1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    На другой квартире валялись. Могу попробовать, если откопаю. А зачем тебе, вроде полно дампов уже в сети.
    ЗЫ И по таблице нюанс - моя 2910 названа sb16pro, хотя я точно помню как купил sb16value.

    ---------- Сообщение добавлено в 22:24 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:19 ----------

    А, нашел картинку
    http://www.a1usedcomputers.com.au/shop/prodView.asp?idproduct=506
    Тот же ct-2910, что у меня, но с кроваткой и панасоником.
    То есть даже с одинаковым номером карты были разной степени комплектации.
     
  4. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Ну честно говоря, я больше доверяю свои людям :)

    P.S. Укажите места с хорошими дампами (что бы и скрины были дискет)
    Вот такой у меня фетиш :)

    В теории, можно все напаять :) и будет работать.
    Вообще конечно этот год у Creative был видно самый ударный.
    Эпоха PCI которую я не застал вообще никак ибо увлекся linux системами, просто пугает.

    P.S. Оказалось у меня SB16 то же есть, на днях поеду коробку забирать узнаю, что там лежит.
     
  5. kiot

    kiot

    Регистрация:
    11 фев 2007
    Сообщения:
    817
    easy_john, у меня как раз на 486-м такая 2910 SB16 Pro, с IDE и Panasconic и с пустой кроваткой под CSP.
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Угу. А в коробке с картой что еще шло?

    sb16 было много даже у нас, я их и выкидывал и раздаривал, все равно штуки четыре осталось.
     
  7. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    На заметку, на ebay продаются чипы. Можно дооснастить .
     
  8. kiot

    kiot

    Регистрация:
    11 фев 2007
    Сообщения:
    817
    tuliss, вопрос только ради чего. :-)
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Их есть у меня и так в достатке. Только толку? Их никакой софт не использует. :)
     
  10. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Вот сейчас не скажу какой использует, это надо заглядывать глубоко в чертоги разума, но в общем целом чип же снимал нагрузку с процессора при распознание речи :D и при сжатие звука. Хотя я тут конечно уже могу врать.
     
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    "The ASP or CSP chip added some new features to the Sound Blaster line, such as hardware-assisted speech synthesis (through the TextAssist software), QSound audio spatialization technology for digital (PCM) wave playback, and PCM audio compression and decompression. Software needed to be written to leverage its unique abilities, yet the offered capabilities lacked compelling applications. As a result, this chip was generally ignored by the market." http://en.wikipedia.org/wiki/Sound_Blaster_16
     
    tuliss нравится это.
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Creative SoundBlaster 1.5 CT-1320c
    a681a97c0a93cbe7763871c935571e6e.jpg .

    RainbowArts PC-Soundman (Adlib clone)
    457c5506e50345360f6eb2b9040257e8.jpg .

    a639693914e09462db230e6d3e921cb0.jpg . 7059422d5f739464ce3879a8cf911053.jpg .

    11e7352674828f4eb05384d4abe6d496.jpg . 55c4b3d16a85d696f8f496ce13980b86.jpg .
    dfe4c4c7eae7765d629e17e0f6a577b4.jpg .
     
    Catsky, GarfieldTheCat, дядя Лёша и 2 другим нравится это.
  13. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    3812 как на сеге чип

    Картинка на коробке и реальная плата отличаются
     
  14. Tronix

    Tronix

    Регистрация:
    18 апр 2014
    Сообщения:
    9
    RainbowArts PC-Soundman - прикольный. А что на дискетах к нему, что в комплекте? Что за софт? Есть возможность считать и выложить куданить?

    ---------- Сообщение добавлено в 22:48 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:38 ----------

    Кстати, если я все правильно понял, то здесь продают такую же за ~73 рубля: http://www.ebay.com/itm/PC-Soundman-antike-Soundkarte-fur-IBM-PC-s-Rainbow-Arts-AdLib

    ---------- Сообщение добавлено в 22:51 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:48 ----------

    Creative SoundBlaster 1.5 CT-1320c - а что у него должно стоять в панельках U14, U15? Это нормально, что они пустуют?
     
    Bato-San нравится это.
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну, 3812 это обычный yamaha opl2, ставился на адлибы, саундбластеры, проаудиоспектрумы и тому подобное, пока не заменили на ямаховый opl3.

    Угу. И без логотипа. Может какая-то раняя версия.

    ---------- Сообщение добавлено в 23:12 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:06 ----------

    Пара игр и драйвер для редких игр, разработчики которых поленились спецификацию ямахи осилить.
    Возможность есть, но через недельку.

    Понял почти правильно. Это такая же карта. Но ее не продают за 70 рублей, а выставили на торги с небольшой начальной ценой. А до каких пределов торги дойдут - этого ни кто не знает, основные ставки будут на последних минутах. Предположу, что продастся примерно баксов за сто, судя по текущим тенденциям.

    А почитать википедию английскую? Отсуствуют чипы поддержки стандарта CMS, т.к. платы SB 1.0 и SB 1.5 почти одинаковые. Креатив с версии 1320c решил поддержку CMS убрать.
     
    Tronix и Bato-San нравится это.
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Подвернулась карта Pinnacle REV:E, решил взять и покрутить. Дрова скачал с вогонс, но там только версия 302, версия 405 есть только для F, а для "обычной" ревизии E нет. С дровами 302 не работают бегунки в микшере, и вообще не понятно, звучит ли миди набортное или от дочки. Ставил в режиме PnP. Стоит ли искать и пробовать дрова 405? Или от дров глюк с микшером не зависит?
    Тестовая система i440EX, Win98SE.
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Проблема решилась дровами 4.05 и смещением диапазона используемой памяти вручную. Кстати, с режима PnP тоже ушёл, адрес 270.
     
    Bato-San нравится это.
  18. kurtkurt222 Консольщик и компьютерщик

    kurtkurt222

    Регистрация:
    12 авг 2007
    Сообщения:
    2.086
    Просветите меня насчёт аудиокарты Aureal Vortex 2 SQ2500 AU8830.

    Во всех играх эмуляция Саунд Бластера работает, но пытался поставить в настройках General Midi музыку - тишина. Причём отдельные Миди файлы играются нормально.
    Ещё заметил что звук нормальной громкости, а музыка слышна довольно тихо. Где это можно настроить?
    И что за разъёмы у него сзади?
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Отдельные миди-файлы играются виндой через устройство, указанное по умолчанию в панели управления. В том числе это может быть софтовый синтезатор. А в дос-играх GM на этой карте означает, что сигнал посылается на гребёнку, для воспроизведения нужна дочка (ну или внешний тонгенератор через гейм/мидипорт). Разъёмы у SQ2500 самые обычные плюс цифра S/PDIF. На цифру приходят каналы WAVE и FM, громкость не регулируется. Весь микшер, в т.ч. и звук от дочки, возможно слышать только через аналоговый LineOut.

    ---------- Сообщение добавлено в 21:53 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:51 ----------

    Настроить громкость можно:
    1) виндовый микшер;
    2) опции конкретной досовой игры.
     
    kurtkurt222 нравится это.
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Никак не могу понять значение вот этой
    [​IMG]
    дочки. Судя по распайке разъёма, это не стандартный WaveTable и дочка может быть установлена только в свой разъём на картах Fiji и Pinnacle. Впрочем, установка и удаление у меня никак не сказываются на звуке. Что за зверь, с чем едят? Может быть, одной виндовой панели управления недостаточно, чтобы её задействовать, и нужна какая-то своя черепашья прога? Кто знает, поделитесь.
     
    Последнее редактирование модератором: 19 июл 2015
  21. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    The CS8425 is a monolithic, CMOS, digital
    audio data transceiver which implements the
    physical layer of an Audio-Local Area Network,
    A-LAN. The CS8425 can also be applied as a
    general-purpose transceiver. In A-LAN applications,
    several CS8425s can be connected in a
    ring or multi-ring topology of point-to-point
    IEC-958 links. The digital audio data is transmitted
    and received through TTL compatible
    buffers. The transmission media can be optical,
    co-ax or twisted pair cable.

    Даже не знал, что такое вообще бывает :)
     
    Goblinit, Bato-San и LANRUS нравится это.
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Бл..., вот теперь всё ясно как день. Pinnacle умеет гнать звук со своего собственного WT прямо по цифре без потерь в WAV, подобно, например, SW1000XG. Там даже в черепашьем микшере опция такая есть. Значит, эта трансляция осуществляется именно через эту дочку. Спасибо, теперь все вопросы сняты!
     
    Bato-San нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление