1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    Всем привет, есть возможность достать Gravis UltraSound PnP Pro c 8Мб оперативки.
    Скажите 75$ это норм цена для её?
    Насколько она будет полезна для старых игр?
     
  4. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    насколько старых ? год укажите.
     
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Цена адекватная, даже недорого.
    В голом DOS:
    - В играх - она будет работать как GUS classic (классические семплы .pat, банка 4 (7?) mb, до 1 mb в ram).
    - В миди программах - как GUS classic - то же самое.
    - Только с родным плеером - как GUS PnP с ram до 8mb и семплами в .iff (любой банк, в т.ч. utopia на 100мб)
    В винде
    - как GUS PnP с ram до 8mb и семплами в .iff (любой банк, в т.ч. utopia на 100мб)

    Список dos игр поддерживающих GUS http://www.mobygames.com/browse/games/dos/tic,1/ti,20/
    Качество разнится, но в большинстве случаев лучше, чем sb pro, хотя есть исключения (тот же crusader, где на sb pro/16 звук стерео, а на gus только моно)

    UPD: Вот эта страничка еще может помочь http://www.old-games.ru/forum/showthread.php?t=57687&page=44
     
    Последнее редактирование: 23 сен 2014
  6. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Можно спросить почему сравниваем с pro ?
    (это если я правильно понял CT1330, CT1600) ?

    GUS вышел если я не путаю в 95, тут уж надо сравнивать с awe32/awe64 или я чего то не знаю ?
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    К сожалению, появление SB16 в своё время не дало на практике такой качественный скачок по сравнению с SBpro в качестве звука, как логически можно ожидать. Причина заключается в том, что почему-то огромное большинство игр с поддержкой SB16 не играет звук с параметрами 16бит/44кГц/стерео. Парадокс - ведь SB16 именно этой возможностью и отличается от SBpro - но это так. Напротив, гусь в огромном большинстве случаев при поддержке со стороны игры воспроизводит именно 16/44/стерео.
    Так что по большому счёту не стоит заморачиваться, с чем сравнивать гусь, с PRO или 16. В большинстве случаев, но, конечно, не всегда.

    ---------- Сообщение добавлено в 22:26 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:22 ----------

    В этой теме ранее уже обсуждалось это. Замечательным своего рода индикатором является цифровой выход карты AWE64Gold. Если звук по цифровому каналу присутствует - значит, его качество 16/44/стерео. Если нет - значит, где-то урезан. (Спасибо Geryon за информацию.)
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Что именно сравниваем?
    Качество звучания кодека?
    - в винде - 44/16/stereo, ничем не отличается от sb16/awe/аналогов.
    - в дос - формально то же, но каждая конкретная игра имела:
    1. свой набор драйверов, написанных с разным качеством.
    2. свой плеер, через которые выводился звук.
    3. свой звук, который мог быть оцифрован 22/8/mono (большинство звуковых эффектов начала 90-ых), и тут уж хоть через e-mu1616 выводи - все равно будет 22/8/mono.
    (на самом деле еще микшинг влияет (его качество) и возможность интерполяции, что была у гуся, но не было на сб)
    Так что в каждой конкретной игре качество воспроизведения эффектов (и всякой речи) разнилось, и т.к. большинство игр начала 90-ых поддерживало например sb pro и gus, то зачастую на gus (из-за того же аппаратного микшинга, если он использовался) качество звука было лучше. А соответсвенно на каком-нить awe игра все равно максимум что могла - играть через sb pro.

    Качество midi?
    - в windows все хорошо, доступны большие банки, стерео семплы, эффекты - тут пожалуй лучше awe или сравнимо.
    - в dos:
    чисто gus classic звучал чуть грубее, чем скажем тот же awe32 (ибо classic 91 года, а awe 93-го).
    А по скольку gus pnp в досе работает как classic - то остается на том же уровне (хотя многим нравится его звук).
    Тут нельзя сказать, что он уж прямо плохой. Он другой.
     
    Последнее редактирование: 23 сен 2014
    Bato-San нравится это.
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Присоединяюсь к сказанному, но и ещё раз отдельно отмечу: даже при официальной поддержке SB16 в той или иной игре поддержка эта часто оказывалась кривой и не обеспечивала это самое качество 16/44/стерео. Наверное, историческая связь и обратная совместимость с SBpro сказалась, плюс лень и раздолбайство разработчиков игр.
     
  10. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Я так понимаю сравнивается GUS с sb pro ? По крайне мере я делаю такой вывод.

    Ну собственно все теперь понятно.
     
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вспомнил: Geryon приводил пример с Quake1. Там для того, чтобы на SB16 получить эти пресловутые 16+44+стерео, надо было при запуске экзешника вводить ключ /44100 или что-то в этом роде. Очень часто в играх данная проблема не обходится никакими ключами. Даже при оцифрованных сэмплах в качестве 16/44 многое зависит от конкретных драйвера и плеера игры, как справедливо заметил easy_john.
     
  12. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    С учётом того, что там 99% сэмплов в 8bit/11025hz...
     
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Как бы там ни было, но офподдержка SB16 формально-то есть! А если сами сэмплы, или какое другое звено на пути к собственно колонкам/наушникам, не упирается в этот потолок, то:
    Более ничем не объясняется.
     
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Нет. Сравниваем со всем подряд.
    Но для dos игр ограничителем была вовсе не карта, а внутренняя организация самой игры.
    Если в игре есть поддержка sb16 и поддержка gus, и качество реализации поддержки нормальное - то звуковые эффекты будут звучать идентично.
    Но проблемма в том и была, что в самих играх кто как делал.
    Но тенденция в целом - что если игра держала gus, то на нем она звучала лучше.
    Исключения я уже приводил, например совсем непонятно, почему в crusader на все sb (pro/16/awe) звук был стерео а на gus сделали только моно, хотя как раз на нем то стерео было проще всего.
     
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    вообще то объясняется, но объяснять это нудно и долго. А кратко суть в разнице между тогдашними железками и сегодняшними, что мешает адекватно воспринять тогдашние решения по скорости/размеру. Кроме того был период, когда креатив утаивала документацию по программированию. Но эти мелочи же меркнут перед табличным сравнением аудиокарт.
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну да, с этим я тоже согласен. Если сегодня, например, какие-то лишние 40-50 мегабайт кажутся жалкими и смешными, то в те времена разработчик не задумываясь мог сэкономить их засчёт сжатия аудиосэмплов и т.п. Сейчас, конечно, легче шашкой махать и рассуждать о том, что все игры надо было затачивать на максимум. Возможно, я несколько погорячился насчёт этого.
     
    Bato-San нравится это.
  17. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Вообщем стояла в системе SB AWE64 Gold тестировал на DOOM все вроде было ниче, доставил в ПК Dimond Monster Sound MX300 для 3Д звука. Теперь в DOOM, началось черти что творится. Звук по моему стал играть через эмуляцию SB Pro на Dimond Monster Sound MX300, стал намного проще (. А звуки идут через SB AWE64:rolleyes:.
    Кто подскажет что бы ДОС работал только с SB AWE64, и не трогал Dimond Monster Sound MX300. И еще жду клон DB50GX от NEC если его поцеплю на Dimond Monster Sound MX300, может такой вариант для DOS будет получше SB AWE64. Интересует именно качество MIDI
     
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Так звук или звуки? И в чем разница :)

    Драйвера для MX не загружать? Развесить ресурсы на разные адреса?
    Кстати, как сейчас в досе ресурсы распределены?

    Обрати внимание на каких портах у тебя будет mpu401 висеть на awe и на mx300.
    Зависит от игры. Примерно сравнить можно на моей страничке
    http://kawai.spb.ru/files/sound/index.html
     
  19. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    Vortex2 занимает общие ресурсы с AWE, чтобы этого не происходило нужно выключить у MX300 эмуляцию Sound Blaster Pro и Game Port.

    Как я могу полностью отключить поддержку эмуляции Sound Blaster Pro?

    Таким же образом вырубается и Game Port...
     
    Последнее редактирование: 26 сен 2014
    Bato-San и easy_john нравится это.
  20. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    Подскажите пожалуйста по конфигурации гусь макс, категорически не видна карта по адресу кодека, 3xC который. Есть какие то особенности конфигурации?
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А что там за кодек на таких странных адресах?
     
  22. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    В Строке ultra16 этот адрес указывается. У меня и сетап говорит что эти адреса недоступны

    Кодек кристал
     
    Последнее редактирование: 6 окт 2014
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление