1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    zx-c64, Гугль обыкновенный, говорит что:
    Код:
    В. Совместимы ли платы P&P с GUS MAX ? Если да, то как этого добиться ? (По
    умолчанию платы P&P совместимы пpосто со стандаpтом GUS)
    О. В большинcтве пpогpамм можно добитьcя pаботы GUS PnP в качеcтве MAX: Для
    этого надо в autoexec'е после стpочек инициализации P&P пpописать стpочки от
    Макса:
    
     Set ultra16=3xC,d2,i1,1,0
    
    где x -- втоpая цифpа в номеpе поpта i/o, d2 -- номеp втоpого используемого
    DMA, и i1 -- номеp пеpвого используемого IRQ (ULTRASND=2x0,d1,d2,i1,i2).
    Hапpимеp, если вы инициализиpуете плату стpокой:
                                     SET ULTRASND=220,5,7,11,7
                                                   │  ┌─┘ ├┘
                                                   │  │ ┌┬┘
    то для совместимости с MAX                     .  . ..
    стpока инициализации пpимет вид: SET ULTRA16= 32C,7,11,1,0
    
    Пpимечание. В большинcтве cлyчаев доcтаточно задать пеpеменнyю ULTRA16 как
    32C,0,0,1,0 ;-) В некотоpых cлyчаях может потpебоватьcя запycтить ultrinit
    от макcа - он еcть на CD GUS PnP.
    
    Однако помните, что:
    GUS PnP _не_ полностью cовмеcтим c GUS MAX, поcколькy не cодеpжит необходимых
    pегиcтpов (в чаcтноcти поpта 7X6 - UltraMAX Control Register), котоpые
    иcпользyютcя пpогpаммами для GUS MAX (в том чиcле hmidrv). Hо это не значит,
    что PnP не cовмеcтим c CRYSTALовcким кодеком! Еcли иcпользyетcя _только_
    кодек, как напpимеp в Cubic Player, то GUS PnP его вполне заменяет.
     
  4. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    Да читал это все ессно. У меня на одной плате с мостом 8888 работает, а на другой гусь не может прописаться в этот адрес. Хотя мосты сконфигурированы одинаково. Диапазон этот для иса выделен
     
  5. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    zx-c64, ага. мамы, надо полагать, всё же разные, как и биос (который переделывался тобой, судя по всему) ? Ну, при таком раскладе, гусь как бы не виноватый, а стандартные методы могут и не прокатывать.
     
  6. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    Биос не переделывался. Вся конфигурация моста в епроме прописана. Остальное пока ручной правкой через регистры, но максимум что надо это прерывания для иса освободить и то если все устройства на матери включить. Встречал рекомендацию passive release выключить, но такой опции в хабах ich нет. Проблема именно в том что адрес этого ио не удается гусю занять
     
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    а что даёт чтение-запись этого порта самостоятельно ?

    Как себя ведёт MIDI или Adlib (скажем на SBPro или чём то ещё), которые тоже находятся в этом диапазоне адресов ?
     
  8. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    В том то и дело что awe64 работает без проблем. Диапазон от 300h размером 128 байт отдан для моста и потом снова от 380h и выше тоже для него
     
  9. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    zx-c64, а что именно отказывается видеть гуся (конкретнаая программа) ? Ибо порт по идее на месте. Гусь исправен. Если на обеих мамах работает аве - стало быть проблема где то в софте, вероятнее всего.

    Точнее в какой то мелочи, которая реализована на 1 маме, но не на 2 и которую этот софт использует.
     
    Последнее редактирование: 6 окт 2014
  10. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    Ultrinit не видит. Он прописывает по этому адресу характерные символы 07 00 сc сс. Но у меня сплошные ff. setup.exe тоже говорит что доступа нет

    Проверил еще tropez, все отлично играет. И со своего Мпу и с внешнего. 320 и 360
     
    Последнее редактирование: 6 окт 2014
  11. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    а есть ли кто-нибудь, кто в с разбирается и может подсказать что нужно сделать в ручном режиме чтобы имитировать действие вот этого куска программы:

    setup = 0x00; /* default codec to disabled */
    enable_16 = FALSE;
    if (port >= 0x300 && port <= 0x3f0)
    {
    enable_16 = TRUE;
    bits = (port - 0x30C) >> 4; /* isolate bits */
    setup |= bits;
    }
    if (enable_16)
    setup |= 0x40;
    if (config->rec_dma >= 4)
    setup |= 0x10; /* record is 16 bit channel */
    if (config->play_dma >= 4)
    setup |= 0x20; /* play is 16 bit channel */
    _codec_data.setup = setup; /* save to toggle later */
    outp(gus_base+0x106,setup); /* program the interface */

    /* clear any pending IRQs */
    (void)inp(_codec_data.status);
    outp(_codec_data.status,0);
    это часть инита гуся. я пробую по этим адресам что-то изменить, ничего не выходит. пробую ессно на матери где гусь номально работает. в моем случае gus_base==220, _codec_data.status==32с+2

    вот эта функция целиком: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j...VhiZ77fg-jGYIPQ&bvm=bv.76943099,d.bGQ&cad=rjt
     
    Последнее редактирование: 8 окт 2014
  12. Duke Nukem

    Duke Nukem

    Регистрация:
    18 окт 2004
    Сообщения:
    1.797
    граждане, есть ноутбук на win 98 с ESS Allegro PCI
    в свойствах написано прерывание 11 адрес 2400 24FF. никак не удается его опознать ни под каким видом SB и AWE32.
    это чудо вообще не работает под дос что ли?
     
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Судя по всему, карта построена на чипе ESS ES1989S.
    Что-то я не вижу, что бы где-то были драйвера под дос для этого чипа. Т.о. скорее всего никак.
     
  14. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Драйвера для dos ставили ?
    Типа ESSAUDIO.SYS и ESSAUDIO.COM.

    Хотелось бы больше подробности, что за ESS. (чипсет)
    Вполне вероятно, что и не заведется в голом DOS.

    ---------- Сообщение добавлено в 02:45 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 02:43 ----------

    http://www.vogons.org/viewtopic.php?t=19212

    Уж не знаю насколько правда.

    P.S. там может быть легко и 1988
     
    Последнее редактирование: 10 окт 2014
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А, тогда может и заведется.
     
  16. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Тут надо пробовать, я вот вспоминаю, что с ESS для DOS (и на ISA) всегда нужен был офигительный бубен. Правда потом уже пришел опыт, но я всегда не любил ESS.
     
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Duke Nukem, Почитай тута, всё же как то под DOS оно работало. Да и драйвера есть.

    Притом результат не оправдывал ожиданий владельца этого чуда. :D
     
  18. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Можно попробовать http://www.hwinfo.com/ , что бы узнать более детально о железе.

    ---------- Сообщение добавлено в 02:55 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 02:54 ----------

    Вы читали тред ? Там у человека в итоге не заработало. Любые фризы игры при попытке издать звук.

    Да ESS было еще то чудо.
     
  19. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    tuliss, а нас интересуют проблемы того товарища или названия конкретного софта ? Которым, между прочим, вы выше и порекомендовали пользоваться.
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Duke Nukem, начать следует с другого конца. Какой ноут и какой чипсет? Если чипсет не даёт DMA, звук под дос не будет ни под каким соусом, хоть ESS, хоть ОБХСС.
     
  21. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Где я рекомендовал ими пользоваться ? Я спросил используется ли драйвера для DOS.

    Вы написали

    Оно там не работало.

    ---------- Сообщение добавлено в 03:19 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 03:03 ----------


    Подскажи. Я востановил свой SB CT1320C , какие там были cms чипы ? Они подходят от CT1350 ?
     
  22. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    tuliss, то есть вы утверждаете, что оно не будет работать под DOS таким оригинальным образом ? Так бы сразу и сказали. :D

    А вообще, тут у половины народа чего то не работает, что у других работает, включая железки и игры. Поэтому я и не рекомендую обращать внимание на результат того человека. Гораздо важнее середина темы, где видны конкретные действия и результаты, а так же используемый софт. Далеко за примерами ходить не надо - достаточно покрутить эту же тему вверх и почитать наш с zx-c64 разговор с начала.

    Судя по тому, что находит гугл, наиболее верный ответ нащупал таки LANRUS.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление