1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    205
    Не такая уж и бестолковая, OPL и его ЦАП от Ямахи. Часто ставили нонейм клоны непонятного происхождения.
    А перепаять выход не сложно, вернее допаять. К обычной планке приклеить аудио разьем, а проводки к разъему протянуть от этой карты, возможно на штырях платы даже выведен LINEOUT, тогда плата вообще останется нетронутой, весь моддинг внешний.
    7105602463.jpg
    +
    astatic.insales_cdn.com_images_products_1_3754_296709802__D0_B0_D1_83_D0_B4_D0_B8_D0_BE.jpg
     
    Последнее редактирование: 10 янв 2025
    Yuriy_X нравится это.
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.641
    Добрался до Aztech на чипе 2316A, пытаюсь её обуздать. Фото спереди и наклейки сзади (внизу):

    upload_2025-1-10_10-44-13.png

    В табличке на dosdays по ID 38-MMSN824 она идентифицируется как Washington 16:

    upload_2025-1-10_10-44-55.png

    Однако сзади наклейка сообщает, что перед нами MM PRO 16AB FP, которая в табличке на dosdays отсутствует. Наилучшее совпадение с MMPRO 16ABI/ABO, но для неё указан ID MMSN850.

    Режим работы - EEPROM, пытаюсь следовать инструкции с dosdays по Washington 16: "Uses the drivers for the Pro 16 AB", т. е. найти драйвера для Pro 16 AB. Но их там нет, а для Washington 16 они есть только для Windows 95, NT и OS/2. Пробую DOS-драйвера для Multimedia Pro 16 ABI/ABO, для их извлечения пришлось использовать DOSBox с Windows 3.11 (под чистым DOS екзешник не запускается), однако безуспешно - программы инициализации/настройки видят настройки в EEPROM, но звуковуху не опознают и отказываются менять параметры. Однако всё не совсем плохо - повезло с микшером для Waverider, он её видит и позволяет регулировать громкость. Попробую ещё драйвера для других карт на базе AZT2316.

    В режиме EEPROM карта занимает ресурсы 220/5/1/330/530 и вроде бы нормально звучит в большинстве игр (проверял штук 5). Настраивать можно только громкость через микшер от Waverider. В программном режиме (без EEPROM) карта ломится на какие-то неведомые ресурсы, и система не загружается. Даже не хочу копать в этом направлении, меня интересует только нормальный режим работы с EEPROM, где можно выбрать IRQ 7. Если кто-то помнит эту карту, буду рад любым советам.
     
    Последнее редактирование: 10 янв 2025
    Колючий и Sirruf нравится это.
  5. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.592
    Вроде лежало где-то два похожих ацтека на рыжем текстолите, один pnp оказался дохлый при проверке, второй вроде больше похож, подревнее и с пинами для ручной установки ресурсов. Посмотрю.
     
    Yuriy_X нравится это.
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.641
    Нашёл драйвера, файл называется VY212.EXE. Традиционно для Aztech, чтобы добыть заветную папку UTILITES, файл-установщик нужно запускать из-под Windows. Драйвера под DOS устанавливаются через файл CONFIG.EXE, программа сама добавляет нужные строки в autoexec.bat и config.sys. Никаких проблем с ресурсами не было - карту сразу удалось настроить на порт 220, IRQ 7, DMA 1, для MPU-401 - порт 330 и IRQ 2, для WSS - порт 530.

    Система - с процессором i486DX 33 МГц. Запустил несколько игр - в целом всё в порядке (SB, SB Pro, FM, GM). В Mortal Kombat ничего нового - звук слегка бракованный, как и на картах с чипом 4-го поколения (AZT2320). Пока буквально одну придурь заметил - программа DIAGNOSE.EXE не может протестировать FM, что, впрочем, не мешает, этому режиму нормально работать в играх.

    Карта определённо нешумная, как и все Aztech, которые мне попадались. В целом нравится, но, скорее всего, всё же верну в эту систему ES1868. Если кому интересно узнать, есть ли какие-то проблемы с определёнными играми - пишите, проверю, пока она стоит в системнике.
     
    Последнее редактирование: 10 янв 2025
    Колючий нравится это.
  7. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.592
    Yuriy_X нравится это.
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.641
    Коллеги, подскажите, где и как проявляется несовместимость SB16 с SB и/или SB Pro? У меня на памяти только ранняя версия Prince of Persia, в которой на SB16 звуковые эффекты воспроизводятся через FM.
     
  9. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    205
    Ранние(или вообще все) SB16 эмулируют SB Pro без стерео
     
    Последнее редактирование: 12 янв 2025
    Yuriy_X нравится это.
  10. s11

    s11

    Регистрация:
    18 дек 2008
    Сообщения:
    216
    по моему всетаки не эмулируют, а воспроизводят аппаратно, но в МОНО.
    SB pro это ж тот же SB 1-2 но с 2мя чипами OPL - которые работая парно и дают стерео эффект.
     
    Последнее редактирование: 12 янв 2025
    Yuriy_X нравится это.
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.641
    @s11, SB Pro 1.0 (CT1330) были с двумя чипами OPL2 (YM3812), а 2.0 (CT1600) - с одним OPL3 (YMF262).
     
  12. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.592
  13. s11

    s11

    Регистрация:
    18 дек 2008
    Сообщения:
    216
    На дос дайс -есть описание похожей карты ES1688 1995г , второй чип отвечает за аспектс улучшением MIDI
    DOS Days - ESS
     
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.641
    @radical1010, ES688 и ES1688 в сочетании с ES968 поддерживают PnP, а в случае с ES688 есть ещё и аппаратный MPU-401.
     
    Последнее редактирование: 13 янв 2025
  15. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.592
    т.е. по сравнению с поздними ISAшными аудиодрайвами никаких преимуществ у них нет?
     
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.641
    Какие-то есть. Например, существуют карты ES1688 с возможностью переключения PnP и nonPnP джампером. В nonPnP режиме такую карту не назовёшь гибко настраиваемой (Edison Gold 16 Plus, например, ломится на 220/7/1, и это никак не изменить), но зато такая возможность есть. А если с чипом ES688 соседствуют настоящий YMF262 и ES968, то получаем PnP, каноничный FM и нормальную поддержку MPU-401. Поздние ISA ESS (1868 и 1869) бывают только в исполнении PnP и со своим FM-синтезатором (ESFM).
     
    Последнее редактирование: 13 янв 2025
    radical1010 нравится это.
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.641
    Приехала свежеспаянная WavetablePi. Сам паять не умею, но на мою просьбу откликнулся Лазарь, за что ему огромное спасибо. Он почти сразу изготовил железку, как только получил нужные запчасти. Суммарная цена вопроса - около 10 тысяч рублей.

    upload_2025-1-21_23-14-5.png

    Перед подключением к основной звуковухе на флешку microSD нужно закинуть соответствующие файлы из архива mt32-pi, ромы MT32/CM32L и, если надо, банки SF2. При включении карта использует настройки из конфига mt32-pi.cfg и не требует какой-то особенной инициализации. Из-под DOS с помощью утилиты mt32-pi.exe можно изменить основные параметры: режим работы (MT32 или FluidSynth), ром для MT32 (старый или новый MT32, CM32L), банк для FluidSynth, используемый порт.

    Для тестирования выбрал игры Prince of Persia, The Legend of Kyrandia, The Secret of Monkey Island и Gods. Сначала подключил WTPi к PicoGUS 2.0 на 300-м порту, что было ошибкой. Как оказалось, многие старые игры с поддержкой Roland MT32/CM32L знают только 330-й порт, а выбрать другой невозможно ввиду отсутствия в сетапе такой настройки. Поэтому я подключил WavetablePi к ES1868, назначив ей 330-й порт, а к PicoGUS 2.0 - Dreamblaster X2GS на 300-м порту.

    Чтобы музыка всегда играла правильно, я для каждой игры сделал батник, в котором через mt32-pi.exe сначала перезагружаю WTPi, устанавливаю нужный режим работы (MT32) и выбираю банк (MT32 или CM32L), потом запускаю SoftMPU (включает Intellegent Mode, недоступный большинству карт с MPU-401) и, наконец, саму игру. Протестировал все перечисленные игры, везде всё хорошо. С ESS 1868, WaveblasterPi, PicoGUS 2.0 и Dreamblaster X2GS я получил в одной конфигурации:
    • эмулированный MT-32 и CM32-L;
    • худо-бедно эмулированный GUS (мне он нужен только для лучшего звука в Jazz Jackrabbit);
    • General MIDI с максимально приближенным звучанием к Roland SC-55 (X2GS);
    • неканоничный, но вполне меня устраивающий FM-синтез (ESFM).
    Понятно, что аудиосистема в этой сборке наполовину эмулированная, но это мой выбор. Важно, что всё хозяйство увязано на двух соединённых друг с другом звуковых картах, не требует каких-то сложных переключений, дополнительного оборудования и особенного ПО, висящего в памяти.
     
    Последнее редактирование: 22 янв 2025
    Колючий, SanTix, Sirruf и ещё 1-му нравится это.
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.641
    Долгое время я избегал использования SB16 в своих ретросборках. Отталкивала не лучшая совместимость с SB и SB Pro, CQM и зависающие ноты в режиме MPU-401 у большинства версий. А держать SB16 только ради поддержки SB16 не хотелось. И тут мне попалась неплохая CT2230, решил её попробовать в паре с Terratec Gold 16/96 (ESS ES1868), чтобы в одной системе была полноценная поддержка и SB, и SB Pro, и SB16.

    upload_2025-1-29_9-45-27.png

    Чем привлекла:
    1. Не-PnP - не будут бодаться геймпорты под Windows и вообще могу её там не использовать.
    2. Честный OPL - это вроде как одна из последних карт SB16 с OPL, а не CQM.
    3. Не слишком старая - не хочу связываться с шумными картами с колесом и без LINE-OUT.
    4. Чип CT1747 - любая карта с ним не страдает от зависающих нот независимо от DSP.
    Вчера было первое знакомство с этой карточкой. Джамперами выставил для SB порт 240, для MPU-401 - 300. Остальные ресурсы - IRQ и DMA - выбираются программно. Карта сразу после установки драйверов заработала, но креативовское ПО не запускалось, ссылаясь на ошибку IRQ. Как оказалось, Terratec Gold 16/96, использующий ресурсы 220/7/1, дополнительно забирает себе IRQ 5. Поэтому пришлось SB16 назначить 220/2/3,7/300, в этом случае всё работает идеально.

    Общее впечатление о карточке - хорошая, понравилась. Звук чистый, по первым ощущениям чуть менее шумная, чем AWE64 CT4520. В игре Disney's The Lion King оцифрованный звук (речь в основном) жутко тормозил, что исправилось снижением частоты K6-2+ 450 МГц до 150 Мгц (даже не знал, что карты SB16 могут быть процессорозависимыми). Для проверки MPU-401 вставил дочку Dreamblaster S2, с ней пока зависающих нот не слышал. Тормоза в Duke 3D с музыкой в режиме General MIDI при смене музыки как были, так и остались - этот баг, видимо, неискореним.

    Скорее всего, оставлю её в этой сборке. Ещё не разобрался с FM, не помню, как сделать так, что по умолчанию использовался OPL-чип SB16, а не ESFM Терратека. Также хочу вставить в SB16 неё дочку посолиднее (Yucatan FX), соединить с Терратеком внутри и подключить спикер.
     
    Последнее редактирование: 29 янв 2025
    Колючий и Sirruf нравится это.
  19. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.939
    @Yuriy_X, советую найти время и почитать вот эту тему: The Soundblaster DSP project \ VOGONS
    А потом, вероятно, захочется найти паяльную станцию и т. п. =)
     
    Yuriy_X нравится это.
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.641
    @TheMadLynx, спасибо, интересно, но я пока не настолько сильно озабочен этим вопросом. По сути, эта карта только для тех игр, где использование SB16 даёт более качественный звук. В остальных буду использовать Терратек, у которого нет вообще никаких проблем. Также буду использовать дочку на SB16 отдельно, в этом случае багов не должно быть.
    --- добавлено 29 янв 2025, предыдущее сообщение размещено: 29 янв 2025 ---
    Товарищи, просветите, как правильно соединить звуковушки внутри корпуса. На Terratec Gold 16/96 для всех разъёмов есть внутренние дублирующие 4-контактные гребёнки:

    upload_2025-1-29_12-47-28.png

    На SB16 CT2230 распаяны три контакта для линейного входа:

    upload_2025-1-29_12-50-11.png

    Что с чем нужно соединить, чтобы подать сигнал с линейного выхода Терратека на линейный вход SB16?
     
    Последнее редактирование: 29 янв 2025
  21. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.672
    Взять для начала мультиметр и убедиться, что у SB16 эти пины являются линейным входом, а не каким-то джампером.
    ЗЫ. Тебе точно будет мешать короткий межблочный кабель снаружи корпуса, что ты лезешь в эти пины?
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.641
    @Колючий, да, похоже это какая-то неведомая настройка. Видимо, придётся довольствоваться кабелем снаружи.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление