1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Sound Blaster — первые звуковые карты для совместимых с IBM PC компьютеров, умеющие одновременно воспроизводить цифровой звук (через специализированный микропроцессор DSP) и синтезированную музыку (через звукогенератор YM3812/OPL-2). Успех этого продукта позволил Creative Labs выиграть в конкурентной борьбе с AdLib Incorporated, занять лидирующее положение на рынке и задать новый неофициальный стандарт.

    С 1989 по 1997 год компания Creative Labs выпустила четыре поколения звуковых карт для шины ISA, отличающихся поддерживаемыми технологиями, частотой дискретизации, FM-генератором, уровнем шума и другими свойствами. Даже в рамках одного поколения аудиоплаты Creative могут иметь существенные отличия, влияющие на целесообразность выбора того или иного варианта для построения ретрокомпьютера.

    Особенности поколений аудиокарт Creative
    • 1-е (1.0, 1.5, 2.0). Самые первые звуковые карты Sound Blaster (1.0, 1.5, 2.0) были актуальны с 1989 по 1991 год и предназначались для установки в 8-битный разъём ISA. Они способны воспроизводить монофонический цифровой звук с частотой дискретизации до 22 кГц и музыку, синтезированную микросхемой OPL-2.
    • 2-е (Pro 1, Pro 2). Карты Sound Blaster Pro спроектированы для 16-битного разъёма ISA, хоть и используют только его 8-битную часть. Они поддерживают стереозвук (до 22 кГц), снабжены встроенным контроллером CD-ROM и, в зависимости от версии, двумя звукогераторами YM3812/OPL-2 (Pro 1) либо одним YMF262/OPL-3 (Pro 2).
    • 3-е (SB16). Главные новшества Sound Blaster 16 — поддержка 16-битного звука и интерфейса MPU-401, а также наличие разъёма Wave Blaster для подключения дочерней платы (не на всех картах). На всех картах SB16 без поддержки Plug&Play за FM-синтез отвечает чип OPL-3, на более поздних с Plug&Play — CQM.
    • 4-е (32, AWE32 и AWE64). Помимо микросхемы SB16, эти платы содержат чип таблично-волнового синтезатора EMU8000. Все карты 4-го поколения могут воспроизводить музыку в режимах AWE32 (DOS) и General MIDI (DOS и Windows), используя сэмплы из встроенной или дополнительно установленной памяти.
    Какую карту Creative выбрать

    Аудиоплаты Creative для ISA первых двух поколений редко встречаются в составе ретросистем и в основном интересны как предметы коллекционирования. Если рассматривать для покупки устройства только этого бренда, то выбор обычно лежит между SB16 (и её удешевлённой версией ViBRA16), 32, AWE32 и AWE64. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

    Если вам не требуется интерфейс MPU-401 для использования аудиокарты совместно с MIDI-дочкой, то можно выбирать почти любую хорошо сохранившуюся плату SB16, ViBRA16, 32, AWE32 или AWE64. Первые два варианта — самые простые, они воспроизводят звук в режимах SB, SB Pro и SB16, а музыку — посредством FM-синтеза (в играх выбираем Sound Blaster).

    Карты Sound Blaster 32, AWE32 и AWE64 интересны тем, что могут воспроизводить музыку не только через звукогенератор (режим Sound Blaster), но и с использованием технологии таблично-волнового синтеза (режимы AWE32 и General MIDI). Одна из самых удобных и в то же время продвинутых аудиоплат Creative для ISA — AWE64 любой версии.

    Если планируется подключение MIDI-дочки, то выбор вариантов сильно сужается — почти все карты SB16 и все AWE32 с разъёмом wavetable имеют проблему зависающих нот при одновременном воспроизведении MIDI и цифрового звука. Существует всего четыре модификации SB16 без такого недостатка, и они обычно дорогие.

    ПО, необходимое для работы карт Creative

    ПО для всех звуковых карт Creative описывать долго и бессмысленно, поэтому рассмотрим только самые распространённые варианты — SB16 (ViBRA16) и AWE64. Для работы SB16 под чистым DOS необходимо скачать два архива: ctcmbbs.exe и sbbasic.exe. Сначала запускаем утилиту для настройки карты CTCM, затем устанавливаем драйвера.

    Для AWE64 понадобятся ещё два архива — s64basic.exe и aweutl.exe. Сначала проделываем те же операции, что и в случае с SB16, затем ставим ПО для инициализации и управления функциями чипа EMU8000. Также можно попробовать стороннюю программу UNISOUND.COM, которая не занимает память и удобнее оригинального ПО от Creative.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты Creative широко востребованы среди любителей старого компьютерного железа, благодаря чему изучены вдоль и поперёк. Практически о любой модели Sound Blaster можно найти подробную информацию, включая плюсы, минусы и ключевые особенности. С настройкой карт этого бренда редко бывают трудности, что тоже можно записать в плюсы.

    Карты Sound Blaster Pro, 16 и ViBRA16 подойдут тем, кому достаточно синтезированной музыки, а 32, AWE32 и AWE64 — тем, кого устраивает их функциональность по части таблично-волнового синтеза. Для использования же с дочками или синтезаторами стандарта General MIDI лучше подыскать другую карту (не Creative), лишённую проблем с MPU-401.
     
    Последнее редактирование модератором: 25 ноя 2024 в 19:15
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Сделал расширение памяти для GUS PnP до 16Mb ram.
    Делалось по широко известной доке, от Utopia Sound Devision, копия есть, например, на ixbt.

    В отличии от предложенных в статье вариантов (паять кроватки на обратную сторону и т.п.) был выбран вариант без вмешательства в саму карту, такой, который можно легко снять не оставляя следов и не портя оригинальный вид платы.
    28e5e79b160270a19abd2e098fc79da6.jpg

    Начал с simm72. Выпаял разъем из нерабочей 486 материнки.
    Первым делом взял два куска 40-пинового ide шлейфа и припаялся к каждой ноге сима.
    Потом попробовал другой конец свести на 30-пинах и понял, что это было ошибкой, припаять 3-4 довольно толстых провода на небольшую площадочку практически не реально и шлейф получается толстым и запутанным.

    Распаял шлейф обратно. Купил 0.05мм провода мгтф, что бы сразу соединить все нужные CAS/RAS каналы прямо на разъеме. Еще сначала думал не слишком ли тонкий кабель взял - оказалось и этот то еле влез:
    8324065788ec76d00946b1888039b4ee.jpg .

    Нашел два ненужных simm 30 pin на 256 килобайт каждый.
    Распаял с них все элементы и теперь уже завел ide шлейф на 30-пиновый симм один к одному.
    До начала:
    afc24d9ce052889ae29903743a93c55c.jpg .
    После:
    dbdbdff98fdc54c4c3a02938fbdef4df.jpg .
    После пропайки шлейф еще клеевым пистолетом к симму приклеел.

    Результат.
    В симмы на плате вставлены наши болванки подключенные к simm72.
    Кроватка simm72 посажена клеевым пистолетом на край платы.
    На блок джамперов одета кроватка с отводом нужных линий CAS.
    718ee02195ef57a4af4622c001442792.jpg .

    С обратной стороны:
    4b93ef0459a089229ca18058a49ee085.jpg .

    Сбоку.
    291ca25bacb5a8a9e7caafbac2f68dd9.jpg .
    При необходимости, вся конструкция легко снимается, не оставляет следов.


    Ради чего боролись: "16 777 216 bytes dram"
    8f1dd414d8f532025312cbaf6588ab09.jpg .

    Отслушал кучу миди на банке Utopia для GUS (размер банка ~100mb, собственно ради него и стоит расширять память до максимума).
    Сначала не мог понять почему слышны хрипы и шумы в некоторых инструментах.
    Потом увидел, что по дефолту грузится 8-битный банк, переключил на 16 бит - все стало совсем отлично.
    Но инструменты в моно и стерео банках немного отличаются. И если ударные можно почти всегда оставлять стерео, то сами инструменты для примерно половины миди, мне кажется лучше моно.
     
    LANRUS, Val07og, Oldfrag и 4 другим нравится это.
  4. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    680
    вот это дело

    в играх есть профит какой-то?
     
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Только если запускать игры в win9x.
    В голом досе Gus PnP работает только как Gus classic, используя стандартрые патчи, если игра его поддерживает, или rom набор, если используем mpu401.

    ---------- Сообщение добавлено в 01:52 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:59 ----------

    UPD: Короче, по Utopia пока такой результат:

    1. наборы 8 bit (моно и стерео) прямо расстройство (упакованы mu-law), не стоит вообще слушать, и инструменты (особенно стерео) бывает не так звучат и хрипы бывают (Например ударные хрипят в "Utopia mono inst. 8" и "Utopia full mono 8" в descent2 title, шум в "Utopia mono drums 8" и "Utopia full mono 8" в descent2 credits).

    2. из 16 bit самый универсальный, хорошо звучит на широком спектре миди (каверы и игровые) только - "Utopia full mono 16".
    "Utopia mono drums 16", "Utopia mono inst. 16" - некоторые мелодии звучат лучше на стерео ударных или стерео инструментах, некоторые нет.
    (например, "Utopia mono drums 16" ужасен в descent2 credits, а "Utopia mono inst. 16" в warcraft2 intro теряет долго-звучащие ноты)
    А максимальный банк "Utopia full stereo 16" во первых еще меньше где звучит хорошо, во вторых начинает, видимо, не хватать памяти, иногда инструменты начинают играть короче чем надо или не все.

    Средний размер патчей загружаемый на "Utopia full mono 16" 4-12Mb, т.е. на 8Mb GUS часть не влезет в память. Ну а full stereo 16 может не влезать и в 16 Mb.
    Хотя, стоит заметить, что если миди папался подходящий под full stereo то звучит он отлично.
     
    Последнее редактирование: 20 май 2014
    Val07og нравится это.
  6. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    А что будет, если в сетапе Miles Sound System выбрать пункт Interwave (TM) General MIDI?
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Назови какую-нибудь игру на этом движке - вечером попробую.
    Мне кажется, просто будет юзаться rom банк, но минуя mpu401.
     
  8. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    На этом движке много игр, но Interwave поддерживается только относительно поздними версиями движка. Можешь взять:

    Alain Prost Grand Prix
    Extreme Assault
    Heroes of Might and Magic II
    Network Q RAC Rally Championship
    Sentient
    Spellcross
    Star Control III
    Theme Hospital
    Trash It!
    War Inc.
    Wreckin Crew

    Видимо, проще всего будет взять Heroes 2, т.к. музыка из этой игры всем знакома.
     
    Последнее редактирование: 20 май 2014
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Люто плюсую! Обожаю разлочивания такого рода. Если б у меня была эта карта, обязательно озадачился бы подобным. Лучший способ из всех, что я видел.
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    "ERROR XMIDI sound hardware not found"
    В описании: "Select this driver for use with any InterWave (TM) Audio Processor based sound card. Examples of susc cards are the Core Dynamix Dynasonix, the Reveal WaveExtreme 32, and the STB SoundRage 32 sound cards." Про гусь - ни слова.
     
  11. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Тут перечислены клоны GUS PnP, поэтому я и подумал, что это у тебя должно заработать. Такая ошибка означает, что процедура detect не сработала, т.е. либо оборудование отсутствует, либо драйвер неверно настроен (т.е. указаны ошибочные параметры).

    В сетапе Miles можно также выбрать Interwave для digital звука, это у тебя тоже не работает?
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Угу, "Digital sound hardware not found".
    При этом gravis ultrasound дает выбрать и говорит "device detected successfully"
     
  13. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    К сожалению, исходников именно для драйвера Interwave не осталось, поэтому посмотреть, что же именно происходит при попытке инициализации, не получится.

    Единственное, что мне удалось определить - это то, что и digital, и MIDI драйверы совершенно не заботятся о значениях I/O address, IRQ и т.п. - везде по дефолту указано -1.

    Какие ресурсы использует обычно GUS PnP?

    Вот листинги параметров драйверов GUS:


    ultra.dig:
    Код:
    Device name: Gravis UltraSound
    
                 Driver revision level: 112
    Configuration environment variable: ULTRASND
          Configuration variable value: [240,3,3,5,5]
                                    IO: 0240H        
                                   IRQ: 5           
                                 DMA 8: 3           
                                DMA 16: 3           
                                 RSV 0: 5      
    
    iwav.dig:
    Код:
    Device name: InterWave(TM) Audio Products
    
                 Driver revision level: 112
    Configuration environment variable: (None)
           Attempting I/O verification:
                                    IO: Don't care
                                   IRQ: Don't care
                                 DMA 8: Don't care
                                DMA 16: Don't care
           Attempting I/O verification: Not found    
    
    ultra.mdi:
    Код:
    Device name: Gravis UltraSound MIDI Synth
    
                 Driver revision level: 112
          Library environment variable: ULTRADIR
          Instrument library directory: [C:\ULTRADIR]
                        MSS GTL suffix: (None)
    Configuration environment variable: ULTRASND
          Configuration variable value: [240,3,3,5,5]
                                    IO: 0240H        
                                   IRQ: 5           
                                 DMA 8: 3           
                                DMA 16: 3           
                                 RSV 0: 5          
           Attempting I/O verification:
                                    IO: 0240H        
                                   IRQ: 5           
                                 DMA 8: 3           
                                DMA 16: 3           
                                 RSV 0: 5          
           Attempting I/O verification: Found (result=1)     
           Attempting I/O verification:
                                    IO: 0240H        
                                   IRQ: 5           
                                 DMA 8: 3           
                                DMA 16: 3           
                                 RSV 0: 5          
                   Initializing device: Done
       Initializing instrument manager: Done
                Service rate requested: 45 Hz
                Initializing XMIDI API: Done
                   XMIDI timer service: 120 Hz
    
    iwav.mdi:
    Код:
    Device name: InterWave(TM) General MIDI
    
                 Driver revision level: 112
          Library environment variable: (None)
                        MSS GTL suffix: (None)
    Configuration environment variable: (None)
           Attempting I/O verification:
                                    IO: Don't care
                                   IRQ: Don't care
                                 DMA 8: Don't care
                                DMA 16: Don't care
           Attempting I/O verification: Not found  
    
    Загадочные драйверы какие-то попались.
     
    Последнее редактирование: 20 май 2014
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Как и обычный гусь - в широких пределах.
    При сетапе дает тестить, что данные irq/dma/port не заняты и занимает их.

    [​IMG]

    [​IMG]
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 21 май 2014
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    При IRQ7 проблем с LPT не возникает?

    ---------- Сообщение добавлено в 01:44 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 01:38 ----------

    Карта Terratec EWS64 устроена так же, настройки в EEPROM. У неё если IRQ=7, то ewsinit.exe отказывается инициализировать карту, пока не освободишь IRQ7 от LPT.
     
  16. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Кстати, из геройской серии с миди-музыкой последние Герои это вторые? в Героях3 не было МИДИ треков? Только МР3?
     
  17. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    А у меня вот какой вопрос возник.

    Какие карты были характерны для 8088/80286 и 80486 ?

    Для 8088 максимально будет работать SB CT1350B.
    Для 80286 можно CT1600. Хотя я думаю для этой машины будет круто. С другой стороны у меня есть MB 92 года выпуска.
    80487 выпускался до 2007 года. Но какая будет оптимальная для него звукавая карта ?

    В общем подскажите оптимальный баланс если не сложно.
     
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Скажу больше по нашей стране, но в мире в целом была похожая ситуация

    Никакие. Начиная с того, что в 80-ые PC не воспринимался как машина для игр, причем не только пользователями но и производителями, и железа и игр.
    До начала 90-ых было выпущено буквально считанное количество моделей звуковух и ни одна из них не была массовой. Хотя к концу 80-ых за рубежом те же ранние SB уже начинали революцию в массовых играх.

    Собственно эпоха первого звука и мультимедия на PC (на 386 распространение хоть и началось, но не было таким массовым. Я бы сказал что 90% 386 еще были без звуковухи, то больше 50% 486 уже были с каким-либо звуком).
    Если смотреть по распространению - 90% были недорогие китайские клоны sb pro, остальные % делили sb16/gus. К концу 486 эпохи (где-то году к 95-96) уже было поменьше китая и больше sb16/awe/gus.

    Я считаю оптимумом для раннего 486 что-то вроде sb16+gus classic, а для позднего 486, например awe32/64, можно с гусем (больше для демок даже), можно с гусем пнп, можно уже без гуся.
    Хороший баланс - любой sb16 плюс любой хороший midi/wavetable, например yamaha db50xg, sw60xg/turtlebeach tropez,rio/roland scc,rap и т.п.
     
  19. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    а как же игры на 80286 ? ну civ1 звук был, wolf3d, stunts, retaliator, prehistorik. Это вот прям с ходу. Они все работали на 80286 и поддерживали звук.
    я думаю оставить на этой машине sb CT1600 (хотя cdrom на 80286 это дико), но CT1350 я думаю поставить в 8088, хотя наверно это то же дико. Пока другого варианта не вижу.

    Как раз в есть CT2950, awe64 то же лежал где то. Надо будет найти awe32 для кол-ции. С midi у меня сложнее. Есть mt-32 old (да же не помню рабочий он или нет). Если mpu-401 еще найти можно, то вот с MIF-IPC очень тяжело.
     
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ты спрашивал как оно было, я примерно и рассказал.
    Да, поддержка в играх появлялась. Но самих устройств, особенно у нас в стране, практически не было. Кстати retaliator, stunts, если я правильно помню умели только adlib, даже не SB.

    Ну вполне терпимо. Но игр под xt с поддержкой SB не так уж и много.

    Не ищи. Если у тебя есть mt32, то для 90% игр хватит шнурка sb midi. Для оставшихся % можно обойтись softmpu.
     
  21. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    Для XT можно Adlib поискать, причем его даже использовать удастся, напр. Zeliard на XT играбален.
    В 286 я тоже поставил CT1600 :) хотя реально там можно использовать только FM синтез, т.к. у процессора силенок тянуть игру, и еще обрабатывать аудиопотоки, явно не хватает, плюс игры, умеющие играть wav звук, а не только FM MIDI, сами по себе достаточно навороченные, и на 286 если и идут, то на грани неприличия.
    386 - SB PRO или клоны разной степени временной аутентичтости (я как-то использовал ESS1868, вышедший лет на 5 позже расцвета 386-х)
    486 и далее. Лучше "полной" AWE32 ничего нет. Проще нарастить память, чем на AWE64 с ее проприетарными модулями, и можно, если есть желание расстаться с кругленькой суммой, поставить какую-нибудь MIDI-дочку.
    Softmpu вроде бы недолюбливает карты Creative?
     
  22. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    В первой серии были только CD-треки.
    Во второй - CD-треки или MIDI-музыка на выбор.
    В третьей - уже только MP3.
     
    Vardok нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление