1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.535
    Windows переустанавливал.
    В процессе поставил: nusb33r, WinRAR, последние драйвера для Riva TNT 2, комплект для AWE-32 с ftp easy_john как C:\sb16. Уточнение - драйвера AWE-32 с vogons не понадобились, так как карта определилась и без этого.
    Что из этого может привести к неработе установщика ctcm - не ясно.
     
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Более того, запускать install.exe в среде windows – всё равно что головой о стену биться. Надо пробовать в досе. Если не сработает – значит, это старая версия инита, ей подавай DOS6. Тогда надо брать версию свежее.
     
  5. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.535
    Пробовал - аналогично. (запуск install.exe, сообщение об ОС, выход в DOS)
     
  6. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Попробуй совсем без ctcm.exe, прописать set blaster и сразу грузить diagnose /s. Винду следует рассматривать совсем отдельно от доса БЕЗ всех этих примочек, рулить исключительно через панель управления.
     
  7. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.535
    Не вижу смысла, если в чистом DOS сейчас работает без проблем.
    Нужны пояснения когда делать "прописать set blaster и сразу грузить diagnose /s", так как:
    AUTOEXEC
    CONFIG.SYS
    Про панель управления мысль не понял.
     
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вот и прекрасно! Я же говорю, ctcm нужен только для pnp карт. Вот и не трогай больше ничего там.
    Теперь лезь в винде в панель управления - система - устройства, и там крути-верти, добейся работоспособности в традиционном раскладе адресов.
     
  9. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Gamerun, хм. попробуй под виндовс просто удалить AWE32 из списка оборудования и перегрузиться. По идее система сама расставит всё как надо.
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Bato-San, не расставит. Так можно было бы поступить как раз с pnp картой, но не в этом случае. Non pnp придётся ставить снова ручками.
     
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    LANRUS, а. сорри. не обратил внимания на пост выше. тогда - да ручками.
     
  12. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.535
    В "система -> устройства" достаточно было заменить DMA с 7 на 5 - http://i.imgur.com/qgj3Ixn.jpg http://i.imgur.com/cNeGxJn.jpg
    В результате звук и MIDI работает в двух вариантах:
    - чистый DOS без загрузки Windows.
    - Windows и MS-DOS сессия.
    Сделать, конечно, можно было все гораздо быстрее, однако нахожу нормальным сложивщееся, так как в результате выяснилось, что AWE-32 рабочий и не имеет дефектов. [из всего опробованного железа дефект только у Voodoo 2]
    В любом случае, выражаю благодарность за посильную помощь с AWE-32 и то, что не послали на три буквы, все четыре стороны и куда подальше.

    Не будет ли проблем с Vortex|Vortex2(A3D) и SB Live 5.1(EAX 1-2), если одну из них постаить в PCI-слот и использовать как альтернатино-дополнительный вариант с AWE-32? С Vortex2 уточняю, что в курсе необходимости отключения MPU-401 и SB Emulation(возможно, нужно будет отключить и GamePort).

    Также хочу уточнить по SB Live 5.1 - просматривая предложения на авито, нашел одно объявление, где продавались три разновидности|модели - SB0220, ct4830, SB0060. По другому объявлению, взял SB0100. Есть ли между ними разница или они все одинаковы с точки зрения звука, возможностей, особенностей железа(EAX, прочее)?
     
    Goblinit нравится это.
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Эм. А почему ты не сделал это первым же делом?
    Я (и, наверно, не только я) тут исходил из предпосылок, что все очевидные пути ты уже проделал, оно не заработало и надо искать что пошло не так.

    С твоим "везением" это затянется еще на 10 страниц? Давай в отдельной теме.

    Одинаковые, eax поддерживают.
     
  14. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.535
    Offtop
    Не вижу смысла в сарказме.
     
  15. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Выложил драйвера Creative SB awe32PNP
    Скан диска, iso и сумма md5 файлов на диске (не диска).
     
    easy_john, Gamerun и Bato-San нравится это.
  16. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Мне вот кажется, что вы тут забыли одну вещь. Не существует ДОС7. Наберите в вашем ДОС7 команду ver. Поймёте, почему утилита посылает вас в виндоус.

    За Gamerun искренне рад. С просвещением!
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Утилита посылает в винду только потому, что так захотели разработчики. Есть много других pnp карт, их иниты такой ерундой не занимаются.
    А DOS7 есть, именно под этим именем её собирались выпустить, а потом взяли и навесили на неё винду в качестве неотъемлемой части. Так операционная надстройка 3.1 стала самостоятельной операционной системой 95 и впоследствии 98.

    ---------- Сообщение добавлено в 02:21 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 02:21 ----------

    Утилита посылает в винду только потому, что так захотели разработчики. Есть много других pnp карт, их иниты такой ерундой не занимаются.
    А DOS7 есть, именно под этим именем её собирались выпустить, а потом взяли и навесили на неё винду в качестве неотъемлемой части. Так операционная надстройка 3.1 стала самостоятельной операционной системой 95 и впоследствии 98.
     
  18. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    LANRUS,
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    И снова нет. Это не довод. Утилита запрограммирована на чтение информации из виндовых INI файлов, и весь секрет.
    Первоначально седьмой дос не должен был иметь обязательную обвязку виндой. Потом решили, что эпоха требует. Ну и ver соответственно прописали как windows. И весь сказ.
     
  20. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    Нужен кому-нибудь диск от AWE64? Не Gold, скорее всего; работает также с AWE32pnp.
     
  21. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Почему бы и нет ?

    Выкладывайте, авось пригодится.
     
  22. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    tuliss и Gamerun нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление