1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Gamerun, Многовато у вас устройств, требующих irq. Конфликты\нехватка ресурсов вполне возможны.
    Мне пришлось в биосе выключить принтерный и ком-порты, чтобы хватило свободных прерываний.
    Diagnose.exe в досе что говорит?
     
    Последнее редактирование: 27 июл 2014
  4. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Gamerun, зайди в БИОС и ручками раздай IRQ и DMA для ISA. Выбрось все лишние устройства, кроме АВЕ32 и посмотри что будет без них.
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    alfy, в реальности не так страшен чёрт, как его малюют. У меня 4 irq разданы 4 картам, 6 DMA каналов распределены между этими же 4 картами, и все эти карты используются дос-играми без проблем. И без перезагрузок, конфигурация ресурсов одна.
     
  6. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.567
    DIAGNOSE определяет все без вовода ошибок. Из интереса, попровал update по F10 - там уже сообщения: http://i.imgur.com/PkrqHE3.jpg http://i.imgur.com/aUJFCpX.jpg
    В BIOS, только в разделе Power Management нашел настройки IRQ - http://i.imgur.com/QVFPaQk.jpg . Достаточно ли этого для настройки? Правильно ли понимаю, что одни IRQ надо включить, другие выключить? Или нужно только включить те, что отключены или отключить некоторые включенные?
    На всякий случай, прочие экраны - http://i.imgur.com/DfqLLTZ.jpg http://i.imgur.com/jvoLQUE.jpg http://i.imgur.com/saUxvFc.jpg http://i.imgur.com/sMvxThF.jpg http://i.imgur.com/L1W6W8a.jpg http://i.imgur.com/xEW3eNI.jpg
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    1. на вот этот экране http://i.imgur.com/L1W6W8a.jpg отключить "pnp os installed"
    Должны появится списком irq/dma.
    В этом списке для irq 1,5, dma 5 выбрать "isa" или "legacy", но не "pnp".
    2. diagnose у тебя не нашел файлов, это не проблема карты, а проблема, что ты не все файлы списал.
     
    Goblinit нравится это.
  8. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.567
    Настройки IRQ, DMA появились после выставления ручной настройки ресурсов, не отключением PnP; IRQ1, 2 нет - http://i.imgur.com/qo5oXfK.jpg
    Достаточно ли будет выставить IRQ 5 и DMA 5 на ISA?
    Возможно ли пояснить, что имеется ввиду под "списал"?
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Gamerun, точнее, нет IRQ с 0 по 2. 0 - системный таймер, 1 - клавиатура, и они "священны и неприкосновенны", как границы СССР. 2 в системах PC AT - то же, что и 9.

    ---------- Сообщение добавлено в 21:22 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:21 ----------

    DMA 0,1,3 - 8бит каналы
    DMA 5,6,7 - 16бит каналы

    ---------- Сообщение добавлено в 21:23 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:22 ----------

    По умолчанию SB использоует схему IRQ=5, LowDMA=1, HighDMA=5, вот их всех и перекинь на Legacy ISA.

    ---------- Сообщение добавлено в 21:26 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:23 ----------

    Скачай уже с офсайта и кинь в один каталог, чтобы не заморачиваться, все файлы на месте будут.
     
    Goblinit нравится это.
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Тьфу, конечно dma 1,5 и irq 5. Остальное выстави в pnp, а то у тебя сейчас контрллер ide переедет черт знает куда.
     
  11. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.567
    Попробовал два варианта - http://i.imgur.com/BuL38MQ.jpg http://i.imgur.com/HU0LVHk.jpg
    Ошибки те же.
    sbw9xup? Взял комплект для AWE-32 отсюда как C:\sb16.
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Почему ты не выставил остальное как надо? Что за бардак на скринах?
    Ты можешь поставить legacy isa только на три нужных вещи, остальное pnp?
    Ошибки где?
    А причем тут драйвера для 9x и доса? Совершенно разные вещи.
    Ну, так там ctsb16.sys есть.
     
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    easy_john тебе дело говорит! Сделай всё так. Убери всё ненужное на значение PnP. Загрузи и пробуй иниты отсюда, отсюда.

    ---------- Сообщение добавлено в 22:14 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:11 ----------

    Кстати, ревизия карты какая?

    ---------- Сообщение добавлено в 22:31 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:14 ----------

    Хотя, справедливости ради сказать, если бы я ему сказал, что у него где-то бардак, он бы, непогрешимый наш, обиделся до пенсии и в очередной раз назвал бы меня хамом. Короче, делай, как он и я сейчас тебе говорим. Совпадение мнений двух людей, надеюсь, достаточно?
     
  14. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    LANRUS, ради интереса сообщу, что человек развлекается на ACORP 6VIA85P (Apollo pro 133)... плата малость чудная. Хотя биос прошит правильный.
     
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Bato-San, возможно, где-то и чудная. Возможно, это также причуды конкретного старого экземпляра с глючной цепью какой-нибудь (ведь каждому каналу, прерыванию на ISA соответствовал свой контакт, если мне память не изменяет). Обычно с AWE ни на какой плате проблем не возникало. Можно попробовать другую звуковушку на те же адреса посадить. Если проблем не будет, всё выяснится, дефектную AWE можно будет больше не мучить. Хотя случается и совсем уж экзотический вариант: конкретная мать с конкретным звуком соседствовать не хочет ни в какую. Это мало объяснимо теоретически, но казуистически всё ж бывает.
     
  16. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.567
    Вследствие того, что чайник, старавшийся до этого в БИОС не лезть.
    Аккуратно через нескольео проверок и прогонов настроил: три на ISA, остальное на PnP - http://i.imgur.com/QkYK2xe.jpg
    Звук и MIDI теперь работают в DOSе, если не загружаться сразу в Windows - http://i.imgur.com/LTFCS6s.jpg
    В Windows, однако, выдается ошибка о DMA, которая сохраняется и в случае перехода в DOS из Windows - http://i.imgur.com/kss7rOr.jpg http://i.imgur.com/n1yBout.jpg
    Нормально ли это?
    Эти иниты не удалось найти через гугл и поисковик на сайте creative.
     
    Goblinit нравится это.
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Это абсолютно нормально, т.к. винда в данном случае чихала на твой autoexec.bat, перенастраивает карту сама, и настройки эти при переходе в эмуляцию DOS остаются. Судя по всему, карта НЕ PnP, так?
     
  18. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.567
    CT 2760.
    Иниты не работают - после сообщения для каких ОС предназначены, они сразу прерываются. (запускаю Install.exe)
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Пробуй это. Хотя в принципе в досе уже всё получилось. Осталось заставить винду сработать по схеме 220-5-1-5-388-330-620, и всё будет в ажуре.
     
  20. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.567
  21. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Gamerun, вот ты и портачишь !тебе Sbbasic нафиг не надо. Это для Windows 3.11. Тебе надо только то, что для win95 (98 и прочих).

    Собственно, проблема в том и заключается, что ты понаставил дофига ненужного не от той системы.
     
    Последнее редактирование: 27 июл 2014
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Более того, сам ctcm.exe нужен только для pnp ревизий, для не pnp нужны только diagnose и aweutil. Параметрами служат значения переменной set blaster, а не настройки винды, читаемые прогой ctcm (как в случае pnp).
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление