1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Genesis Злоботряс

    Genesis

    Регистрация:
    21 апр 2011
    Сообщения:
    12.520
    MisterGrim, ну, об этом у меня уже разговор был в посвящённой этой проблеме теме.
     
  4. Genesis Злоботряс

    Genesis

    Регистрация:
    21 апр 2011
    Сообщения:
    12.520
    Кстати, два вопроса:
    1. Может ли на мою аудиокарту подойти Wavetable от другой, клона моей?
    2. Если да, то как с дровами? То есть нужно ли что-то дополнительно устанавливать?
     
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Если имеются ввиду дочерние карты, типа waveblaster, с разъемом 26 пин ( http://en.wikipedia.org/wiki/Creative_Wave_Blaster ), то они так и расчитаны, что будут ставится любой на любую карту.
    Если же речь про какую-то уникальную WT, типа opl4 upgrade, arztech или compaq с нестандартной распиновкой - то на чужую они очевидно не встанут.
    На большинстве карт стоит отдельный mpu401 порт, на адресах типа 0x330. В дос играх достаточно выбрать этот порт для музыки и будет играть WT дочка. (Не забыть посмотреть на микшере, что бы громкость не на нуле).
    В винде надо поставить универсальные драйвера mpu401.
     
  6. Genesis Злоботряс

    Genesis

    Регистрация:
    21 апр 2011
    Сообщения:
    12.520
    SB PCI Diamond Monster Sound M80 /p/n 23010111-004 + Wavetable Mon SND WVTBL CRD 2Mb /ОЕМ /новая
    Такой Wavetable от такой аудиокарты на Aureal Vortex 2 встанет?
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, куда угодно встанет, стандартная WT дочка.
     
    Genesis нравится это.
  8. Genesis Злоботряс

    Genesis

    Регистрация:
    21 апр 2011
    Сообщения:
    12.520
    Мне написали, что они стоят уже. Значит, надо только получить и прицепить WT к карте.
     
  9. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    ни у кого не возникало идеи сделать для звук. плат п-образные экраны? из 0.15 листа, например. внешние модули по-моему все экранированные, внутренним устройствам тоже не помешает наверное
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    90% помех у внутренних звуковух идет по шине питания, и нормальная развязка их устраняет. По воздуху там настолько мало, что ни кто не заморачивался. Хотя в 90-ые я такое видел самодельное, из толстой фольги обклеенной бумагой и с петлей под болт крепления. Скорее больше плацебо, высокочастотных частей в звуковухах нет (например есть в тюнерах и они обязательно с экраном).
     
    Bato-San нравится это.
  11. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    Ок. А что за развязку имеешь в виду? Может над отдельным б/п для звука стоит подумать?
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Развязка в самой схемотехнике платы. Ты не сможешь на это повлиять, только если менять саму звуковуху.
    Отдельный б.п. штука сложная, не факт, что он будет меньше давать шумов, или что шумы у тебя не пробиваются по линиям данных от других карт.
    В общем, если звуковуха сделана плохо, то можно долго плясать с осцилографом, перебирая блоки питания и мамки, и все равно может ничего не помочь. А если хорошо, то ей сильно лучше не станет и от фольги.
    Ты, например, про какую говоришь?
     
  13. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    Ну две у меня точно жить будут, аве64 и гусь туз. Тузом доволен, а на аве собираюсь усилок поменять ну и цап не очень по-моему, шумит. А третья будет или лапс или мпу401. Или вообще тропез только как сб про и носитель дочки и софт мпу. Он почти не шумит, но как то глуховато играет мне кажется. Они все на райзере, поэтому про блок питания и спросил
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2014
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Для 3 карт все равно микшер городить, там и будет слышно, какая больше шумит.
     
  15. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    Авешка шумит больше всех. Я на иксбт почти всю тему по моддингу звука прочитал, усилитель на ней однозначно советуют менять. И по питанию тоже много нюансов есть
     
  16. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    усилитель на ней отключается и перестаёт шуметь. Подключается внешний или активные колонки и всё отлично.
     
  17. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    усилитель меняют не из-за шума. а если его отключить сомневаюсь что вообще звук в наушниках будет, там же просто линейный выход
     
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Если awe64 gold, то только линейный, если value, то оба, линейный и усиленный.

    ---------- Сообщение добавлено в 14:45 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 14:44 ----------

    Тогда не я тебе, а ты мне должен рассказывать, как уменьшить шумы и поможет ли экран :)
     
  19. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    если добрый китаец вышлет мне посылку, то отпишусь потом о результатах замены
     
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Geryon, Dimouse, Gamerun и 3 другим нравится это.
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
  22. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Это клон sb1/1.5 от Ancor на чипе intel вроде.
    Вот примерно как этот.
    http://www.pcang.com/ms1006.htm

    Сомнительная у него ценность, по крайне мере не за такие деньги (тем более непонятно, раб ли оно вообще)


    P.S. тема на вогонах
    http://www.vogons.org/viewtopic.php?p=354361
     
    Последнее редактирование: 27 ноя 2014
    easy_john нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление