1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вот уж что извращение, так точно это! Не стоит этого делать.
     
  4. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Тут наткнулся:

    Маркетинг, действительно такой маркетинг :banghead:

    Ну и в итоге:

    В общем если есть патчи для игры, музыка будет - иначе нет.
    Теперь вопрос у меня с другого бока, какие игры использовали sb16 и где посмотреть больше информации чем оно было хорошо на тот период.
    У меня сейчас очень большой вопрос оставлять ли sb16 теперь.

    P.S. по sb16 надо информации в wiki добавить про совместимость.
     
    Последнее редактирование: 28 дек 2014
    Goblinit нравится это.
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    В общем, я пришёл к такому решению (давно уже):

    1) SB Pro, A220 I5(7) D1 T4 (любой клон)
    2) SB 16, A240 I9(7,5) D0 H5 E640 T6 (AWE или SB16+Goldfinch)
    3) GUS, 250,7,7,3,3

    После всех инициализаций обязательно должна быть повторная строка SET BLASTER=A220 Ix D1 T4 для старых игрушек. Играм под SB16, как я уже сказал, это по барабану.
    Всё отлично работает.

    ---------- Сообщение добавлено в 01:11 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 01:02 ----------

    Могу посоветовать послушать Mortal Kombat 3 на SBpro и на SB16, сравнить. В этой игре очень показательно ИМХО отличие звучания. Но, конечно, производителями игр далеко не всегда использовались преимущества SB16 перед SBpro. Иногда отличий в звучании просто нет, несмотря на выбор в настройках SB16.
     
    nop нравится это.
  6. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Опять муки выбора.
    у меня всего 3 isa на asus ASUS P/I-P55T2P4.
    Так как у меня будет на другой машине awe32, то тут я оставлю sbpro и lapc-i для тестов.

    Остальное буду думать потом.
    MK3 я сравню, но уже после НГ.
     
    Последнее редактирование: 28 дек 2014
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    На количество ISA я давно начхал, использую райзер на 5 слотов и ни в чём себе не отказываю. Правда, это решение вынудило меня отказаться от кейса. Материнка висит прикрученная прямо к компьютерному столу. Но, учитывая опять же, что это единственный комп в комнате, меня нисколько не напрягает.
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    У sb16 нет 100% совместимости с sb pro, но как просто sb она играет везде.
    Из вариантов:
    - ставить sb pro для старых игр и потерять совместимость с sb16
    - ставить sb16 и кое-где (в старых играх) получить моно звук вместо стерео
    я выбрал второе.
    Кстати, на моих sb16 и awe32 звуки в wolf/retaliator есть. Я могу перепроверить, если интнресно, но помню, что в 90-ые я везде играл со звуками.

    ---------- Сообщение добавлено в 01:32 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 01:31 ----------

    Так может с картой самой что не то? Или ресурсы кто-то из других плат поджирает.
     
  9. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975


    Если не сложно проверь. Копая в интернете я больше убеждаюсь, что есть проблемы со старыми играми. Для некоторых игры sierra были сделаны отдельные патчи, которые нормально выводли звук на sb16.

    Все может быть. Точно такая же карта будет у меня после НГ. С sb2 на плате все те игры работают нормально (те проблема не в матери).

    ---------- Сообщение добавлено в 02:41 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 02:37 ----------

    Я то же думал в сторону рейзера. Но решил отложить до момента переделки корпуса.
    Кстати есть сейчас доступные нормальные варианты рейзера ?
    Может быть вариант соединение гибким шлейфом.
    И тут спрошу, есть варианты рабочих переходников с pci на isa или старые девайсы будут работать с проблемами ?
     
    Последнее редактирование: 28 дек 2014
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Дело личное. Для меня ценнее sb16/awe. Благо старых компов много и sb pro1/pro2 есть куда поставить.
    Разница 16/pro хорошо слышна на играх использующих трекер для музыки, например оба crusader, unreal и т.п. Ну и далее все что выходило из больших проектов после ~93. Что говорить про всякие цд игры, типа bioforge, 7-th guest, under a killing moon, grim fandango, diablo и т.п. В общем на момент 96 года разница звука у меня и у приятелей с sb pro клонами была слышна в каждой второй игре. Да, в винде уже можно было получить 44/16/stereo и на каком-нить wss-клоне, по этому с появлением игр под 95 ситуация уровнялась, но дос игры еще долго меня радовали.

    ---------- Сообщение добавлено в 01:52 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 01:47 ----------

    Не про меня, в 90-ые я в сиерровые игры не сильно играл.


    Не обязательно. Может быть кривой pnp bios (частая штука), где всякие gus/sbpro нормально работали а sb16/awe ловили баг. Я из-за такой матери не смог тогда заапгрейдится на awe, пришлось ставить sb16+waveblaster.

    Есть от всяких пром-пц. Если цена в пару сотен баксов тебя не смущает, можно сделать красиво. Иначе - паять и выпиливать самому.
    Не будут работать, если я правильно помню. На таких переходниках живет только ограниченное число устройств, и звуковые карты к ним не относятся.
     
  11. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Ну может быть после НГ или еще до , будет возможность запустить тот же wolf3d на sb16 ?

    Я думал в эту сторону. После НГ тогда еще буду тыкать. У меня сейчас мать от intel, но честно говоря она мне не очень нравится.

    ok. Просто на avito и молотке проскакивают разные вещи.
    Вот например на isa.
    https://www.avito.ru/moskva/tovary_dlya_kompyutera/razvetvitelreyzer_dlya_isa-slotov_463085550
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Завтра постараюсь проверить.

    Ну, с рук можно много интересного найти. Я на той неделе упс купил за 2т.р, который так 20 стоит. Это везение, можно надеяться, но нельзя рассчитывать.
    Но такой рейзер в стандартный корпус не вставить, или надо заднюю стенку отпиливать.
    Можно сделать красиво, небольшой корпус только с иса и собтсвенным б.п, подключаемый шлейфом к isa в твоем системнике, но фирменное будет стоить дохрена.
     
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Мужики, я бы на вашем месте не рассуждал бы столь самонадеянно про шлейфы. Есть отрицательный опыт у zx-c64 и у меня. Ещё jwt27 с вогонс недавно такую штуку затеял на 20 слотов. Обещал тесты на стабильность работы, и что-то до сих пор нету. Не думаю, что там всё хорошо. zx-c64 в конце концов отказался от шлейфа и соединил напрямую. Я - тоже.
    Как проблема шлейфа решена в промышленных изделиях, не знаю. Но, судя по их ценам, как-то положительно решена.
     
  14. kiot

    kiot

    Регистрация:
    11 фев 2007
    Сообщения:
    817
    У меня с моей sb16 pro (CT2910) как раз была обратная ситуация, когда игра SQ4 изначально поставлялась как раз с патчем sb16drv.exe, включающий в себя обновлённый файл AUDBLAST.DRV (16.07.93, 8749 байт), и звук при этом заедал в игре. Возврат к самой первой версии (03.12.92, 6210 байт) решил проблему.

    P.S. Запустил Wolf3d. Звуки есть, музыка есть.
     
    Последнее редактирование: 28 дек 2014
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну что ж, тоже вариант! Всякий рецепт имеет право на жизнь, если он позволяет достигнуть цели. Осталось только выяснить, во всех ли желаемых играх всё звучит. Это очень индивидуальное решение для каждого. Например, мне после звучания карты AV310 ни один оригинальный бластер на фиг не нужен, и лучше держать также вместе с ней отдельный клон «сбпро».
     
  16. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    я так думаю что промышленные платы обходятся ио выводом, без дма. а проблемы со звуком через шлейфы связаны именно с дма. хотя такая плата как аве64 отлично работает на длинном шлейфе и даже без подводки доп. питания. а если использовать чипсет с нативным иса, то вообще проблем со шлейфами нет
     
  17. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Я ошибся, у меня не STB Soundrage 32, а STB Soundrage 32 Pro (она же, по всей видимости, Compaq Ultrasound 32). У первой нет слота для памяти и выглядит она вот так:

    165ee694aae05a3d9c86cbb3cb05ce9d.jpg

    А моя так:

    [​IMG]

    Да, точно Compaq: на обратной стороне карты стоят компаковские партнамберы.
     
    Последнее редактирование: 28 дек 2014
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Совпадает с предположением easy_john. Не знаю, что сказать. Может быть.

    У меня аналогично. Но чтобы быть до конца объективным, следует сделать оговорки. AWE64 гарантированно отлично работает в одиночку, как и GUS Classic/Ace. Ты прекрасно об этом знаешь, иначе сам не стал бы отказываться от шлейфа в пользу прямого "жёсткого" соединения. А на чипсете с нативным иса нет проблем ДО трёх карт в среднем, исключая некоторые капризные модели, которые вообще не хотят работать. Короче говоря, 100% стабильности ни в одном случае с шлейфами нет.

    Мне интересно, что там у jwt27 выходит. Но раз он ничего пока не пишет на вогонс, значит, и ничего хорошего пока нет.
     
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Сделал тесты в Wolf3D:
    - SB1.5 CT-1320C, type=2 - fm(adlib), предметы(fx, adlib), выстрелы, двери, крики (digitized, sb)
    - SB2.0 CT-1350B, type=3 - fm, предметы, выстрелы, двери, крики
    - SB Pro1 CT-1330A, type=4 - fm, предметы, выстрелы, двери, крики
    - SB Pro2 CT-2600 , type=5 - fm, предметы, выстрелы, двери, крики (иногда подвисает)

    - SB 16 CT-2760 , type=6 - fm, предметы, нет звуков
    - SB 16 CT-2750 , type=6 - fm, предметы, выстрелы, двери, крики (иногда подвисает)

    - SB awe32, CT-2760, type=6 - fm, предметы, нет звуков
    - SB awe32pnp, CT-3990, type=6 - fm, предметы, выстрелы, двери, крики
    - SB awe64gold CT-4390, type=6 - fm, предметы, выстрелы, двери, крики
    Итак, миф развенчан, как минимум часть sb16/awe нормально воспроизводит звуки в wolf.
    Еще могу откопать полуживую sb16 ct-2910, которая у меня и была в 90-ых, что бы проверить, как она себя вела, но мне кажется таки играла все.
     
    Последнее редактирование: 30 дек 2014
    Vardok, tuliss, Geryon и ещё 1-му нравится это.
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Большое спасибо за тесты. Однако «миф» развеян частично, значит, не очень-то он и миф. Не стоит так категорично. Иногда так, иногда эдак. Одной игры мало. Если хотя бы в трёх играх совпадут результаты этих карт, то тогда будет убедительно. Не забываем о возможном влиянии материнки. Пусть влияние материнки не проблемы Креатив, но в реальных условиях на это плевать. Важно то, что имеем на выходе. С sb/sb pro проблем вообще нет. Никогда.
     
  21. Ulysses

    Ulysses

    Регистрация:
    28 апр 2011
    Сообщения:
    1.487
    У меня была Vibra 16 pnp, не припомню на ней каких-либо проблем, хотя при случае проверю.
     
  22. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Насколько мне известно, PCM-часть у CT1330A, CT1600 и CT2600 одинаковая, так что отсутствие CT1600 можно проигнорировать.

    ---------- Сообщение добавлено 29.12.2014 в 00:11 ---------- Предыдущее сообщение размещено 28.12.2014 в 23:04 ----------

    Пытаюсь победить STB Soundrage 32 Pro. Установил дрова под Windows 98 SE, но они не могут поделить IRQ 9 с каким-то SCI ACPI IRQ. Пробовал выделить в биосе IRQ 9 под Legacy ISA - не помогло. Что делать, как решать конфликт?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление