1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, подсказок не было, так что решил открыть.
    Итак, Hi-Val Sountastic Wave 32.
    Коробка была вот такая
    3927227572c7b48553efd74bd034636c.jpg .

    Еще запечатанная
    c1555c2c1706043f2e832a322cb984c8.jpg .

    Открываем
    fa158701ff73526cf934fff07b33a13d.jpg .

    Доки, драйвера, сама карточка тоже еще запечатанная
    f4a3093edf09d09bb6fda19b1ec1dd6d.jpg .

    и самое интересное - карточка оказалась...
    c912c9be9c89e5a71e7b6a4f7db5cea6.jpg .

    Причем, они даже не скрывают, вся документация и дрова то же:
    8a456a81fa50be66ee5e23a3695ddd89.jpg .

    ЗЫ Я, конечно, был уверен, что там не что-то уникальное, а просто своя плата на известном чипе. Но то, что там вообще целиком чужая плата, причем известная, это было забавно.
     
    Vardok, Tigoro, Goblinit и ещё 1-му нравится это.
  4. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.538
    Собрал рабочий тест для экспериментов(правда, больше для Windows, поэтому не совсем по теме). Основные элементы работают, не хватает только звука.
    По этой части, выяснил, что:
    - ISA универсально для DOS и Windows. PCI в случае, если интересен A3D, EAX.
    - Качество звука(звучание аудио, MIDI) - Sound Blaster AWE32+NEC XR385(ISA), Sound Blaster AWE64 Gold(малошумность), Roland Sound Canvas (SCC-1, SCB-55)(MIDI-синтез).

    Интересует следующее:
    1) Geryon рекомендовал следующие варианты:
    - SB AWE32 CT2760. Возможно ли узнать ее качества в сравнении с вариантами ниже и другими возможными?
    - SB AWE64 Gold CT4390 или CT4540. Есть ли существенная разница между ними?
    - SB 16 CT2230 или CT2290. Есть ли существенная разница между ними? [не считая связки с Roland SCC-1]
    2) Какую карту брать для ISA - Sound Blaster AWE32+NEC XR385 или Sound Blaster AWE64 Gold?
    3) Какую карту брать для PCI для A3D, EAX?
    4) Вопрос по выводу звука: возможно ли обойтись одной колонкой или лучше брать пару? Есть, конечно, наушники, но не хочется портить слух и есть сомнения насчет драйверов(нужны ли они?).

    На данный момент склоняюсь к связке "Sound Blaster AWE32+NEC XR385 или Sound Blaster AWE64 Gold + аудиокарта под PCI", так как он представляется наиболее оптимальным вариантом, вследствие следующего:
    - Оптимальное качество звучания аудио и MIDI.
    - MT-32 и Gravis UltraSound возможно компенсировать. (munt, DOSBox)
    - Возможность использовать A3D, EAX.

    Вариант с MT-32, Gravis UltraSound, Roland Sound Canvas (SCC-1, SCB-55) и прочее рассматриваю для сбора отдельного стенда, на котором запускать более старые игры, для которых не нужны видеокарты(ориентировочно, до 1995-1996 года).
     
  5. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    1) SB AWE32 CT2760 - довольно шумная, подвержена багам с зависающими нотами и другим MIDI-багам (это актуально только в случае использования дочерней карты), и очень длинная - может не хватить места в системнике.

    Между CT4390 и CT4540 никакой разницы с точки зрения применения нет, за исключением размера - CT4540 чуть короче.

    Между CT2230 и CT2290 существенной разницы нет.

    2) CT2760

    + имеет натуральный OPL3 синтез
    + XR385 - удачное MIDI-решение

    - вероятны баги при использовании дочки с CT2760
    - карта шумная

    CT4390

    + карта малошумная

    - эмуляция OPL3
    - нет разъема для дочерних карт
    - нет jack-выхода -> нельзя подключить наушники без приключений

    3) тут у меня недостаточно опыта

    4) Бери две, как ты собрался одной обходиться?
     
  6. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.538
    Это если с дочкой, правильно понимаю? Без нее багов нет?
    Возможно подсказать точные размеры? У SB AWE64 Gold CT4390 8на4 - http://www.tbfcomputing.com/ebaypicture/TBF-46717-46717-01.jpg http://www.tbfcomputing.com/ebaypicture/TBF-46717-46717-02.jpg .
     
  7. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Ничего не понял, простите. Какие драйверы, какая одна колонка?
    Усилитель и стереопара (можно совмещать).
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Для dos с midi
    - awe32, awe64 (любые).
    - если брать roland то нужен еще кодек, тогда в плюс ставь sb16.

    для твоей задачи, все awe32и все awe64 будут идентичны, разницы не будет.

    Первое (два миди синтеза лучше одного).

    для a3d - любую на vortex2
    для eax - любой creative live!

    Если вопрос стоит так, то заметишь ли ты вообще разницу между fm синтезом и wavetable :)
    Хорошие наушкини слух не портят.

    Подружить их будет трудностью.
    Я пользовался этими двумя штуками за всю жизнь один раз, когда играл в halflife.
    Больше не пригодилось.
    Мне кажется они тебе не нужны.
    Нет таких игр, для которых не нужны видеокарты.

    ---------- Сообщение добавлено в 18:28 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:24 ----------

    да. я считаю лучшим awe. а баг этот еще поймать надо. можно часами играть в игры, где он вылезает и не услышать.
    32.5см (13 дюймов) http://www.pc-1.ru/i_shop/multimedia/sound/A032655
     
    Goblinit и Bato-San нравится это.
  9. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975

    Я вот тут их щупал, считаю что CT3900 самая удачная. Как вариант ct3980 но как тут уже говорили она PNP.


    Сам хотел вот что спросить.
    Насколько может быть полезен Creative CT1922 для awe32 ? (CT2760,CT2900,CT3980)
    Особенно если есть WaveBlasterII CT1910 ?
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я не знаю, откуда пошел слух, что 2760 шумная.
    Мой экземпляр не шумит. http://kawai.spb.ru/files/sound/test/Compare_awe.htm
    И тот, что у меня был в конце 90-ых, то же никогда не замечал, что бы было много шума.
    По этому я его и рекомендую.

    1. CT1922 это и есть синтезатор от awe32, без всего остального. Если у тебя уже стоит awe, то он тебе абсолютно бесполезен. Плата предназначалась для тех, что бы у кого стоит sb16, превратить его в awe32.
    2. Waveblaster это немного другой синтезатор, по звуку отличающийся от awe, так что один другого не заменяет.
     
    tuliss нравится это.
  11. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405

    Давайте только не будем забывать, что A3D было две версии, ровно как и vortex'ов было два, и только второй умеет A3D 2.0. Я не вспомню сейчас игр с поддержкой именно A3D 2.0, но они наверняка были.

    EAX'ов было аж 5 версий, последнюю поддерживает только SB X-Fi, между прочим. И игр с поддержкой EAX было просто навалом.
     
  12. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    И вроде как Vortex2 поддерживает помимо A3D еще и первый EAX.
     
    Goblinit нравится это.
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну я ровно так и сказал, "для a3d - любую на vortex2".

    Оно обратно совместимое, так что лучше 2.0.
    В период конца 90-ых, не так уж и много.
    Плюс вопрос был "а достаточно ли подключить одну колонку", так что там и стерео то не сильно нужно, а a3d и eax - точно лишнее.
     
    GarfieldTheCat, Goblinit и Bato-San нравится это.
  14. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.538
    Насчет EAX, вопрос - все ли Creative Live поддерживают EAX до 3.0? 4.0 и 5.0, как понял, только у Audigy 2 и X-Fi соответственно, при этом не факт что у Audigy 2 и X-Fi есть совместимость|поддержка 1-3. И с играми вопрос какие поддерживают 4 и 5, а в остальных случаях можно 1-3, то есть Creative Live.
     
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А ты можешь внятно объяснить, зачем тебе нужен этот eax?
    Я говорю - не забивай себе голову.
     
  16. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.538
    Интересно узнать на личном опыте про трехмерный|объемный звук.
    Опыт от этого не появиться.
     
  17. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    :) Так тебе всё0таки объёмный звук или одна колонка с наушниками?
     
  18. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.538
    Вопрос был гипотетический. Не вижу смысла апеллировать к нему.
     
  19. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Gamerun, все вопросы, начинающиеся со слова "возможно", можно назвать "гипотетическими". Это не отменяет того, что они были заданы и на них можно полкучить ответ. Ты задал вопрос, я ответил вопросом на вопрос.

    Твой интерес к теме понятен вполне и я его разделяю в какой-то мере. Просто когда тебе отвечают, в обсуждении нужно участвовать, а не задавать вопрос за вопросом, не огласив решения. Ты решил, что будешь использовать стерео-систему или 5.1? Так уточни это.
     
    Bato-San нравится это.
  20. SandMartin понять и простить..

    SandMartin

    Хелпер

    Регистрация:
    24 окт 2011
    Сообщения:
    847
    CT2760 а в чем разница rev1, rev2 и rev3 ?
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Если тебе нужен объемный звук, тебе нужна возможность размещения на равном удалении минимум 4 колонок, передняя стерео пара и задняя.
    При этом в a3d позиционирование звука в пространстве довольно приличное, а вот в eax ранних версий - довольно никакое (а не ранние версии ничего общего с старым железом не имеют).
    Я предлагаю не плодить сущности:
    - собирая старый комп (особенно для дос-гейминга) ориентироваться на звуковые карты перечисленные в теме.
    - собирая комп для 3д звука строить другой комп.
    Не в последнюю очередь потому, что могут быть проблемы совместимости, держать vortex2/live одновременно с isa звуковухами.

    ---------- Сообщение добавлено в 00:33 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:30 ----------

    Снаружи ничего не менялось, возможно разные ревизии чипов, что-нить фиксили.
     
    Bato-San нравится это.
  22. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.538
    Offtop
    На мой взгляд, передергивать не стоит. "Иногда важнее задать вопрос, чем получить на него ответ".

    Пришел за конкретикой. Знаний и возможностей, чтобы обсуждать не имею в достаточной мере.
    Прежде чем заниматься этим, нужно сначала купить. Лучше куплю Live или Audigy 2(если поддерживаются и предыдущие версии), чем буду покупать и то, и другое. С vortex2 определился.
    Уже написал, что текущий стенд не совсем для DOS-гейминга, поэтому и получается, что не совсем по теме. И про сбор другого компа тоже.
    Возможностей держать и то, и другое нет. Расчет на модульность(что-то нужно - поставил вместо другого).
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление