1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    dante1,
    http://en.wikipedia.org/wiki/Yamaha_YMF7xx
     
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Это, опять же, pci звуковая. А у почти всех PCI будут проблемы в DOS.
    Но более-менее будет работать в дос-сессии win9x:
    - 2 MB wavetable bank of 8-bit samples by default, which must be loaded into system RAM during booting.
    - Legacy support includes an OPL3 FM synthesizer, Sound Blaster Pro (22 kHz 8-bit Stereo) emulation. In addition to OPL3, DOS applications running under Windows 9x/Me can also use the XG tone generator.
     
  5. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.463
    Начал разбирать имеющиеся ISA звуковые карты. Возник вопрос с драйверами.
    Всё это под Win98.
    Пока помучал CMI8738(встроенная), ULC931, ESS1868 и ESS1869.
    Под карты, как правило, есть vxd и wdm драйвера (или только vxd).
    Ставишь vxd - всё прекрасно работает в режиме сеанса DOS, особых проблем с эмуляцией SBPro2 нет. Но не работает воспроизведение CD-Audio, как с виртуального привода (CloneCD), так и с реального привода (специально резал игры на болванки). Т.е. те же Quake 2, Carmageddon, Warzone2100 идут без музыки.
    Треки на дисках иэтих игр не проигрывает и встроенный в Win98 проигрыватель лазерных дисков.
    Ставишь wdm драйвер - нет проблем с CD-DA дорожками. Но и нет эмуляции SBPro.
    Не задумывался над этим, пока изучал другие железки, думал индивидуальные глюки CMI8738 и переставлял драйвер по мере надобности. Но всё повторилось и с 3-мя ISA картами...
    Можно ли вобще совместить эмуляцию SBPro и CD-Audio?
    Приходят по почте ещё несколько карт, в том числе SBPro2 и какая-то AWE32, будут ли у них подобные проблемы?

    Второй вопрос по IDE. На ESS1869 есть "расчёска", при установке винда определила IDE контроллер. Можно ли к нему подключить жёсткий диск и имеет ли он ограничения по скорости? Поддерживает ли чего-либо, кроме PIO?
     
  6. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.069
    У меня был ESS1868 или ESS1688, я к его "расчёске" подключал (в DOS) CD-ROM и все работало, но надо было сначала в CONFIG.SYS до драйвера сидирома загружать инициализирующий этот IDE-контроллер драйвер от звуковухи (там вроде какой-то специальный .SYS-файл был, уже забыл название).
     
    Последнее редактирование: 25 окт 2014
    Колючий нравится это.
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    В том то вся и загвоздка, что всё отлично совмещается ! Это у тебя либо с мамой глюк либо с виндой. Или всё же дровишки ты добыл какие то не совсем те.

    можно. Остальное зависит от самого контроллера.
     
    Колючий нравится это.
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Эм. А аудио шнурок между звуковухой и цд есть? Ибо дос игры не умеют читать cd-da по шлейфу, только по аналоговому шнурку.
     
    Goblinit, Колючий и Bato-San нравится это.
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.463
    Q2, WZ2100 и "проигрыватель лазерных дисков" из Win98, это не DOS игры. :)
    Хотя шнурок надо попробовать прикрутить...

    Значит, персональный глюк, возможно материнки. Буду пробовать на другой, спасибо.

    По IDE меня смущает: "Максимальная пропускная способность шины ISA не превышает 5,55 Мбайт/с" (педивики). Не будет ли диск мешать карте и наоборот?
     
    Последнее редактирование: 25 окт 2014
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Не "надо попробовать", а просто надо прикрутить, и всё. Звук будет.
    WDM-драйвер, по всей видимости, использует считывание CD-DA подобно любым файлам, поэтому звук есть. Ну как в XP.
    Не только. Если у звуковой карты есть вход S/PDIF TTL, то можно соединить и цифровым шнурком, звук также будет.
     
  11. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.463
    Т.е. CD-DA с виртуального привода с VxD драйвером получить всёже не выйдет?
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Думаю, так. Придётся болванки нарезать.
     
  13. BrainRipper

    BrainRipper

    Регистрация:
    1 ноя 2009
    Сообщения:
    9.278
    Почему нет? Daemon Tools 3.47 - у меня CD-Audio играет с образов.
     
  14. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.463
    И используется ISA звуковуха с VxD драйвером?

    ---------- Сообщение добавлено в 02:38 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 02:36 ----------

    Ведь какая разница, DT там, или CCD. Если без шнурка нету CD-DA и с железного привода. Или DT шнурок эмулирует каким-то чудом?
     
  15. BrainRipper

    BrainRipper

    Регистрация:
    1 ноя 2009
    Сообщения:
    9.278
    Эмулирует. "Option - Analog Audio".
     
    Goblinit и Колючий нравится это.
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А дос-игры корректно с этой опцией пашут?
     
  17. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.463
    Ясно, спасибо. Надо будет поставить Win98SE. СCD использую потому, что на Win98 DT не ставится.
     
  18. BrainRipper

    BrainRipper

    Регистрация:
    1 ноя 2009
    Сообщения:
    9.278
    Нет, с ними беда: http://www.old-games.ru/forum/showthread.php?p=680093#post680093
    Чтобы поставить DT 3.47, сперва необходимо установить Windows Installer 2.0 for Windows 95, Windows 98, and Windows Me
     
    Goblinit, Колючий и Bato-San нравится это.
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.463
    Думал, он совем не ставится на не SE. Спасибо. Задолбался уже конвертировать образы в ccd+img+sub. :)

    ---------- Сообщение добавлено в 13:38 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 11:55 ----------

    Нашёл шнурок, с ним CD-DA c железного привода идёт. Буду пробовать DT.
     
  20. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Есть у меня LAPC-I, только сейчас обратил внимание,что у меня есть напайка (J04) и одна из дорожек перерезана (J01) :facepalm:

    Насколько помню, работать ей это не мешает. Посмотрел другие платы, там стоят перемычки.

    Сможет кто то сказать за, что они отвечают ?

    LAPCI-I зад

    LAPC-I
     
  21. netsky2004

    netsky2004

    Регистрация:
    31 янв 2007
    Сообщения:
    1.446
    Существуют ли VST синтезаторы для всех этих старых звуковых карт?
     
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    tuliss, это выбор IRQ с 2 по 7. Контакт B4 - IRQ2. Контакты B21-22-23-24-25 - соответственно IRQ3-4-5-6-7. Напайка стоит на B4, т.е. IRQ2. Можно эту напайку сорвать и с лицевой стороны посадить гребёнку, так делали. И появится возможность выбирать прерывание джампером.
     
    tuliss нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление