1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,7%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,6%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,0%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,4%
  19. Aureal Vortex

    31,4%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Чем же они особенные, в этом смысле?
    Условно, такие же банки, как во многих других звуковухах: awe32, tb, mx330, live! и т.д.

    Два варианта:
    Если игра поддерживает игру "нативно", то скорее всего, она сама загружает банк и ничего сделать уже нельзя (только "хакерски" подсунув свои файлы, но не везде возможно). Например многие игры под gus имели в дистрибутиве несколько своих семплов, которые они грузили сами, вместо "родных" из поставки гуся.

    Второй вариант - использовать режим mpu401 (General Midi или эмуляции roland mt-32).
    Тогда игра просто сыплет миди ноты на нужный порт (например 330), а звуковая карты играет их своим банком.
    Далее зависит от дров звуковухи. Под голым досом некоторые карты позволяют загрузить любой нужный банк (например gus), а некоторые играют только банком из rom (например awe32).
    Под windows, есть эмулятор mpu401, который можно перенаправить на любое устройство, в т.ч. и на загруженные в ram сторонние банки.
     
    Последнее редактирование: 14 июн 2013
    Vardok и Goblinit нравится это.
  4. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Спасибо. Значит карточку на свалку отнесу))) Если никому не нужна. Надо будет ближе к июлю тему в Лавке сделать. А то добра скопилось уже..
     
  5. John Freeman

    John Freeman

    Регистрация:
    13 май 2004
    Сообщения:
    14.241
    easy_john, вы оба что курили, есть вполне себе конкретные su.hardw.pc.sound FAQS по звуку вообще и по конкретным семействам карт от Евгения Музыченко где всё куда как конкретнее расписано. faqs.org.ru, мать ваша, если FIDO не застали!
     
  6. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Vardok В те времена эмуляторов еще не ставили, 8001 - скорее всего перемаркированная ямаха 3812, по размеру и количеству ног вроде похож.
    ...
    На вогонсах пишут, что 8001 - клон ямахи (8002 - цап).
     
    Последнее редактирование: 14 июн 2013
    Vardok и Goblinit нравится это.
  7. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    John Freeman, su.hardw.pc.sound не открывается и в веб-архиве его нет. В первом посте куча ссылок на факс.орг.ру, ты бы хоть его прочёл бы перед тем, как вообще в теме отвечать.

    ---------- Сообщение добавлено в 23:54 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:53 ----------

    По теме: есть предложение под каждой картой попробовать написать что-то вроде: нативная поддержка играми такими-то. Возможность грузить банки такие-то...
     
    easy_john нравится это.
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    По поводу поддержки карт играми - как раз ссылка на mobygames, там целая база.
    По поводу возможности грузить банки - надо добавить, но не про все я помню, так что можете подсказывать.
     
    Goblinit нравится это.
  9. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    alfy, т.е. я могу считать, что стал обладателем клона первого SoundBlaster'а?))
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну да. А первый бластер - по сути клон covox, практически идентичный dac, только dma добавили :)
     
    Vardok нравится это.
  11. John Freeman

    John Freeman

    Регистрация:
    13 май 2004
    Сообщения:
    14.241
    Goblinit, Тогда какого хрена такие тупые вопросы?!?!?!
     
  12. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    John Freeman, олени, они повсюду. Беги :yes:
     
    easy_john нравится это.
  13. John Freeman

    John Freeman

    Регистрация:
    13 май 2004
    Сообщения:
    14.241
    Сам беги, олень!
     
  14. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Выходит, SB 1.0 - это Covox, Adlib и Game Blaster в одной карте?
     
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, можно доверять английской вики. (ЗЫ не совсем ковокс, но довольно близкое по сути)
    цитата
    В фидошных архивах можно найти схему "как самому сделать sb 1.0", там расписано что используется, какой дак, какие порты.
     
    Последнее редактирование: 15 июн 2013
    Vardok нравится это.
  16. John Freeman

    John Freeman

    Регистрация:
    13 май 2004
    Сообщения:
    14.241
    По звуку хуже Covox. FM никогда не было у Covox, по ресурсам CPU - в разы лучше, DMA+IRQ которых у SPP порта(а других не было для ковокса) нету. Adlib И ЕСТЬ Game Blaster, а точнее наоборот по сути. FM синтезатор в комплекте стал стандартом.
     
  17. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Irq есть у любого spp lpt порта.
     
  18. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Game Blaster не есть Adlib. Генерирующие чипы там используются другие, и звук совсем другой, в целом менее реалистичный, чем у Adlib; но зато имеется стерео.
     
  19. John Freeman

    John Freeman

    Регистрация:
    13 май 2004
    Сообщения:
    14.241
    easy_john, хрена лысого, оно есть, но не используется в 99% софта, тупо out, осмысленно оно обязано использоваться только в EPP/ECP.

    ---------- Сообщение добавлено в 11:41 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 11:40 ----------

    Geryon, Как он играет не волнует, FM тоже разные бывают несколько, главное что такая же работа с ним.
     
  20. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Что значит "такая же работа"?
     
  21. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    В GameBlaster - далеко не FM. И таки был ковокс с FM - Covox Sound Master 2.
     
    Последнее редактирование: 15 июн 2013
  22. John Freeman

    John Freeman

    Регистрация:
    13 май 2004
    Сообщения:
    14.241
    По всем данным(не подтверждённым) - синтез у него совместим с adlib, работа через I/O Range так же. Но я не запускал его ни разу сам.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление