1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Creative SoundBlaster 1.0 with CMS
    1c082daa9a54c514ebbf903c7fc989cc.jpg .


    Orchid SoundWave 32 + scsi
    150916e9c00ab4604b56a8e4d01a7466.jpg .
    Ищу драйвера от orchid.
     
    Catsky нравится это.
  4. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Попробовал карты на базе AMD Interwave, но их сетапы не видят, ни HMI SOS, ни Miles SS. Может, для них дрова какие-то нужны? Я никогда с GUS PnP дел не имел, нахожусь в непонятках.
     
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Так они и не gus pnp, они нечто свое, судя по всему.
    Родных дров нету?
     
  6. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Дров нету, покупал голые карты. Для обеих карт есть дрова в инете, но они под винду, а у меня дос.

    Судя по потрохам драйверов Miles (iwav.dig и iwav.mdi) - они заточены под взаимодействие с каким-то драйвером. К сожалению, исходников нет, так что это скорее догадка, чем обоснованный вывод.
     
    Последнее редактирование: 21 дек 2014
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Поищи именно дрова родные.
    Можешь попробовать гусевые, посмотреть запустится вообще или нет.
    Инит у меня тут записан http://kawai.spb.ru/files/sound/cards/guspnp.html
     
  8. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Дрова для MED3201 все-таки нашел здесь. Однако инсталлер требует наличия флопповода, который у меня не подключен. Попробую позже.
     
  9. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Просьба сделай дамп дискет + если не сложно скан дискет. :worthy:
     
  10. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    GUS

    Извиняюсь за качество фото, по другому пока никак.

    GUS Classic.
    У меня никогда не было Гусей, вот добрые люди отдали. Буду при случаи мучить эту птицу.
     
    Последнее редактирование модератором: 19 июл 2015
  11. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.564
    Возможно ли будет отдампить дискеты?
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Удачи. Спрашивай что как.
    PS на 586 не на всех работает, емнип.
     
  13. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Конечно, вообще это первое что надо сделать.
    Дамп

    К сожелению дискеты в плохом состоянии.
    1 дискету удалось считать, 3 вроде бы то же считалась - но не уверен.
    Надо проверять на установке, у меня нет такой возможности.
    Если кто-то проверить буду благодарен.
    Если 3 дискета не прочиталась, то буду шаманить дальше.

    ---------- Сообщение добавлено в 18:12 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:08 ----------

    Боюсь руки у меня доползут до нее еще не скоро.
    На 80586 надо будет проверить,если доделаю свой P1 попробую ее вместо sb16.

    У меня просьба сделай дамп дискет от sb1 :)

    И еще вариант, наколько реально sb1.5 доставить cms чипами ? (хотя мне кажется, я уже спрашивал) Просто я не вижу целенаправленно искать sb1.0 , по сути с sb1.5 они одинаковы.
     
    Gamerun нравится это.
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Накойхрен? Этих гусевых дискет в инете дофига и больше.
    Не вместо, а вместе :)
    Точнее сначала для тестов и понимания сути можно одного гуся, а потом в пару с sb16, что бы не мучаться с эмуляцией sb гусем - будет фидорулез комплект звуковух образца ~95-96 года.
    Сделаю, как ноги дойдут. Тут еще упс на 5ква достал, все время не найти в стойку смонтировать.
    В отличии от sb2.0, где не все ревизии совместимы, в 1.5 можно ставить в любой, должно работать.
     
  15. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.564
    Проверил на DOSBox.

    Проблем с установкой не возникло, но есть подозрения, что повреждения пришлись на тестовые файлы(как минимум, MIDI).

    Скриншоты во вложении, установленный вариант.
     

    Вложения:

    • gus_shots.rar
      Размер файла:
      25,2 КБ
      Просмотров:
      20
  16. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975

    Я боюсь, что тогда бы ничего не распаковалось. Так как там идет архивом.

    Можно взять в сети образы сторонние и сравнить.

    ---------- Сообщение добавлено в 19:07 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:02 ----------

    Вообще интересно получается, железки доходили до масс намного поздее выпуска.
    Класика вышла в 93, а в 95 уже была ультра.


    Посмотрел на свой 40ква general electric и подумал,хорошо его никуда не надо ставить.

    те там достаточно двух Philips SAA 1099 ?
    на sb 2.0 надо было еще программировать PAL16L8BCN .

    ---------- Сообщение добавлено в 19:16 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:07 ----------

    вот тут есть драйвера, можно попробовать сравнить
    http://gona.mactar.hu/GRAVIS/#GUS

    Правда если версия отличается, то и архив будет другой.
     
  17. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Во первых речь про россию, во вторых сама скорость распространения информации тогда была гораздо ниже. Новости узнавали из журналов и ежегодных компьютерных выставок, так что ситуация что железо покупалось через год после выпуска вполне нормальна.

    Классика интересна, макс(? или ты про пнп?) уже не так, тот же awe32 был более сильным конкурентом.

    Где такой отхватил?

    да. попробуй, если есть на чем.
     
  18. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Да я про max.

    Но народ активно (и у тебя в том числе вроде) ищет и использует Ultrasound Plug & Play.
    Хотя у меня его не было, мне это все очень сложно понять. Так как мне хватало SoundBlaster.


    Ну когда организовывали фирму, собсвтенно покупали вместе с серверами.

    На текущий момент мы его продавать будем. Так как все сворачивается (а жаль)

    ok, посмотрю где их купить можно.

    ---------- Сообщение добавлено в 20:28 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:58 ----------

    А еще раз все прочел с проверенного флоппи, он прочел все без проблем.
    Правда я просто копировал файлы а не делал образ.

    Кто подскажет, чем можно делать образы совместимые с ima в dos ?
    Ну или, что бы можно было конвертировать.

    P.S. Поставил еще одну звездочку этому floppy
     
  19. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.564
    Кроме WinImage, других программ не знаю.

    Разве что Teledisk попробовать сделать прозапас. Есть батник для конвертирования в ima, могу предоставить.
     
  20. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Если не сложно. Просто дергать floppy туда сюда не хочу. Я его потом перенесу на p3 и буду искать похожие. Теперь есть дискеты для тестов :)

    P.S. Я достал старые копии других дискет, с которых была сделана копия, так как уже плохо читались. Все прочиталось просто отлично, на другом выдает ошибки.

    sb_vibra_16_asus

    Отдали очередную карту. Она совсем не интересная, кроме факта, что ее сделала Asus :) и поставлялась только с мат. платами Asus. Мать так же есть.
     
    Последнее редактирование модератором: 19 июл 2015
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    У меня и то и другое - в разных машинах стоият разные гуси.
    Если смотреть с т.з. олдскула, то красивее будет classic.
    У gus pnp не сильно большая разница, в dos он полностью повторяет classic, и не дает никаких плюсов (разве что в родном миди плеере). Так что для слабых 486 смысла в pnp вообще нет, как мне кадется.
    А вот в виндах pnp дает возможность использовать большие банки семплов. Но при этом pnp больше требует ресурсов и поставить его второй-третьей картой немного сложнее.

    При наличии awe32, в принципе gus не особо нужен, ради некоторых демо и игр.
    Я его ставлю скорее как дань эпохе и демосцене.

    Ну, так то и у меня symmetra px40 есть на работе в наличии. Я то про домашние нужды говорю.
     
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Всё же одна интересная деталь у неё есть. Если к коннектору SPK_OUT на материнской плате подрубить не спикер, а коннектор SPK_IN на этой карте, то мы будем слышать "пищалку" в колонках. Звучит несколько выразительнее (конечно, не потому, что через ASUS, просто нормальные мониторы сами по себе превосходят спикер). И ещё: если к коннектору SPK_OUT на этой карте подрубить спикер, то мы будем слышать в нём микшированный (стерео в моно) звук самой звуковухи, и сможем таким образом обходиться вовсе без колонок. Вот такие с ней пироги.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление