1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вот именно с вариантом DDMA они как раз и выёживаются часто, не хотят контачить.

    Да ладно, что есть 14 баков за звук? Ничто. У меня звуковая система на ISA обошлась в целом примерно в 12-14 тыс. руб.

    ---------- Сообщение добавлено в 03:09 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 03:04 ----------

    «Везде» – имеются в виду игры, а не железо :)
     
  4. spetrov008

    spetrov008

    Регистрация:
    17 май 2014
    Сообщения:
    19
    У меня со слухом проблемы, мне что за 5$, что за 500$ слышу одинаково ))) Нужна просто пищалка, что бы было.

    Куплю наверное Creative Vibra 128 PCI CT4810 за 5$, где будет работать там будет.

    Спасибо за помощь.
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Не за что.
    И всё-таки стоит подумать про ISA. Всё познаётся в сравнении.
     
  6. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Ну если совсем со слухом туго, можете взять у кого то что нибудь на ess или crystal под isa :) Заодно и проверите слух.
     
  7. spetrov008

    spetrov008

    Регистрация:
    17 май 2014
    Сообщения:
    19
    А Vortex1 как себя чувствует в DOS, просто человек который продает карту, оказалось в паре домов от меня живет.?
     
  8. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Он себя чувствует как SoundBlaster Pro , но вот в DOS MIDI будет низкого качества,там идет эмуляция FM-синтеза. Почему бы не взять isa CT2760, CT3900 ?
     
  9. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Offtop
    - Это вы тут семенами занимаетесь?
    - Ну...
    - А конопля у вас есть?
    - Нет...
    - А что у вас есть?
    - Ну, укроп есть, петрушка, сельдерей...
    - Ну, т.е. семенами занимаетесь?
    - Ну...
    - Ну тык а конопля у вас есть?
     
  10. spetrov008

    spetrov008

    Регистрация:
    17 май 2014
    Сообщения:
    19
    Вот на таких, за 5$, разница сильная будет?

    81889df0998c1eb4c76b8299e4535db4.jpg

    Потому что нет ISA разъема, некуда всунуть будет. А отдельно для DOS и Win98 собрать не могу, некуда ставить их. Из дома выгонят нафиг с компами этими )))
     
    Последнее редактирование: 5 июн 2014
  11. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Тогда как тут и говорили, лучше взять Sound Blaster Live.

    Ну и колонки можно получше найти :)
     
  12. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Я бы выбрал ямаху.
     
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Краткой строкой, потом сделаю нормальные фото:
    TurtleBeach Tropez
    TurtleBeach MonteCarlo
    978947cff642038275120c1ef9f7415c.jpg . 3e84dac59273fd2f33701ceee480e3ef.jpg .
     
  14. spetrov008

    spetrov008

    Регистрация:
    17 май 2014
    Сообщения:
    19
    У меня тоже душа к ней лежит, была у меня когда-то такая))) Но, говорят проблемы будут в DOS.
     
  15. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    spetrov008, С лайвом тоже будут проблемы в ДОС, так что надо пробовать самому.
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Это смотря что считать проблемами. Если иметь в виду проблемы ямахи, то у лайва их нет.
     
  17. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    О да, с её требованием EMM386.
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Это да, своим чередом. Я подразумевал то, что игры в основном с ней неплохо дружат.
     
  19. spetrov008

    spetrov008

    Регистрация:
    17 май 2014
    Сообщения:
    19
    Запутали вы меня совсем )))
    Короче куплю SB, если что куплю потом ещё чего нибудь. И есть ли большая разница в плане игр между CT4830 и SB0220.
    SB0220 рядом и недорого предлагают.

    P.S. И чем EMM386 так плох?
     
    Последнее редактирование: 8 июн 2014
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    EMM386 создан изначально для эмуляции expanded memory и для регуляции доступа между expanded и extended. Впоследствии многие резидентные программы под dos вроде нашего драйвера звуковой карты стали требовать загрузку именно этого менеджера памяти как официального в пакете DOS. Программирование под другие менеджеры связано с какими-то своими нюансами. Некоторые игры не переносят EMM386. Это всё. За подробностями к программистам. Теперь всё распуталось?
     
  21. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Люди, а сориентируйте меня еще раз во времени и пространстве.
    Вот карта Adlib - выход в 1990 годы (по крайне мере скриншоты карт говорят об этом)
    В это время в ходу должны быть 80286 (82 год) и 80386 (85 год). 80486 вышел в 89, но я не думаю что за 1 год он набрал популярность :) ?
    Насколько верно ставить adlib в 8088 ? 90 год это закат для него.
     
  22. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Yamaha FB-01 вышла в 1986
    MIDI-интерфейс Roland MIF-IPC-A - 1986
    Covox Speech Thing - 1986
    Roland MT-32 - 1987
    Ad Lib MSC вышла в 1987, в 1990 - уже вторая ревизия.
    IBM PC Music Feature card (IMFC)- 1987
    Innovation SSI-2001 -1988 или 89
    Creative Game Blaster - 1988
    Roland LAPC-I - 1989

    Таким образом, уже в 1986 можно было подключить PCM-звук через Covox и MIDI-музыку Yamaha FB-01 через Roland MIF-IPC или MIF-IPC-A.

    Adlib в 8088 ставить можно.

    Все перечисленное добро, кроме FB-01, MT-32 и Covox, стоит бешеных денег (особенно чудовищные цены на LAPC-I и IMFC). Поэтому можно наплевать на аутентичность и взять что-то вроде SB 1.5 или ATI Stereo F/X c С/MS чипами и получить сразу Sound Blaster, Adlib и Game Blaster в одном флаконе. Или найти Aztech SG NX II - будет SB, Adlib и Covox/DSS.

    Innovation SSI-2001 в свободной продаже вообще никто не видел, но в обозримом будущем сделаем и будем продавать клон. Однако он будет тоже дорогим.
     
    Последнее редактирование: 9 июн 2014
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление