1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Для дос игр наиболее универсальным будет вариант awe32 или awe64.
    Плюс awe32 - на него можно повесить дочерний wavetable (не сильно дешевые они нынче).
    Аwe покрывает 99% всех дос игр.

    Далее в эту систему с awe можно легко добавить что-то из альтернативных синтезаторов, не имея проблем с совместимостью. Например roland lapc/scc, gus, tb tropez/ms/maui и тому подобное - все встает парой к awe, в играх выбирается что больше нравится.

    Второе - для windows игр конца 90, начала 2000 будет лучшим вариантом vortex2 или live!. Парой к awe поставить будет скорее всего трудно, а главное не нужно. Принципиальной разницы между live/vortex нет, только поддержка разных форматов 3д звука.
    Audigy2 это другая эпоха, ближе к концу десятилетия 2000, точно не для старого компа. Я бы не советовал, хотя у меня нет с ним большого опыта.
     
  4. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.537
    Судя по списку - с середины 2000х.

    ---------- Сообщение добавлено в 13:24 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 13:23 ----------

    Подойдут ли Live, которые продаются на авито(самые дешевые за 100р.)? [на pc-1.ru не смог найти]

    ---------- Сообщение добавлено в 13:26 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 13:24 ----------

    Любая Live поддерживает EAX 1-3? Или для этого есть другая аудио-карта?
     
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Примерно так.

    Смотри по количеству разъемов или названию "Live! 5.1". Лучше ее, все равно они все копейки стоят. Хотя принципиальной разницы между ними нет.

    Live - eax 1-2.
    Audigy - eax 3
    Audigy2 - eax 4
     
  6. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    easy_john, а в чем сложности совместной работы Vortex2 и awe32? Т.е. у меня не получится сделать Vortex2+дочка и awe32+дочка? Никаких программных средств для выставления приоритета работы МИДи-устройств еще не придумали? а то у меня выходит аж 4 GeneralMidi устройства. Или 3 (не помню АВЕ32 умеет ГМ или нет)
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    В дос никаких средств приоритета миди быть не может, каждое устройство на своем порту, какой порт выбрал - через то и играем.
    В винде - можно использовать все устройства, если плеер/секвенсор позволяет выбрать, иначе используется устройство по умолчанию (один из, можно менять какой именно).
    В досе можно иметь кучу дочек (смотри пост на vogons, человек поставил 6 синтезаторов в isa), но каждая на своем порту, не факт что все порты будут доступны из произвольной игры.
    Именно awe+vortex - не уверен, надо смотреть какие ресурсы они займут, может удастся подружить, если vortex не использовать эмуляцию sb. Но зачем? :)
     
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Затем, что не у всех накручено по компьютеру с 8086 по P4 на каждую эпоху, как у тебя. Затем, чтобы использовать в винде Vortex2, а не это, по сути, убожество AWE32. Для доса - да, AWE великолепна, а для win-приложений это Г... с большой буквы. Сам я до сих пор разрываюсь между A3D+EAX1 на Вортексе и EAX2 на Лайве.
     
  9. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    в чём проблема ? просто не устанавливать драйвер для AWE и всё.

    Правда, при неиспользовании EAX становится не очевидно, чем оно так уж лучше.
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Bato-San, можно и так. Но, например, если AWE32/64 является PnP-картой, то в досе её не сконфигурируешь без установки в винде. Ну в каждой ситуации свои моменты.

    ---------- Сообщение добавлено в 20:11 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 20:10 ----------

    Хотя можно и установить, а потом вырубить. Да проблем никаких нет.
     
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    чегоооооо ?:shok: Как PnP соотносится с отсутствием досовских утилит у конкретного товарища ? Никак.
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Никто и не говорит, что досовские утилиты отсутствуют. CTCM.EXE может выдать сообщение в случае, если установлена PnP карта:
    Your system configuration has changed.
    Please run Windows to initialize your system configuration.

    Правда, это бывает не всегда. Зависит также и от бивиса матери. Что, никогда не приходилось видеть такое сообщение?
     
  13. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    LANRUS, прикинь - никогда. Ибо нечто странное по тем временам. Хотя... догадываюсь, что это зависит от "суммы многих глюков". :)
     
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну вот теперь узнал, поздравляю :) В принципе, это никакие не глюки, просто Creative решила сделать так. "Командир сказал хорёк, и никаких сусликов!" Вот и все "глюки".
    По моим наблюдениям это очень сильно варьирует на разных материнках. Платы времён 440bx могут вообще не потребовать какой-либо инициализации карт SB16PnP, всё делает биос при загрузке, рассовывает по умолчанию 220-5-1-5-330 до загрузки DOS. Да, такое у меня тоже было. (На AWE такой номер уже не проходил. Нет, вру, AWE не пробовал.)
    Более поздние платы вроде VIA KT133 очень часто выпадают с этим сообщением, требуя конфигурацию через винду. Ситуация с AWE-PnP такова, кажется, на любой плате.
     
    Последнее редактирование: 22 июл 2014
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    LANRUS, ну, у меня тут самообразовалась CT4520 - надо будет посмотреть. В принципе, скорее всего это и впрямь личный дурдом Криватива. Но надо бы посмотреть, в каких таких случаях выползает это сообшение.
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    В случаях, когда карта ещё не была найдена виндой и сконфигурирована. Другими словами, если ты ещё ни разу не запускал винду с этой картой. Когда сделаешь, CTCM.EXE останется доволен и покажет ресурсы, определённые виндой. Изменить ты их через дос не сможешь, надо будет лезть снова в винду и менять через панель управления -> устройства, в ручном режиме, потом снова грузиться в дос, и CTCM сразу проинициализирует с новыми ресурсами, которые ты поставил в винде.
     
  17. TBAPb MIA

    TBAPb

    Хелпер

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    1.976
    Что-то склероз мне подсказывает, что нужно посмотреть в конфигах (autoexec/config, win/system), глядишь и найдётся там то, на что смотрит CTCM.
     
    Goblinit нравится это.
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Если говорим о SET BLASTER, то CTCM на неё наплевать, когда мы в DOS7 с PnP-картой. Только файлы конфигурации Windows имеют значение. А прописывать в них что-то специально - всё равно что сконфигурировать через панель управления традиционно. Это не тот случай, когда надо искать путь с бубном в руках.

    ---------- Сообщение добавлено в 01:32 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 01:27 ----------

    Разумеется, всё сказанное касается только pnp карт фирмы Криватив. Другие pnp карты конфигурируются в DOS7 независимо от своей же конфы в винде. И это правильно!
     
  19. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    В общем не судьба мне ужить водном системнике Вортекс и АВе с дочками. Значит так и останутся два системника. Один с Вортексом и ВинХР, другой с АВЕ32 и Вин98.
    А что такого плохого в АВЕ32 в играх 2000-х? шум?
     
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Ошибка. Вполне судьба. И снова все забыли про "профили оборудования".

    LANRUS, ты просто запутал ситуацию, а оказалось, как я и говорил - креатив просто не захотел написать досовскую утилиту настройки конфигурационных файлов ! Что поправимо, разумеется.
     
    Goblinit нравится это.
  21. Newbilius Программуль

    Newbilius

    Регистрация:
    24 авг 2007
    Сообщения:
    4.602
    По поводу a3d - знакомые хвалили, мол, вполне объёмный звук был в Thief и в Unreal, причем даже в наушниках. Разница с a3d и без была заметна, можно мол было достаточно четко определить в какой стороне от тебя раздался звук, и определить "по вертикали", сверху или снизу звук идёт. Сам не пробовал.
     
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Есть люди, корые не могут определить спереди или сзади идет звук. Так что очень индивидуально.
    Я пробовал с 4 колонками, правильно расставленными - в тихой атмосфере понять с какой стороны был выстрел можно, а если несколько источников звука (не одиночные шаги/выстрелы а плюс еще всякие шумы, музыка, другие шаги) то уже практически невозможно.
     
    Goblinit и Newbilius нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление