1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А накой хрен аве память, если под досом ее ни кто не может использовать?
    Только в винде, тогда есть смысл, но это уже ближе к pentium.

    Не выяснял, у меня роландов хватает.
     
    Последнее редактирование: 22 май 2014
  4. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Да наверно все правильно. Видно я тут еще вкладывал мысль максимально разумного апгрейда.

    Вроде бы да, при этом amiga версия не имела intro музыки. Хотя надо уточнить.

    Но adlib же была поддержка ? Вот и буду эмулировать adlib через sb. Если получится.

    softmpu - глючит. Хотя надо сново попробовать, но это не спортивно :)

    ---------- Сообщение добавлено в 10:23 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 10:12 ----------

    Я тут сделал гибрид из 80286 - добавил до 4mb памяти и воткнул процессор harris - 25. Нашел у себя карту tseng, и убрал карты реалтек. Кстати когда стоял штатный 16 процессор, то на глаз была разница между картами и как игра стала работать. Видно было да же на prehistorik2.
    Понятно, что для 80286 было бы более правильно CT1305B, но она у меня одна и уйдет в 8088 :)
    Честно 80386 меня вот вообще не интересуют. Видно из за того, что у меня его не было :/ ESS как по мне шумные карты.

    Ну я планирую 80486 dx4-120 с уже PCI слотами. Там реально было уже запустить win98. AWE64 мне кажется очень круто для такой машины, хотя конечно можно. (лежит awe64 gold). На ebay буквально вчера продавали mpu-401 с картой. Ушло за 150$ Я не смог перебить ставку, 150 был придел :/ softmpu да, глючил с creative. Хотя сейчас могло все изменится.
     
  5. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    easy_john, оказывается, Sound Operating System тоже поддерживает Interwave как для PCM, так и для MIDI.

    Игр на этой системе тьма тьмущая, вот примеры:

    Abuse
    Cybermage
    Descent, Descent II
    Lands of Lore II
    The Elder Scrolls: Daggerfall
    Theme Park
    Witchaven, Witchaven II
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Про десценты точно скажу, что определяют только как гусь классик, так и играют.
     
  7. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Да, я посмотрел - большая часть перечисленных мной игр хоть и на движке SOS, но Interwave не поддерживает.

    Попробуй Lands of Lore II, там точно есть.
     
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я тестировал SoftMPU с картами CT1750, 2230, 2940, 3900, 4520, 4390. Никаких глюков, связанных с SoftMPU, замечено не было.

    Я небезосновательно подозреваю, что не только многоуважаемый easy_john является владельцем GUS PnP. Кто же знает, есть ли у этой карты конфликт с LPT по прерыванию или нет? А то Сами Их Светлость Нежная Мимоза глубоко оскорблены "хамствами" с моей стороны и даже не изволят видеть "какую угодно ерунду", которую я продолжаю писать. Или у него спросите кто-нибудь, пожалуйста, мне это любопытно. Я никого в почтальоны Печкины не записывал, просто прошу по-дружески. Если он мне вигвам нарисует, я не обижусь, лишь бы инфу дал. Просто я заметил такую фигню у EWS64, и мне стало интересно, есть ли ещё звукокарты, которые не терпят делить IRQ с портами.

    ---------- Сообщение добавлено в 20:51 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 20:10 ----------

    А в чём это выражалось?
     
  9. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    У меня он тупо вис, карта awe32. Разбиратся было просто некогда. Сейчас смотрю версия новая вышла, буду пробовать.
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Могло быть связано не с картой, и скорее всего так и было.
    У всех SB16/AWE есть другой глюк, связанный с MT-32, но никак не связанный с SoftMPU, - при выборе gigital sound = sound blaster и midi = mt-32 при запуске висит намертво. Т.е. по отдельности SoundFX=SB/SB16 и MIDI=MT-32 работают, а вместе - нет.
     
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Там прямо написано "Interwave MIDI". Так что скорее всего только на музыку.
    Кстати, скачал, нарезал диск, но запустить не удалось.
    Автодетект находит какую-то левую карту (Cardinal), хотя порт пишет нужный, но ничего не играет.
    Interwave же при нажатии test вываливается в дос, причем пробовал указать и порт миди (320, irq10) так и самого гуся (260, 7, 7).
    В режиме Ultrasound (classic) - играет, хотя и с легким хрипом (и в ридми про хрипы на гусе написано).
    PS Иногда автодетект правильно определяет гуся классик
     
    Последнее редактирование: 24 май 2014
  12. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Спасибо, учту. Вообще конечно хотелось бы плату. Буду пытаться ее найти.
     
  13. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Да, написано Interwave MIDI, но написано-то в разделе PCM-драйверов. Что касается Interwave из раздела MIDI-драйверов, оно у меня в Dosbox играет через 330h - вероятно, это что-то MPU-образное. А вот Interwave из раздела PCM-драйверов имеет адрес по умолчанию 0x32C - может быть, надо прибавлять 0x0C к базовому адресу карты?
     
    Последнее редактирование: 24 май 2014
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    tuliss, у платы есть преимущество: она работоспособна на системах 8086 и 80286 в отличие от SoftMPU, эту прогу можно запускать только при наличии EMM386 или QEMM, т.е. начиная от 80386 и выше. Но если использование 286 или XT не предполагается, то на самом деле по фигу. Выхлоп будет один и тот же. Только в одном случае за круглую сумму, а в другом случае бесплатно, но и мозгами пошевелить придётся по настройке. В числе прочего, SoftMPU очень гибка в решениях. Можно настроить её на COM-порт, например, подключив какой-нибудь модуль RolandGS/YamahaXG через RS-232, а Roland MT-32 повесить на порт MIDI THRU этого модуля. Работать будет и в режиме GM, и в режиме LA UART/Intelligent великолепно, и такой способ уже описан на vogons.
     
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну, что бы работал mpu на pnp под досом надо грузить megaem, а он играет только из rom.
    Собственно, если выбрать тот же gus classic на pcm, то на midi все равно interwave не удается инициализировать устройство (megaem не загружен).
    Если загрузить megaem, то при test midi на interwave, через гуся идет треск на пару секунд, потом та же ошбка, не могу инициализировать устройство.

    UPD подозреваю, что сетап в этой lands of lore глючит. миди не играет ни через gus classic, ни через mpu, что загружай megaem, что нет.
     
    Последнее редактирование: 24 май 2014
  16. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Возьми вот другой сетап, попробуй с ним.
     

    Вложения:

    • SETUP40.zip
      Размер файла:
      346 КБ
      Просмотров:
      34
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Честно говоря, количество игр, которые позволяют использовать SB для звука и MT-32 для миди, исчезающе мало (если я не прав, знающие люди поправят). Однако эта проблема на них проявляется у карт Creative SB16/AWE.

    Например, это The 7th Guest и The 11th Hour, и тут уже Geryon пытался помочь мне победить эту проблему подставлением других дров. Не сработало. Я просто не подключаю MT-32 через карты Creative, и всё становится в порядке.
     
  18. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Я не могу лечь спать: в интернете кто-то неправ!

    Играми, которые позволяют использовать SB для звука и MT-32 для миди, всё вокруг кишит - они даже ползают в воде! ©. Популярные мощные библиотеки позволяют использовать любой драйвер PCM вкупе с любым драйвером MIDI. Это и DIGPAK/MIDPAK, и AIL (AIL/32, AIL/16), и MSS - а это уже более двухсот игр, в чем можно убедиться здесь.
     
    Последнее редактирование: 24 май 2014
    LANRUS нравится это.
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    То же странный сетап.
    - если pcm можно выбрать gus с любыми параметрами, то в midi для gus дает выбор только порт 220. естетсвенно ничего не играет.
    - в pcm для interwave выбор порта - меню с кракозябрами. один раз удалось выбрать 260, но при нажатии test все вывалилось.

    Без megaem
    - pcm детектится как gus, играет.
    - midi как gus - неправильный порт, остальные - не работают.
    С megaem
    - детектится ка gus, но тест pcm дает "треск" и дальше карта до ребута не работает.
    - midi играет как mpu/gm/interwave/что угодно на 330 порту.

    ЗЫ то есть использовать одновременно gus (pcm) + mpu (megaem) не получится.
    То ли из-за того, что у меня ресурсы irq/dma одинаковые для экономии, то ли из-за того, что они к одной памяти разными способами лезут.

    UPD Кстати, по этому у тех сетапов, где сначала обязательно выбор pcm ничего и не работало - сначала pcm детектит гуся, что при загруженном megaem вешает гуся, потом уже midi не работает никак.
     
    Последнее редактирование: 24 май 2014
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Отлично, принимается! Ну что ж, от того лишь более значима проблема с картами SB 16/AWE.
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я думаю, речь шла о том, что если SB+GM игр то полно, то вот именно SB+LA (ради чего mt32 подключать и запускать softmpu) - раз два и обчелся.
     
    Последнее редактирование: 24 май 2014
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ещё раз отлично, принимается. Кто прав?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление