1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    У меня на одной p2 матери irq9 не выделить звуковухам никак, как биосом или виндами не пытался его освободить. Все работает, кроме старых игр, которые хотят только irq9 для mpu401/lapc.
    (на самом деле смутно помню, что вроде заводил и на ней, но пришлось вынуть все платы и отключить все набортные устройства, оставалась только ide и видяха).
    Попробуй другую мать.
     
  4. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Можно убрать из винды поддержку ACPI, по идее, должно помочь.
     
    Goblinit нравится это.
  5. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    У меня есть СЕ1600 попробую на ней тест сделать.


    CT2600 - это все же SB pro 2 с Mitsumi интерфейсом.
     
  6. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    А какие последствия будут? Я слышал, что после этого придется все дрова переустанавливать.
     
  7. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Ну так это не смертельно. Они в общем-то после перезагрузки сами переустановятся.
     
  8. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Для меня вообще такое поведение загадка. Хотя с creative я уже не удивляюсь. Плодить вагон и маленькую тележку всяких вариант карт.
    Просто пропадают определенные элементы звуков, понять бы как оно там генерируется, что бы понять в чем в итоге проблема с такими картами. Можно взять исходники и посмотреть, но я далеко не программист :)
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Это называется покрывать все сегменты рынка выпуская полный ассортимент на любой кошелек. Посмотри как сейчас видяхи продают. Дизайнят один чип, потом продают как 10 вариантов карт с частично отключенными фичами.

    Конкретно в wolf3d деление на 3 раздела:
    - музыка, она идет через адлиб/opl2
    - звуковые эффекты, они то же идут через адлиб/opl2 (например подбирание еды и патронов - оно играется нотами)
    - цифровые эффекты, оно играется через sb dac (крики, выстрелы и т.п.)
    Вот первые два, очевидно, работают везде, а как раз sb часть кое-где не откликается.
    На самом деле я спешил, так что если не работало, то так и писал, может пошаманив настройками можно на остальных sb16/awe запустить. Но тут надо время и погуглить.
     
  10. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    В винде выключить не смог (ставил ACPIOptions = 0 - ничего не изменилось), но выключил в BIOS, и после долгой и нудной переустановки драйверов конфликт пропал. Карта работает, по крайней мере частично - слышу MIDI-музыку в DOS-окне, буду разбираться дальше.

    Пока что в DOS-окне Miles успешно определяет карту в режиме Interwave как для PCM, так и для MIDI-музыки; SOS - только для MIDI, при попытке выбрать как PCM - вылетает. MIDI-музыку играют обе библиотеки.

    Карта шумная, конечно...
     
    Последнее редактирование: 29 дек 2014
  11. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    а может версия dsp как то влиять ? Так как у sb 16 точно есть проблемы с зависанием midi на dsp выше v 4.05
     
  12. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Попробовал Heroes II - отлично работают в режиме Interwave.
     
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А подробности?
    Дрова родные, не гусевые?
    В голом досе что-нибудь работает?
    Миди играет что, набортный rom банк или подгружаются патчи? Если патчи, то какие, гусевые или что-то свое?
    И что с совместимостью? В голом досе она живет только там, где есть interwave? Как классический гусь работает? Что еще эмулируется?
     
  14. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Дрова родные (от Compaq Ultrasound 32 Pro). Правда, в них нет упоминания о Compaq - просто Interwave Audio Card написано. Возможно, подойдут и другим картам.

    Голого доса у меня на этом компе нет, перезагрузиться из винды в DOS 7 не могу - комп виснет. Надо разбираться.

    Играет набортный ROM-банк, потому что патчи грузить некуда - планка памяти не установлена.

    Насчет гуся тестов пока не проводил, позже. Ну MIDI точно работать не будет, памяти же нет, насчет PCM не уверен.

    Памяти для карты у меня тоже нет, если не считать 1 Mb планок. Если 1 Mb подойдет для эмуляции гуся - тогда можно попробовать.

    Работает эмуляция SB и Adlib, правда последняя эмулирована так себе - слышно, что патчи играют на самом деле.
     
    Последнее редактирование: 29 дек 2014
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Зря без памяти тестируешь. Надо симм поставить. На гусе пнп как раз после установки памяти появляется совместимость с классическим гусем. Метра достаточно.
     
  16. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Поставил 1 Мб планку - пишет, что видит два банка, один 512К, другой почему-то 256К. Но инструментов *.PAT у меня нет. Откуда и как их грузят?

    Miles не дает выбрать Gravis ни для PCM, ни для MIDI. Однако некоторые демки типа Jungly Kitchen работают, так что всё небезнадежно.
     
    Последнее редактирование: 29 дек 2014
  17. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Видать твой мегабайт оказался на пару байт меньше их мегабайта :)
    Наверно для тестов хватит.
    - Классический гусь содержит патчи в c:\ultrasnd\midi\ и настройки в c:\ultrasnd\ultrasnd.ini
    - Гусь пнп, для эмуляции классики, те же самые патчи хранит в 2 файлах c:\ultrapnp\default.dat и default.fff и настройки в c:\ultrapnp\iw.ini
    Уже установленные папки драйверов можешь глянуть тут: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/soft/
     
  18. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Попробовал сегодня CT1600.
    wolf3d - все работает, все звуки на месте.
    prehistorik 1 - завелся только как adlib
    prehistorik 2 - написал Your Sound Blaster does not work correctly.

    Напомните - DMA SHARING - это зачем на SB?

    P.S. В общем prehistorik1/2 да же на ct1350B проблемы с sb. Надо попробовать опять на 80286, но это будет после НГ.
    Просьба набрасайте DOS игры где можео еще проверять музыку + желательно ролик на youtube где она играет нормально, что бы можно было сравнить.
     
    Последнее редактирование: 29 дек 2014
  19. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Да, но у тебя там повсюду банки по 4 Мб, а мне нужен, наверное, на 512К :shok:

    Перезагрузился наконец в DOS-режим, там примерно то же самое: Interwave работает, демки тоже, SOS также зависает при попытке выбрать Interwave для PCM.
     
    Последнее редактирование: 29 дек 2014
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Гусь тем и отличался, что в память грузит только нужные инструменты, а если не влезают, то начинает их пережимать, что бы влезло, а если и так не лезет, то выкидывает один инструмент.
    Первый гусь вообще поставлялся с 256к памятью и расширялся только максиму до 1мб (а на диске банк занимал те же 4-5 метра).
    Пнп гусь типично стоял с 2 метрами, и только у маньяков и богачей стояло два по 4 мб (все же тогда память стоила дорого, на самих материнках 486-ых в большинстве было 8 метров, а 16 ближе к топовым 5x-133).

    Демки работают как через что?
     
  21. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Видимо, через сэмпловый движок Ultrasound. Играют-то MOD-ы или что-то подобное. Например, в Jungly Kitchen отвечаю "да" на вопрос Do you have Gravis Ultrasound? - и понеслась.

    Что нужно сделать, чтобы FFF-банк грузился? Пути какие-то задать?
     
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    У пнп гуся - все настройки в iw.ini, в т.ч. какой банк сейчас активен.
    Ну, плюс инициализация в аутоекзеке.
    Дальше все работает автоматом.
    Можно попробовать родной миди плеер, он грузит их перед проигрыванием.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление