1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Почитал доку.
    Он требует загрузки драйвера в config.sys, установки правильных значений в set blaster, и заменяет собой diagnose и mixerset (sb16mixer), т.е. фактически (с т.з. инициализации звука) ничего не делает.
     
    Tigoro и Bato-San нравится это.
  4. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    easy_john, плохо почитал доку.
    Про строку SET BLASTER тоже не понял - её то загрузку зачем убирать? Зачем усложнять инициализатор и с помощью него (с длинной строки ключей или отдельным конфиг файлом) прописывать её так и так? Ты в курсе, что эту строку много что из софта/игр ищет и она просто нужна, нравится тебе или нет?
    Всё она делает. И именно фактически.
    Ты бы хоть проверял предлагаемое, прежде чем спешить поделиться выводами.
     
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Блин, да сегодня день солнечной активности, что-ли?
    Что вы все такие нервные и нападаете?
    Главный вопрос - что нужно что бы бластер работал?
    Короткий ответ - ничего. Большинство СБ работает просто так во множестве игр, не имея никаких инициализирующих программ вообще.
    Более полный ответ, конечно включает нужный некоторым ревизиям драйвер в конфиге, опциональную настройку переменных, опциональный запуск софта для детекта и опциональную установку микшера.
    Но ведь это все не "инициализация" в привычном смысле слова, без которой некоторые другие карты вообще не могут работать никак.
     
  6. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    Гуси на гф чипе инитятся изменением одного бита в ио пространстве, можно это вручную делать, без загрузки ultrinit. Это так, для общего развития, кто не знал
     
    MAN-biker нравится это.
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Гусю же еще надо передать irq/dma, которые он должен обслуживать, джампером у него только порт выставляется, остальное уже инитом.
     
  8. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    его конфиг через переменную в autoexec задается. типа сет бластер. и путь до банков
     
    Последнее редактирование: 18 янв 2015
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Угу, но иниту ведь надо эти значения в сам гусь передать?
     
  10. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    их софт использует. подтверждение этому загрузка банков только по требованию, а не заранее как на других карточках, напр
     
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Хочешь сказать, что после инита irq/dma по факту еще не заняты, и только начиная использовать звук в игре гусь начинает отвечать на прерывания?
    Это, все же, несвязанные вещи.
     
  12. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    ultrinit провреяет ресурсы, тип устройства, и если находит ошибки, то выводит сообщение об этом. но если очень хочется, то можно и без этого обойтись. могу с полной уверенностью это сказать, т.к. изучал управляющие регистры когда пытался понять почему у меня макс не работает. так что думаю дма/прерывания не используются
     
  13. AxXxB неадекват

    AxXxB

    Хелпер Переводчик

    Регистрация:
    13 ноя 2006
    Сообщения:
    1.663
    Вот это крутяк! То есть весь звук гонится по портам? Странно, что тогда в требованиях к карточке нету "процессор не ниже Pentium 4".
     
  14. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    AxXxB, А что, долго через порты максимум мегабайт закачать, который потом из памяти карточки играется? Тогда и первый Doom должен Pentium 4 требовать - он же больше мега в секунду в видеопамять пишет без всяких DMA!
     
  15. AxXxB неадекват

    AxXxB

    Хелпер Переводчик

    Регистрация:
    13 ноя 2006
    Сообщения:
    1.663
    nop, out дофига медленнее, чем mov:
    Код:
    OUT     Output to port
     
        operands    bytes   386     486     Pentium
        imm8, al     2      10      16      12   NP
        imm8, ax     2      10      16      12   NP
        imm8, eax    2      10      16      12   NP
        dx, al       1      11      16      12   NP
        dx, ax       1      11      16      12   NP
        dx, eax      1      11      16      12   NP
     
                                 Protected Mode
     
        operands    bytes   386     486     Pentium
        imm8, acc    2    4/24/24 11/31/29 9/26/24 NP
        dx, acc      1    5/25/25 10/30/29 9/26/24 NP
     
          cycles for: CPL <= IOPL / CPL > IOPL / V86
    
    MOV     Move data
     
        operands    bytes   386     486     Pentium
        reg, reg     2       2       1       1   UV
        mem, reg  2+d(0-2)   2       1       1   UV
        reg, mem  2+d(0-2)   4       1       1   UV
        mem, imm  2+d(0-2)   2       1       1   UV*
                   +i(1,2)
        reg, imm  2+i(1,2)   2       1       1   UV
     
        acc, mem     3       4       1       1   UV
        mem, acc     3       2       1       1   UV
    
    Хотя для звука, конечно, хватит. На графику не останется только)
     
    Bato-San нравится это.
  16. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    AxXxB, Некэшируемая память не будет записываться за такт пентиума 4 никогда. При записи в память ISA-устройства доминирует время ожидания освобождения шины, а не длительность выполнения операции процессором.
    Ну и все равно. Предлагаю проделать простое арифметическое упражнение: поделить частоту 33000000 (386DX33) на, скажем, 10*2 (надо же оставить время на загрузку операнда из памяти, или еще на что..) Не хватает? А ведь многие карты наверное (AWE32 так уж точно) получают данные через 16-битный, а не 8-битный, порт.
    Ну и зачем нам может понадобиться отсылать звук в карту непрерывно? У нас же процессор слишком слаб, чтобы микшировать звук в реальном времени, поэтому его дело - залить сэмплы один раз, а затем оставить всю работу карточке. Допустим, мы таки стримаем звук в CD-качестве откуда-то(что никто реально во времена 486 не делал - либо аналоговое CD-audio, либо качество похуже). 41100*2*2 = 164Kb/s Много, но терпимо.
     
    Последнее редактирование: 18 янв 2015
    AxXxB нравится это.
  17. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    Ты читаешь вообще что написано? Не используются пока карта неактивна
     
  18. AxXxB неадекват

    AxXxB

    Хелпер Переводчик

    Регистрация:
    13 ноя 2006
    Сообщения:
    1.663
    Про пентиум 4 я ради красного словца сказал. Но все равно, насчет "никогда" я бы не был так категоричен: если инструкции будут лежать в кэше, и там будет что-то вроде
    Код:
    mov [0xA0000], eax
    ; куча 
    ; операций
    ; с
    ; регистрами
    
    - то почему бы mov'у не выполниться за такт? Код дума я никогда не видел, но сомневаюсь, что там mov'ы в память через каждую инструкцию идут. За такт, конечно, они выполняться не будут, но явно не 10 будет.

    16-битная ISA вполне способна выдавать где-то 5 МБ/с, а по расчету
    процессор сможет вкачать в нее 33 / (10*2) * 2 = 3,3 МБ/с.
    Впрочем, про шину я и вправду забыл. Но порядок скорости примерно один.

    Прикинем по максимуму: 48 КГц, 16 бит, стерео - 192 КБ/с. Да, вполне хватает. И на графику остается. Беру свои слова обратно :)

    ---------- Сообщение добавлено в 22:15 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:11 ----------

    Да, перечитал и вкурил. Но все-таки лучше попонятнее писать.
     
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ищу досовые дрова для звуковухи на чипе analog devices AD1848.
    Нужен инициализатор и/или микшер.
    Можно от какой-то другой карты, построенной на этом же чипе, по идее микшер может подойти.
     
  20. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Можно все же модель звуковухи ?
    А то вот например есть Soundscape S-2000 , но я сомневаюсь , что драйвера подойдут.
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Orchid SoundWave32 (+scsi).
    Собственно нужен только микшер для начала.
    В комплекте к soundscape (2000 и elite) дос микшера, кстати, то же нет.
     
  22. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    а microsoft windows sound system ?
    Правда я не помню как там драйвера поставлялись.
     
    Последнее редактирование: 19 янв 2015
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление