1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    ну вот, началось. олдгейминг превратился в ретро-фетиш
     
  4. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    Народ, выручайте!
    Досталась мне клевая карточка Diamond Monster Sound MX300,
    но с дефектом :(
    Оторван транзистор, на плате помечен как Q1, стоит возле гейм порта.
    Владельцы данных карт скажите пожалуйста, какая у него маркировка? Спасибо!
     
  5. Nil Любимый цвет — голубой

    Nil

    Регистрация:
    30 апр 2007
    Сообщения:
    1.974
    На моей MX300C там стоит 2N4403. http://www.fairchildsemi.com/ds/2N/2N4403.pdf
    Очень распространённая фигня, во всех интернет магазинах есть в любом количестве.
     
    Pr1ha нравится это.
  6. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    Nil, Спасибо большое, буду восстанавливать :)
     
  7. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Скажите, вот пишут что SB 16 UART совместим с MPU-401, а насколько он совместим ?

    И второй момент, я разобрался с эпохой isa карт от SB и начинаю изучать PCI эпоху которую я почти не застал.Есть ли в этой вехи истории достойные звуковые карты у Creative ?
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    В отличии от более ранних SB-SB Pro, SB16 полностью совместим в uart режиме аппаратно, но не поддерживает intelligent.
    Intelligent можно эмулировать с помощью soft-mpu, но для 100% совместимости придется перевесить на irq 2/9, тогда в многих программах не будет работать кодек (звуковые эффекты).
    Intelligent нужен примерно 20-30 играм эпохи 1988-1990 года.

    ---------- Сообщение добавлено в 23:28 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:25 ----------

    Я бы сказал, что тут только один игрок - Live!
    Она была на голову выше конкурентов по производительности и качественным характеристикам, хотя и стоила по началу за 100 баксов.
     
  9. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.287
    easy_john, а разные Live! не настолько разные, чтобы можно было заметить разницу?
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Отчего же. Есть 4 (5?) поколений лайвов http://en.wikipedia.org/wiki/Sound_Blaster_Live!
    Из них первые были без надписи 5.1 и соответственно без декодера.
    Но в целом, с т.з. дров, софта, фич - они почти одинаковы.
     
  11. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Я все время про него забываю. :banghead:

    Я сейчас смотрю PCI варианты, столько хм - хлама. Уже сильная фрагментация началось с SB 16. Каких там вариантов только не было.
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Значит он тебе и не нужен, можешь не париться. :)

    Да, этих sb16 и awe32 наклепали такую пачку, что и не запомнишь.
    С awe64 лучше, всяких sb128 то же не сильно много было, ну и live зато почти одинаковый всю историю выпуска.
     
  13. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Извините за нубство, но что это дает? А АВЕ32 это умеет?
     
  14. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Нужен, нужен. :) Просто я думал, может что пропустил в SB.

    Ну с awe32 более менее понятно все, вот с sb16 мозг свернуть можно.
    Я для себя определил, что неплохо должна быть ct1740 с ASP/IDE. Может конечно там еще варианты есть, но инфу найти и сравнить их между собой - тот еще квест.
     
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Intelligent? Возможность играть миди через mpu (на внешний синтезатор или wavetable) в старых играх, которые поддерживают только Intelligent. Больше ничего.
    Нет. Intelligent режим умеет только несколько карт от Roland и несколько клонов.
    Как я уже говорил, можно эмулировать через softmpu, но тогда лучше выделить отдельно для этого звуковуху, что бы повесить на правильные irq.

    ---------- Сообщение добавлено в 15:45 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 15:41 ----------

    Но зачем?

    Ну, на само деле все sb16 одинаковые, с точки зрения игр и дров.
    1740 вроде как довольно шумный (один выход звука, а не раздельные линейный/колонки).
    Собственно по шумности их и надо сравнивать, остальное различие незначительно.
     
  16. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Как зачем ? А как же MT-32 ? :)

    Ну ок, на самом деле у меня не было sb16. Вот я и ищу. Может быть подскажешь вариант, что искать в кол-цию из sb16 ? Хотелось бы IDE шину и с ASP чипом.
     
  17. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Тогда вопросов нет.

    Лично мое мнение - любой без крутилки на жопе. И с джамперами.
     
  18. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Ну если верить Wiki, то с ASP/CSP сокетом или микрухой были такие карты
    CT1740, CT1750, CT1770, CT1790, CT2230, CT2740, CT2950, CT2290

    CT1740 имела IDE. Остальные уже не помню, но вроде бы нет.

    UPD. Нашел тут список
    Очень помог. Выбор теперь упал на CT2290 :)

    Только вот я заметил ну и сразу вспомнил, что были как раз еще и SB16 pro и value. Кто знает, что в них было или не было ?
     
    Последнее редактирование: 26 авг 2014
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Маркетинговое название, отличались комплектацией.
    Например я покупал SB16Value (официально, в коробке запечатанной)
    Внутри CT-2910 http://kawai.spb.ru/photo/v/hardware/museum/pc/sound/ISA_Creative_SoundBlaster_16_f.JPG.html
    Нет кроватки для ASP, Не распаян Panasonic. Остальное все было, доки, драйвера, cd каким-то софтом. Микрофона не было (или он только к awe шел?)
     
  20. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    В SB16 pro как раз был микрофон,ASP и дискета с Voice Assist , а вот Value судя по всему был все же дешевый вариант. Хотя с Value там то же не все понятно было, где была каретка, где ее не было. Где был IDE/Panasonic, где его не было. Да же в одной линейки можно было найти разные варианты.
    Вот тут немного прояснение на эту тему.
    Хорошо, что такие архивы есть,доступны и работают. :worthy:

    Блин ну Creative реально жжег в 94 году. Столько SB16 :banghead:

    SB16
     
    Последнее редактирование: 26 авг 2014
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Были ли клоны SB16 окромя CMI8330, ALS100 и ALS120?
     
  22. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Кстати дискет/диска не осталось ? Если да, мог бы сделать дамп ?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление