшера не имели).
    Все электролитические конденсаторы проверены, ёмкость не потеряли.
    Тестировался в DOS, использовались драйвера и настройки от MAX версии. Опытным путём общий уровень громкости и уровень синтезатора GF1 выставлены на 0дБ, т.е. на 100%, все входы отключены:

    Код:
    Mixer adjusted to settings in ULTRAMIX.INI. For help, type 'ultramix -h'.
    
    ┌───────────────────────────────────────────────────────────┐
    │ UltraSound Command Line Mixer. V2.04.                     │
    ├───────────────────┬───────────────────┬───────────────────┤
    │      Channel      │       Level       │      Status       │
    │                   │ (Left)    (Right) │ (Left)    (Right) │
    ├───────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
    │ Line input        │ 0       │ 0       │ Muted   │ Muted   │
    │ Microphone input  │ 0       │ 0       │ Muted   │ Muted   │
    │ CD input          │ 0       │ 0       │ Muted   │ Muted   │
    │ Synth output      │ 0       │ 0       │ Enabled │ Enabled │
    │ Overall output    │ 0       │ 0       │ Enabled │ Enabled │
    └───────────────────┴───────────────────┴───────────────────┘
    ULTRAMIX.INI

    Настройки громкости реалистичные, подойдут и для сборки. Звук снимался с линейного выхода.

    Сравнивается с GUS MAX 1.8:


    AB.png

    По результатам - АЧХ идентична MAX'у (даже немного шире на низких частотах). Уровень шума почти такой же.

    А вот уровень нелинейных искажений почти в 20 раз больше. Могу предположить, что виновник в данном случае - добавленный в этой ревизии платы чип микшера ICS2101.

    Из даташита на него:

    ICS2101.png


    0,2% - это много даже для начала 90-х. Уменьшение громкости уменьшает искажения, но и увеличивает уровень шума.

    Было бы интересно протестировать более раннюю ревизию, без микшера.

    Впрочем, субъективно, при использовании в играх/демках/трекерах того времени, на слух всё это незаметно. Ещё до тестирования в RMAA погонял карту в разных плеерах и играх, и отличий от того же GUS MAX не заметил. Уровень фонового шума такой же. Посторонних звуков нет, наводок карта не ловит. Не трещит (у меня есть GUS MAX 2.1, который потрескивает на некоторых материнских платах).

    В целом, негатива карта не вызывает и на момент выхода (начало 1993) точно входит в топ 3 по качеству звука среди игровых, наряду с SB16 и MediaVision PAS16.
     
    Yuriy_X и TheMadLynx нравится это.
  7. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    128
    АЧХ сплошной негатив, завал ВЧ. "Оно" конечно как-то играет, но схематехника у гуся не очень, вроде вот он отдельный ЦАП, на выходе должны быть аудиофильские "44100/16", а в результате звук глухой.
     
  8. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    96
    Когда выкладывал результаты по GUS MAX, уже писал, что завалы АЧХ у GF1 на высоких - это вынужденная мера для того времени.
    ЦАП у гуся винтажный аудиофильский мультибитный, но он без цифрового фильтра. Пока речь идёт о 16х44 - всё нормально, но в играх-то может быть и 19 КГц дискретизация с GF1. В этом случае артефакты Ц-А преобразования попадают в слышимый звуковой диапазон и получается кака. Вот и задавили ВЧ область с помощью аналоговых фильтров на ОУ.
    У SB и SB Pro такая же картина.
    А вот в SB16 уже новейший (для 1992 года :blum:) дельта-сигма ЦАП с встроенным цифровым фильтром, и там АЧХ идеальная для любых частот дискретизации.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление