1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. spetrov008

    spetrov008

    Регистрация:
    17 май 2014
    Сообщения:
    19
    Короче купил YAMAHA YMF724F-V и Vortex2 карточки. Как и предупреждал LANRUS, YAMAHA не завелась, FM есть, а SB нету.
    Vortex2 заработала, SB есть, только FM нет.
    Может их как то можно скрестить? FM - YAMAHA, SB - Vortex2.
     
  4. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    spetrov008, А что, собственно, вас останавливает?
     
  5. spetrov008

    spetrov008

    Регистрация:
    17 май 2014
    Сообщения:
    19
    Непонимание вопроса:)

    Допустим в Doom2, музыка FM, а звуки SB, получается две пары колонок нужно? Или как-нибудь можно на один выход это дело повесить?
     
  6. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Нужно соединить line-in одной карты с line-out другой.
     
    spetrov008 нравится это.
  7. spetrov008

    spetrov008

    Регистрация:
    17 май 2014
    Сообщения:
    19
    Последний вопрос надеюсь. Кабель нужен такой?

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 19 июл 2015
  8. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    В самом распространённом случае - да.
     
  9. Tronix

    Tronix

    Регистрация:
    18 апр 2014
    Сообщения:
    9
    А я вот сегодня допаял наконец Adlib OPL2 . Не нашел кондера на 270 пик, поставил пока на 240 пФ. Так же не нашел оригинальную крутилку громкости, запаял временно первое, что было под рукой (10кОм китайский переменник). В остальном вроде все соответствует оригинальной схеме. Боялся что 555 серия микросхем будет так себе работать, однако пока никаких проблем не заметил. Ничего не греется, все холодное, кроме АП6 - она еле теплая. Вставил пока для удобства в комп с iP 166 MMX (первопень). Но я не думаю, что на XT возникнут какие-то сложности, если уж она на пне работает. В общем, доволен, играюсь :)

    Семплы звука записанные с этого девайса:

    Писал на Cowon iAudio U2 в mp3 128Kbps (максимум что может), поэтому на живом устройстве звук получше. Хотя сравнил с AWE64 (CT4520), у AWE64 басы конечно погуще. Но ничего, для XT вполне пойдет я думаю.
     

    Вложения:

    • P1110988.jpg
      P1110988.jpg
      Размер файла:
      974,1 КБ
      Просмотров:
      268
    Soundoomer, Ulysses, Butz и 3 другим нравится это.
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Где печатку делал?
    На xt не пробовал, но на 286 уже вовсю игрался в 90-ые.
     
  11. Tronix

    Tronix

    Регистрация:
    18 апр 2014
    Сообщения:
    9
    А я не делал, я у Сергея и купил из штатов. Просто я прикинул, и у меня вышло, что для 1 штуки мне дешевле купить в штатах с пересылкой, нежели в китае делать. Если бы было бы штук 10 плат - то тут уже дешевле таки самому изготовить. Но нафига мне 10 штук?
     
  12. Tronix

    Tronix

    Регистрация:
    18 апр 2014
    Сообщения:
    9
    Что интересно, этот Adlib еще под Win 98 играет MIDI, на стандартных дровах от самой винды. Качество конечно лулзное, но я, честно говоря, вообще не ожидал....

    Вот так звучит файл 81000_07.MID (Roxette - Sleeping In My Car)
    https://soundcloud.com/tronix286/81000_07mid-adlib
    Он же, но на AWE 64 ISA-16 с банком SYNTGS.SBK:
    https://soundcloud.com/tronix286/81000_07mid-awe64

    И еще один файлик 60010_03.MID (Abba - Waterloo):
    https://soundcloud.com/tronix286/60010_03mid-adlib
    Он же на AWE64:
    https://soundcloud.com/tronix286/60010_03mid-awe64
     
    Последнее редактирование: 15 июн 2014
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я чего-то не понимаю, но что не так с качеством? Нормальное качество fm синтеза (если не обращать внимания на высокий уровень шумов аналогового тракта)
    И какой смысл сравнивать FM с WT да еще с приличным банком.
    ЗЫ И еще - не передать как раздражает обрубленные на полуслове мелодии. Плавно уменьшить громкость? Доиграть до конца?
     
    Bato-San нравится это.
  14. Tronix

    Tronix

    Регистрация:
    18 апр 2014
    Сообщения:
    9
    Да, в целом качество нормальное. По крайней мере мелодии узнаваемы. Просто не привычно после WT. Замечание принял к сведению, буду доигрывать до конца впредь.
     
    Bato-San нравится это.
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Пусть будет "я угадаю мелодию с трёх нот !". :D

    А качество - я даже впечатлён. Очень приятно звучит.
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну, вы батенька, зажрались. Представь, что с конца 80-ых, вплоть до почти конца 90-ых мы имели возможность слушать только FM. И впервые какую-то разницу я услышал только году в 95-96, сначала у знакомых на gus, а потом купив себе креативовый waveblaster.
    Если уж сравнивать FM то между собой, оригинальные ямахи opl2, opl3 с какими-нибудь fm-01, поздним YMF-278, креативовыми cms и более поздним чипом ct1747 и родным cqm на ct1978. Еще можно вспомнить расширенный FM от не то ESS.
    Добавь сюда же tandy и pcjr и у тебя будет почти полный набор игровых FM.

    Хотя бы громкость плавно гасить, не во всех мелодиях есть ощутимый конец. Ту же starport bbs вообще можно полчаса слушать, стоит того и закольцована хорошо.
     
  17. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Game Blaster и Tandy к FM отношения не имеют, там другие виды синтеза. Из игрового аудио FM - это только OPL и FB-01/IMFC.

    Из раннего оборудования (до эпохи General MIDI) OPL-синтез уступал только более мощному FM-синтезу FB-01/IMFC и LA-синтезу MT-32. Остальные варианты (Tandy, Game Blaster, Innovation SSI-2001) существенно уступали OPL. Tandy и Game Blaster уступали по возможностям синтеза. А Innovation не уступала, но разработчики игр не стали заморачиваться и задействовали только самые ее примитивные возможности, в итоге результат не дотягивал даже до уровня Game Blaster.

    Поэтому для своего времени OPL-синтез был сравнительно прогрессивным и позволял достигать весьма интересных результатов, при этом позволяя разрабатывать саундтреки в MIDI.
     
    Последнее редактирование: 15 июн 2014
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну, емнип, cms это 12 голосов из вариантов квадратов и шума. Если и не FM, то его предок. Можно сравнивать.
    Tandy - не помню, что там используется?
    Ну вот этих opl вариантов было немало.
    Например тот же расширенный от ess(?).
     
  19. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    3 голоса квадратов и 1 шума.

    Все это почти одно и то же, даже ESFM. Сочинения на тему - как получить OPL совместимость и не заплатить роялти Ямахе. Неискушенный слушатель никаких отличий не заметит.
     
    easy_john нравится это.
  20. Tronix

    Tronix

    Регистрация:
    18 апр 2014
    Сообщения:
    9
    Дык моя первая карточка тоже была ESS 1868 (кстати, она до сих пор у меня есть, жива здорова). Так что про FM я тоже не по наслышке знаю. На ней сидел очень долго, успел сменить пару поколений мать/процессор, прежде чем заменить ее SB Live! (когда уже PCI вытеснила ISA-16). Правда, с приходом винды, для миди использовался софтварный синтезатор.
     
  21. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Да ну нет же! В играх, где есть поддержка именно ESFM отдельно, можно выставить именно этот режим. Музыка будет существенно отличаться от обычного FM, который кстати эти чипы действительно эмулировали хорошо.
     
  22. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Давай тогда поподробнее - что за игры такие? Какие звуковые дрова используются?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление