1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Есть, в обоих случаях реализуется процессором Dream SAM9233, разница в банках. У 32/96 - это лицензированный 4 Мб банк Sound Canvas, разница с Roland лишь в эффектах, которые не лицензировались. В случае Terratec 16/95 банк 1 Мб, я слышал, что это тот же банк Sound Canvas, но пожатый; впрочем, уверенности в этом нет.
     
    Hustler нравится это.
  4. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
  5. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Инфы я нигде не нашел, но можно предположить, что это плата видеозахвата с дочерней картой для сжатия видео на лету.
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А кто у нас bristlehog? На вогонах в топике с интересными лотами потеряли. :)
     
  7. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Это я.
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я знаю. Потому и писал.
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ensoniq Soundscape Elite
    552854a7dc3bc377bbbb9aff167b0b1e.jpg .

    227bfceb6535259cba7ad72f2676f59c.jpg . e0b88de52932eba3e020e729f7ade18d.jpg .
     
    Geryon, Колючий, Grue13 и 2 другим нравится это.
  10. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.288
    Адский девайс. К нему ещё дискетовод можно подключить (зачем-то)?
     
    Goblinit нравится это.
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Нет, это стандартные CD интерфейсы.
     
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    разве только CD ?
    По виду полный IDE контроллер и флопповод. Что собственно вполне реально и удобно было для использования на 386/486. И что, собсно и написано на плате.
     
    Последнее редактирование: 12 ноя 2014
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Это не флопповод, это CD интерфейс для приводов Sony.
     
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да.
    Не надо "по виду". На плате интерфейсы ide, panasonic, mitsumi, sony.
    Не было никакого смысла во флоппи на звуковухе.
    Я бы даже сказал, что вообще не бывает звуковух с флоппи контроллерами.
     
  15. Catsky

    Catsky

    Регистрация:
    27 авг 2012
    Сообщения:
    130
    И очень жаль! Это был бы мегастандарт - "Аудиодискета"!
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    В школе я добрался до каких-то паскалевых библиотек и делал такой изврат, оцифровывал вав с с невысокой частотой так, что бы на дискету влезала песня и 3 небольших экзешника что бы ее прослушать через спикер, ковокс или сб.

    А вообще музыкальные диски - популярный подраздел демосцены для c64, атари, амиги и т.п. Хотя на пц не сильно прижился.
     
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    не говори.

    То есть ты уже пробовал и конкретная аудиокарта не хочет понимать ни флопповод ни винчестер ? Странно. Уж винчестер большинство IDE контроллеров понимало.

    Catsky, это обычная мультикарта к которой присобачена звуковая карта. Были такие гибриды и именно так. Откуда собственно и взялся остаточный хвост у последних поколений ISA в виде одиночного разъёма IDE.

    хм. Этот изврат нонче "аудиовинчестер" зовётся. ТОлпа конвертированных во что то вавок и плеер косящий под операционную систему.
     
    Последнее редактирование: 12 ноя 2014
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Скажу. Ты скорее всего даже фото в интернете не найдешь такой мультяхи.
    Надо быть полным идиотом, что бы пытаться подключить дисковод в разъем подписанный "sony cd".
    Многие понимали, это да. Хотя были и облегченные ide, где реализован был только atapi для cd.
    Блин, мне лень было писать, но ты зачем-то вынуждаешь.
    Все что сложилось в индустрии PC - сложилось исторически.
    Самый первый IBM PC имел отдельные платы для последовательных, параллельных портов, гибких дисков и видео-карты и т.п. Заметь, скорее всего не удалось бы купить компьютер вообще без дисковода и его контроллера.
    Далее, ко времени выпуска XT и AT, для экономии слотов, порты начали объединять на одной плате. Самым произвольным образом, например порты+флоппи, флоппи+винчестер (мфм или иде) и т.д.
    К массовому расцвету 286 сформировался некий стандарт на мультикарту - это com+lpt+ide+floppy на одной карте. Опять же - ни одной машины, где бы не было установлено floppy контроллера скорее всего не было (я видел сетевые станции без, но это очень узкая область). Это конец 80-ых, в этот момент мы подходим к тому, что начали появляться первые звуковые карты. Ни на одной из них по очевидным причинам нет никаких доп.интерфейсов.
    Двигаемся дальше, на 386 мультикарта осталась в абсолютно неизменном виде, все на одной плате. Из звука - это начало эпохи "мультимедия", появляются первые cd устройства и занимают нишу хранения звуковой и видео информации. Стандарта еще нет, по этому каждый производитель делает свои, не совместимые - panasonic, sony, mitsumi. Впервые появляются наборы звуковой платы плюс cd-драйва. При цене 200-300 долларов за звуковую и до 500-600 за полный набор с CD. Очевидно, что по скольку все PC и так уже оборудованы флоппи-контроллером, нет никакого смысла ставить его на и так дорогую звуковуху.
    К расцвету 486 cd дешевеют и наконец обзаводятся ide интерфейсом. Производители звуковых соответственно постепенно меняют интерфейс на карте с проприетарных, на обычный ide (вторым контроллером). Смысл такой - в отличии от винчестера, для cd большая скорость не нужна, обычной isa хватит. А оба разъема на обычном ide у пользователя уже могут быть заняты. По этому логично оставить cd на звуковой плате. Опять же, ни о каком floppy речи не идет - он уже есть и больше не надо.
    Далее, к закату 486 стандартом становится 2 контроллера сразу на материнке, по этому ide со всех плат звука плавно пропадает.

    Это кратко. Во всей этой истории есть только одно небольшое место - 486 с шиной vlb, когда имели смысл монтстры типа видео+звук или звук+мультяха на одной плате, но выпущено таких плат было всего пяток наименований. Ни одна массовая звуковуха так не делалась.
     
    Последнее редактирование: 12 ноя 2014
    Goblinit, Колючий и tuliss нравится это.
  19. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Небольшое уточнение, были и 80286 с уже интегрированными IDE и COM/LPT портами.
    Уже совсем на закате 80286 делали платы на одном чипсете (у меня есть вариант с toshiba) и как правило ставился процессор harris. Ну и bios там уже умел делать autodetect hdd.
     
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    В принципе да, отдельные производители делали, но я говорю больше о массовом явлении, в какой момент вся индустрия шла тем или иным путем. А так, у меня был simens nixdorf 286, где все было на матери. Особенно машины в slim desktop этим заморачивались. Но от рынка это единицы.
    ЗЫ или машины типа shneider euro xt вспомнить можно - xt в корпусе с клавиатурой, все на одной плате. Большой раритет.
     
  21. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    даже искать не буду. Ибо ты сам чудно и подтвердил всё сказанное мной своим длинным спичем. В котором тем не менее есть куча технических и исторических ошибок. Но я ещё ленивее тебя и поэтому не буду исправлять. :D


    не, ну понятное, дело, что произведения искусства никто не будет в ширпотреб превращать. :)
     
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ты дважды написал ерунду, а теперь вдруг я подтвердил твои слова? Не получается.
     
    tuliss нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление