1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не делала. Если ты про nv1, то это видяха, на которой помимо еще было куча всего, дешевый звук, порты экзотических джойстиков..
     
    Val07og и Newbilius нравится это.
  4. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    И что, есть музыка с AWE32? Без эмуляции MPU (aweutil /em:gm)? Не верю!
     
    Newbilius нравится это.
  5. Newbilius Программуль

    Newbilius

    Регистрация:
    24 авг 2007
    Сообщения:
    4.602
    Вот такой конфиг.
    Но насчет игрушек я уже засомневался. Т.е., WC2 точно выбирал MPU-401, а вот Duke 3D - был выбран AWE32, причем конфигуратор спрашивал и "AWE 32 Emu Address (0x620)", и "MIDI Port" (0x330).
     
    Последнее редактирование: 15 май 2014
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Дюк напрямую поддерживает awe, так что он в x620 все шлет.
    А вот wc2 не понятно.
     
    Newbilius нравится это.
  7. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    WarCraft II использует Miles Sound System, не может там драйвер MPU-401 работать с AWE32, для этого есть отдельный драйвер. Клянусь своей бородой!

    И зачем тебе в autoexec.bat столько мусора? Для инициализации PnP саундбластера достаточно одной строки - device=c:\...\ctcm.exe; для некоторых версий AWE32/64 еще бывает необходим запуск aweutil /s.
     
    Newbilius нравится это.
  8. Newbilius Программуль

    Newbilius

    Регистрация:
    24 авг 2007
    Сообщения:
    4.602
    Я проверю дома, вполне могу ошибаться насчет настроек WC2.
    От мусора ещё не очистил, автоматика вот с диска прописала от души. Правда диск от другой модельки видимо - aweutil на диске нет, но без него MIDI в играх тоже нет.

    ---------- Сообщение добавлено в 15:27 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 15:23 ----------

    Кстати, на 286й матери (там у меня SB Vibra 16) ctcm/ctcu просто намертво вешаются, юзаю нечто из какого универсального комплекта "plug and play for dos". Дома опять же гляну, что там такое.
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ух, ты. Warcraft2. Я думал Wingcommaner2. Сокращатели :)
     
  10. Newbilius Программуль

    Newbilius

    Регистрация:
    24 авг 2007
    Сообщения:
    4.602
    Память меня подвела :( Была выбрана карточка AWE32 и 620 порт. Так что всё логично.

    В результате пока что задействовал PX player, работает отличненько. С подгрузкой фонтов буду играться тщательно и позднее...

    А по поводу 286й - я там использовал "Plug and Play Kit MS-DOS", файл для звуковушки DWCFGMG.SYS.
     
    Последнее редактирование: 15 май 2014
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Creative SoundBlaster awe64 gold CT4390
    b8a75e6e151f7b7399cb76d7d350e6e7.jpg .

    Orchid SoundWave 32
    cba2ef290fa9834111803d55c38868e3.jpg .
    SoundWave 32 интересна тем, что у нее чипы rom стоят на кроватках и выпускалось несколько версий rom, которые можно было самостоятельно менять. Последняя версия называлась InVision и для нее были другие, улучшенные драйвера.
    Тут стоят чипы с номерами "820-", в сети еще есть фото с "810-". В чем разница - не понятно.

    Оказалось сложно идентифицировать точную версию этой карты. Это, конечно "SoundWave 32", но отличается от тех "SoundWave 32", фото которых выложены в сети:
    1. другое положение джамперов port/dma (port слева, dma справа)
    2. отсутствует джампер 512/1M, для выбора размера ром-чипов.

    Документация на SoundWave 32 и SoundWave 32 Pro содержит одинаковые рисунки платы, где port/dma установлены наоборот и есть джампер 512/1M. (Но, в документации могли из экономии взять один рисунок, такое встречалось)

    Версия платы 835-0139-1/A, в то время как на картинках в сети 835-0139-1/B или -1/C.
    Возможно, что это просто раняя версия SW32.
     
    Последнее редактирование: 15 май 2014
    Val07og нравится это.
  12. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    Какая то необычная расцветка у 4390
     
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обычная. Потолок от вспышки бликует на глянцевых поверхностях.
     
  14. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    А чем тогда она примечательна? Вроде обычный аве64 голд
     
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    1. А кто говорил, что она должна быть примечательной?
    2. awe64 gold не можеть быть "обычной", это gold. Обычная с 512 мозга, без rca джеков.
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    zx-c64, тише, не перечь ему! А то благородный гнев рано или поздно покарает тебя своей десницею.

    "Gold" - такой же чисто маркетинговый проект, как и все остальные AWE64. Только коммерческий напор здесь понаглее. Присутствие фирменного разъёма под "свою" дорогущую память, отрезающую использование симмов. Не каждый станет покупать эту память, ежу ясно. Так они добавили её на саму плату чуть-чуть для затравки, облили контакты позолотой, красивее оформили и обозвали гордо "ГОЛД", так цена тогда взлетела так, словно она от самолёта.
    Реальное преимущество 64Gold: улучшенные DAC на выходе, чище аналоговый звук. И всё. Это никак не стоило в своё время такой высокой цены. А 4 мегабайта лучше бы они себе в задницу засунули, и вместо этого нормальные разъёмы SIMM30 на плату посадили, как на AWE32. Или лучше, в ногу со временем, SIMM72, как у Terratec и Guillemot.

    ---------- Сообщение добавлено в 13:04 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 13:02 ----------

    Переходники на SIMM72 не в счёт, т.к. это не заслуга фирмы Creative.
     
  17. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    ну сейчас то голд стоит дешевле всех остальных более-менее интересных и его всегда можно купить. а на счет памяти некоторое утешение в том, что можно допаивать модули по 4 и 12 мб обычными микросхемами с организацией 1m x 16. получится тогда 8 или 24.

    подозреваю, что можно на маленькие модули (4,8) распаивать более емкие микросхемы, но скорее всего потребуется паять проводами дополнительные адресные шины
     
    Последнее редактирование: 16 май 2014
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я вот очень прилично отстаю от тебя по техническим познаниям и навыкам в этом деле. Но если мне пошагово расписать, что и как сделать, то могу рискнуть. А теперь прикинь, сколько людей или просто не знают, с какой стороны к паяльнику подойти, или фанатично соблюдают заводскую неприкосновенность (например, aleksej), даже если конструкция изделия продиктована жабой производителя.
     
  19. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    если у тебя есть креативовский модуль со свободными местами, то просто допаивашь 2 или 6 микросхем. лучше вообще все микросхемы заменить на одинаковые. достаются они с симов на 4-8 мб. или можно новые купить в китае

    насчет более емких микросхем еще не разбирался. и в этом случае неизбежно пострадает аутентичность из-за проводов. примерно как на вуду 5500 128мб
     
    Bato-San нравится это.
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А зачем покупать редкую и дорогую аутентичную плату памяти, да ещё для того, чтобы потом над ней париться? Не лучше купить переходник и 32 Мб симм с тем же выхлопом?
     
  21. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    иногда оригинальное расширение памяти может достаться дешевле переходника на симы. ну и даже если достанется за более-менее адекватные деньги, то оригинал всегда предпочтительнее
     
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Как бы там ни было, под занавес производства ISA-звука фирма Creative ну просто не могла не поднасрать пользователям, заставив чесать репу и пересчитывать money в раздумьях о памяти, об этом изначально простом, в сущности, вопросе.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление