1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Запросто влияет.
    Если в биосе вообще нет поддержки pnp, то некоторые pnp карты запустить не удается.

    Например, что бы запустить Guillemot Maxi Sound64 на 486 машине без pnp надо до ее инициализации запустить референсный драйвер от ess, который пробивает ресурсы принудительно:
    C:\DOSMAXI\ESS\ESSCFG.EXE /A:220 /I:5 /D:1 /E:3 /B:330 /J:E
    После чего можно запускать родную инициализацию
    C:\DOSMAXI\maxinit.exe C:\DOSMAXI

    Этот хак обнаружили случайно форумчане на vogons, перебором чего только можно. Никаким другим образом родные драйвера ее не видят на не pnp мамках.
    Ну и естественно отлично все работает, если матери с поддержкой pnp в биосе.
     
    Рыжий Тигра нравится это.
  4. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    easy_john, ты не понял вообще о чём речь. А речь о том, как собсно программно-аппаратно это самое PNP работает. Так вот, если биос не опрашивает PNP - те и ведут себя как обычные ISA платы. PNP - это вообще высосанный Майкрософт+Интель из пальца стандарт.
    Никаких "хаков" не надо. Надо простое знание, как работает железка и шина. Всё. И это всё документировано.
     
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ведут то как "обычные", только ресурсы они не получают.
    pnp биос сканирует определенный диапазон в поисках сигнатуры и назначает ресурсы устройствам (статично или динамически).
    Спецификация на эту балалайку доступна на интеле http://download.intel.com/support/motherboards/desktop/sb/pnpbiosspecificationv10a.pdf
    Собственно, в отсутсвии поддержки биоса, родной софт от maxisound64 не может найти и инициализировать карту.
     
  6. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    easy_john, ну как бэ это проблема максисаунд. А точнее программистов которые ещё кривее, чем криватив поступили программируя софт. Никто же не мешает найти устройство и раздать ресурсы самостоятельно, что собсно и делает та же виндовс. Под досом проблема ресурсов вообще не стоит, как таковая.
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Это не единственная pnp, которая не живет в досе. Просто первое что вспомнил, т.к. недавно копался.

    Что бы это значило?
     
  8. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    ну стало быть это не единственная команда программистов, которые как бы просто не стали писать драйвер для дос. Вполне логично, учитывая тенденцию "обновите ваш дос до виндовс, а виндовс до последней версии".

    программирование контроллера прерываний и DMA. Странный какой то вопрос для программиста.
     
  9. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Кстати, мне тут подумалось, что карты архитектуры Hurricane (т.е. TB Multisound Classic, Tahiti, Fiji и Pinnacle) теоретически могут работать хоть на Core i7 с ISA-слотом, потому что DMA им не нужен.

    С точки зрения максимальной совместимости c ISA-картами какая система будет удачной? Какая-нибудь P233MMX?
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Что за мода постоянно передергивать? Самому не надоело?
    Есть нормально работающие дрова под дос, при условии, что биос поддерживает pnp.
    То есть ты только что соврал, что дров нет, и не моргнул глазом.
    Это все отлично, но кто мне будет писать инициализатор для произвольной платы? Не хочешь сам нахаляву, раз это так просто? Ведь "проблемм нет", как ты написал выше.

    ---------- Сообщение добавлено в 12:48 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 12:44 ----------

    Теоретически да.
    Зависит от того, какие платы и какие игры.
    Я бы сказал, что начиная от 486 (лучше с поддержкой pnp) и до конца p3 примерно.
    Лично я не беру больше ~200mhz для старых игр, что бы не бороться с ошибкой runtime200 в досовых играх (486-133 или p1-166)
    Для винды98 выбрал p2-450, мне хватает.
     
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    у меня этой карты нет, поэтому ориентировался на эту цитату и твои жалобы, что

    ибо если у нас идёт речь о драйверах - так и зови их драйверами, а "софт" - это ещё и редактор или плеер может оказаться.
    Если есть "нормально работающие" дрова - тогда твои жалобы и есть передёргивание, а вообще ты сам виноват: как описал ситуацию - такой ответ и получил и ещё пытаешься меня же обвинить. Ну валяй дальше домахивайся, если серьёзно сказать нечего.
    Вывод:
    Однако более в "передёргиваниях" меня не обвиняй - следи за собой, описывай ситуацию полностью и правильно и крестись, когда кажется. И не передёргивай.

    под раннего LANRUS пытаешься косить ? Он то между прочим уже понял, что халявы не бывает за услуги тех кому "просто" что то сделать. Так что троллинг засчитан.

    А самое то смешное, что интел уже давно всё написал и выложил в открытый доступ... И даже Goblinit где то здесь выкладывал. Ищи.

    Geryon, ну про рантайм 200 - это перебор однако и перестраховка. Однако если брать адекватность функционирования и аутентичность - действительно имеет смысл остановиться где то в указанном тобой районе.
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Bato-San, приветствую снова на форуме и с Новым годом! У меня к тебе большая просьба, давай ты не будешь отвечать за меня, что я понял, что не понял. Лады?
    Про халяву, как раз заодно и разбираемого вопроса касается: у меня карта AV310 не инициализировалась на моей материнке, что-то было не так с опросом ISA. Так мне абсолютно нахаляву из любви к искусству один способный человек отредактировал биос, и теперь карта в досе работает. Он же мне перекинул ACPI с прерывания 9 на прерывание 10, чтобы освободить 9 для ISA без ограничений.
    Мир не без добрых людей. А ради красного словца не надо ля-ля. Лучше отвечай за то, что лично ты понимаешь, а не за других. Благодарю.
     
  13. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    LANRUS, С наступающим тебя (с 13 на 14 Старый Новый Год) !

    Реальный факт этого мира:

    Абсолютное большинство специалистов всё же работает за деньги.

    Следствие:
    Предложения от незнакомых людей (которым ты всего то вежливо и по существу ответил на их вопрос) вида "а давай ты за свои слова щас ответишь и сделаешь мне ...вписать желаемое... на халяву" - это просто барство, гоповство, хамство и троллинг.

    Кто пытается спорить с этим - сам себе злобный буратино. Мне вот тоже не нравится, когда с меня чего то требуют в наглую. Если посчитаю нужным и будет возможность - сам дам. Другое дело, что чаще всего это не нужно и решение вытекает из моих слов. Просто люди слишком ленивы что бы нагнуться и поднять золото из под своих ног.

    И даже попросить вежливо, нормально и адекватно не могут. :cry:

    Тост: так выпьем за взаимопонимание !
     
    Последнее редактирование: 7 янв 2015
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну и какого лешего ты опять в хамство скатился?
    Что-то тебе непонятно - уточни.
    А додумывать за других ничего не надо.
     
  15. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    35.107
    Bato-San, перестань флудить, иначе в теме забаню и карточку за флуд выдам.
     
    Дарк Шнайдер и A.P.$lasH нравится это.
  16. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    easy_john, а что это за крошечная дочерняя карта сидит на Pinnacle?

    [​IMG]
     
  17. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.284
    Какие у вас платы крутые мелкосерийные! Аж на FPGA...
     
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Дочка для s/p-diff output.
     
  19. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    И как с нее S/PDIF сигнал брать?
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Geryon, сигнал S/PDIF берётся с гнезда MIC, если джамперы рядом с ним установлены в правое положение. Если в левое - то тогда микрофон. (Или наоборот, не помню.) Можно снять джамперы совсем, если имеется дополнительная платка с RCA. Шнурок от неё сажается на все 6 контактов, микрофонный сигнал замыкает на MIC, а цифровой забирает на выход RCA.

    Если дочка цифрового интерфейса не установлена, то цифра работать не будет никак.
     
    Последнее редактирование: 7 янв 2015
  21. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Дочка у меня установлена, а вот дополнительной платы с RCA нету. Непонятно, каким шнуром забирать цифровой сигнал из jack-гнезда?
     
    Последнее редактирование: 7 янв 2015
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Переключи микрофонное гнездо на режим sp-diff и обычным джеком забирай цифру.
    Положение джамперов в th99 есть http://museum.ttrk.ee/th99/i/S-T/54350.htm
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление