1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.618
    На третий день индеец Зоркий Глаз увидел, что в тюрьме нет одной стены.
    Фил узнал, что существует ESFM...



    Интересно, вскрутят ли на них цены теперь?

    ЗЫ. Хотя польза для меня от видео есть. Я не знал, что в моей любимой HoMM2 есть поддержка ESFM. Так что я тоже индеец. По итогу удивительно, но простенькая ESS для меня куда полезнее гуся оказалась.
     
    Последнее редактирование: 1 фев 2025 в 00:26
    Yuriy_X и Revolter нравится это.
  4. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    174
    о ESFM знают всего около 12 игр, а о гусе сотни игр и демок...

    Списочек игр с поддержкой ESFM: (мопед не мой)
    • 11th Hour, The
    • Advanced Civilization
    • Callahan’s Crosstime Saloon
    • Gene Machine, The
    • Heaven’s Dawn
    • Heroes of Might and Magic II
    • Magic Carpet 2
    • Settlers II, The
    • Shannara
    • Theme Hospital
    • WarCraft II
    • Z
     
  5. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.928
    Не совсем корректное сравнение "бесплатной" плюшки-дополнения ультрасовместимой карты, и яростно субъективного набора звуков синтезатора для его класса (тем более возникшее из ниоткуда, поскольку @Колючий говорил только о себе и личном опыте), но Гуся вроде бы как раз и берут ради трёх с половиной игр: тех, где присутствует трекерная музыка. А вот кому он нужен/полезен в качестве SB-совместимого - с таким-то ворохом полурабочих драйверных костылей, патчей, отловом подходящих версий и т.д. (равно как и wavetable-альтернатив, звучащих одинаково красиво именно что в "сотнях игр" - не только на e1m1), - я ума не приложу. У меня он в своё время тоже не прижился.
     
    Последнее редактирование: 1 фев 2025 в 07:06
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.593
    @Колючий, и как ESS в режиме ESFM в HoMM2, есть отличия от других карт по звучанию?
    P. S. Тоже очень уважаю эту игру, мне она (а также первая) концептуально и стилистически намного ближе последующих частей.
    --- добавлено 1 фев 2025 в 09:33, предыдущее сообщение размещено: 1 фев 2025 в 09:05 ---
    Получил первый опыт использования SB16 без PnP (CT2230) и ES1868 (Terratec Gold 16/96) в одной сборке. Второй плате отдал самую каноничную конфигурацию с прицелом на древние и капризные игры - 220/7/1/330. Вторая получила 240/2/3,7/300. Сомнения были только в отношении IRQ, в итоге выбрал 2. В отличие от значений 3, 9 и 10, его можно выбрать в сетапе любой известной мне игры, которая разрешает выбирать ресурсы.

    Проблема, которую не удалось решить - микшер SB16 (sb16set.exe) запускается только в том случае, если через autoexec.bat не загружен инициализатор ESS (esscfg.exe). В связи с этим я сначала настроил громкость SB16, а потом включил в autoexec.bat. Наличие esscfg.exe в autoexec.bat не влечёт никаких других неприятностей с SB16 - карта всегда инициализируется и слышна в играх с заданной в ctmix.cfg громкостью. Может кто-то сталкивался с этим "конфликтом" и подскажет, как его устранить.

    Что касается FM, то здесь всё разрулилось без моего участия наилучшим образом. Для FM запускается OPL-синтезатор SB16, и игры типа Dizzy и Prince of Persia сразу его подхватывают, хотя в переменной BLASTER он нигде не указан. Также я не знаю, как выяснить, на каком порту сидит FM-синтезатор SB16 и на каком ES1868.
     
    Последнее редактирование: 1 фев 2025 в 19:52
    Sirruf нравится это.
  7. legule

    legule

    Регистрация:
    14 ноя 2006
    Сообщения:
    640
    В Варкрафте ESFM лучше не выбирать, оно там поломанно нафиг.
     
  8. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.618
    При этом из сотен гусёвых игр и демок мне интересно с ним поиграть в 3 игры.
    А из 12 игр с поддержкой ESFM мне интересны 5.

    Это личное мнение.
    --- добавлено 1 фев 2025 в 16:56, предыдущее сообщение размещено: 1 фев 2025 в 16:54 ---
    В видео Фила есть сравнение HoMM2 на OPL3 и на ESFM.
     
    Yuriy_X нравится это.
  9. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    174
    OPL сидит на 388 порту на обеих картах, конфликт по портам.
    У unisound есть опция смены порта OPL, но не пишут на каких работает, а на каких нет
    Код:
        F: FM/OPL Base address. Default is 388. F0 to disable (not all cards allow
         to disable or change this port!). Accepted values: 388, 398, 3A8, 0.
         This option is useful, for example, to disable or remap CQM synth in
         SB cards if you use other card with a genuine OPL chip tied to 388,
         or useful for the future "AWE64 Legacy" project, with a genuine OPL.
         Note that a few games (like Dynblaster) will try to use FM synth on
         SB ports 2x0, and it will FM output sound (in SB with CQM for example)
         anyway. Set FM volume to 0 to avoid it.
    
     
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.593
    @Mov AX 0xDEAD, то есть они обе вещают в эфир? Вроде ничего страшного в этом нет, я ведь громкость у ESS заглушил.
     
  11. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    174
    По сути да, но проблема аппаратная, например процессор хочет прочитать статус OPL, считывает порт 388-3xx, обе звучки что-то выдают на шину данных, одна ноль, вторая еденицу, шина ISA общая -> друг друга "замыкают". Конечно внутри чипов есть защиты и токоограничивающие меры, но это не норма. При записи процессором в порты OPL таких проблем нет, обе звучки в режиме чтения шины данных.

    p.s. Cамое веселье когда совпадает основной порт A220 на обеих картах, они обе соревнуются за доступ к памяти в DMA, считывая одни и те же сэмплы и мешая друг другу :)
     
  12. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.871
    Так однозначный ответ на заданный вопрос можно получить "разглушив" ESS обратно. Или мнение знатоков важнее фактов?) А вообще, не знаю как PnP-ESS себя ведут, но PnP-SB16 отключают встроенный FM (CQM который) если при инициализации обнаружили на 388-ом порту настоящую OPL3 в системе. И им без разницы, расположена она на самой же плате SB16 или где-то ещё на ISA-шине.
     
    Колючий нравится это.
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.593
    @TheMadLynx, интересно, не знал, надо будет ещё поэкспериментировать с FM. Вообще, до того, как заглушил ESS, пробовал отсоединять провод между входом ESS и выходом SB16. В этом случае играл FM ESS, но чуть тише. Подтыкаешь обратно SB16 - играет OPL SB16. Смешанного звука точно нет - всегда играет одна из звуковух.
     
    Последнее редактирование: 3 фев 2025 в 20:52
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.593
    Добыл такой изврат, пытаюсь обуздать.

    upload_2025-2-4_21-27-23.png

    Карточка заинтересовала нечастым сочетанием чипов ES688 и ES968, а также полным клоном OPL3 (DSP24 и DAP16S). В режиме Enable PnP чип ES968 должен обеспечивать поддержку PnP и MPU-401. В этом случае она вроде бы использует ресурсы 220/7/1, UNISOUND инициализирует её, но в играх играет только FM. При попытке воспроизвести звук SB Pro 2.0 через сетап Duke Nukem 3D из динамиков слышны какие-то невнятные потуги, потом появляется сообщение об ошибке DMA, причём при любом его значении - 0, 1, 3. Странно себя ведёт и sbdetect.exe - даже после инициализации сообщает, что карточка занимает порт 220, но IRQ и DMA ей ещё не назначены. Один раз она выдала, что карта использует порт 220, IRQ 7 и DMA 5 (нижний!). Пробовал снимать джамперы посередине карты и ставить в крайние положения (как на некоторых фото этой карты) - то же самое. Если включить режим Disable PnP, то карта занимает порт 230, на котором играет FM. Со звуком примерно такая же ерунда - при любом DMA сообщает об ошибке.
     
    Последнее редактирование: 5 фев 2025 в 08:49
    Колючий нравится это.
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.593
    Рассматривая плату с лупой, обратил внимание на погнутую ногу чипа ES968. Если там пропал контакт, то, по идее, это может быть причиной всех бед, но только в режиме PnP. А карточка странно себя ведёт и без PnP, когда этот чип отключен. Отдам мастеру на диагностику, может там и другие проблемы есть.

    upload_2025-2-5_8-57-22.png
     
  16. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.871
    Сигналы то всё равно идут через 968 независимо от положения джампера.
     
    Yuriy_X нравится это.
  17. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    174
    Забавная разводка под непонятную микруху на 28 ножек, видимо eeprom вместо 93с46, но 28 ног ?
    111.jpg
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление