1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    По данным Википедии, эта серия поддерживает только DOS-окно Windows 95/98:

    И это не клон Vortex 2. Подробнее можно почитать в той же Википедии.
     
    Последнее редактирование: 23 фев 2015
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Это что, диагностика по фотографии?
    Пусть пострадавший сам пишет, что делал, как запускал - может можно будет предположить что не так.
     
  5. kurtkurt222 Консольщик и компьютерщик

    kurtkurt222

    Регистрация:
    12 авг 2007
    Сообщения:
    2.085
    Но досовские игры под Вин98 должны идти??

    Или только под 95?
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    В дос боксе win95/98 только. Если все драйвера правильно стоят. И переменные set blaster в досбоксе передаются корректно.
     
    Последнее редактирование: 23 фев 2015
    kurtkurt222 нравится это.
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    не все. Некоторые не идут. У некоторых звука нет. Как пример новелла "три сестры" - прекрасно играют звук под досом, но в консоли - фиг собачий.

    К сожалению все "клоны чего то", а уж тем более не клоны - требуют специальных знаний, как минимум. Поэтому рекомендую перестать слать тов. Harris различную экзотику. :)
     
  8. Kerol

    Kerol

    Регистрация:
    11 янв 2015
    Сообщения:
    2
    Доброго вечера!!! Ребят, надеюсь по теме здесь пишу, поиском темы не нашел. Если не прав, то прошу указать путь)). Обуяла ностальгия, собрал ретрокомп. Стоит в нем звуковая карточка SB16 СТ 2940. Снес виндовс(в нем она работала, из чего делаю вывод что она PnP возможно?) Установил DOS 6.22. Пытаюсь протестить звук на Doom'e, но кроме спикера ничего не работает в игре. set blaster пробовал разные варианты прописывать, тщетно. Пытался установить дрова но выдает ошибку о нехватке памяти(в начале установки дров).
    Я простой пользователь, с Досом на ВЫ. Сейчас изучаю его с помощью книги Фигурнова. Прошу помощи в освоении этого интересного занятия))
     
  9. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Да она pnp и нужны драйвера. Думаю ссылку тут дадут, сейчас сам я не имею возможности такой.
     
    Kerol нравится это.
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Здесь выбрать Others и в Архиве изделий выбрать Sound Blaster 16. Далее выбор операционки DOS и Driver.

    Кажется, для конфигурирования в DOS6 необходимо использовать CTCU.EXE, но точно сказать не могу, не помню. Я давно уже пользуюсь только DOS7 в пакете Windows98. Совместимость с DOS-играми 100% или близка к таковой. Для чего был снесён Windows? Режим DOS для игр ничем не отличается от предыдущих версий DOS. Всё, что требуется - развести загрузку DOS и Windows через MENUITEM, и у того же Фигурнова функция MENUITEM прекрасно описана. Для блокирования загрузки Windows достаточно прописать в autoexec.bat в секции DOS файловый менеджер, но правильнее заменить параметр BootGUI с 1 на 0, а винду грузить в секции WIN командой win.com.

    ---------- Сообщение добавлено в 00:23 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:19 ----------

    Для того, чтобы Sound Blaster 16 PnP заработал в DOS7, нужно установить его в Windows, убедиться, что ресурсы ему даны и звук есть, далее перегрузиться в DOS, запустить CTCM.EXE и DIAGNOSE.EXE /S. Это всё, set blaster писать необязательно, эта переменная устанавливается автоматом программой CTCM.EXE.
     
    Kerol нравится это.
  11. Kerol

    Kerol

    Регистрация:
    11 янв 2015
    Сообщения:
    2
    Спасибо огромное за ссылку!!! Нашел нужные дрова!!! Еще с помощью Фигурнова и MEMMAKER настроил память Доса и дрова установились)))) Дум зазвучал!!!!
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Kerol, Offtop
    MEMMAKER - конечно, хорошая программа, но не всегда хорошо высвобождает основную память. Если есть прицел на старые игрушки эпохи МТ-32, то стоит учесть, что они иногда выказывают немалый аппетит по отношению к Conventional Memory. Поэтому её приходится расчищать. Все средства здесь хороши: подбор самых "маленьких" дров на мышь, сидюк, русификатор и т.п. Всё, что удастся, лучше "разогнать" из основной памяти в верхние сегменты, Upper и High Area.
     
  13. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    У меня вообще в мыслях создать отдельную тему, но после того как доберусь до нормальной настройки своих машин.
     
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    qemm в автоматическом режиме память освобождает только так.
    Всегда под рукой держу.
     
  15. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Ты мне напомнил о книги Тонкая настройка и оптимизация MS-DOS

    Правда по каким то причинам я не любил qemm.

    Кстати JEMM386 из freedos хуже/лучше ? :)
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я помню, что в те времена, ещё начиная с P1, у меня была разведена загрузка на EMM386 и QEMM отдельно. Точно были игры, которые не переваривали EMM386 (или мою "правильную" настройку этого менеджера), не скажу сейчас какие. А с QEMM проблем почти не было. Ну я держал оба варианта загрузки через config, на всякий случай.

    Сегодня единственное, что удерживало меня на EMM386 - это программа SoftMPU. Но последние версии уже умеют работать и с QEMM. Автором планируется также поддержка JEMM (если уже не добавлена). JEMM лично я никогда не использовал.
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Поведайте, кто знает, вот эта карта работает в DOS или нет? Видно, что на коробке и дискете написано только про Win95, да ещё и PnP. Но при этом поддерживает Intelligent Mode вроде бы. Ранее я её встречал на таобао, голую, без кабеля и причиндалов. Гадаю до сих пор про DOS. Интересно.
     
  18. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    У меня она есть, работает под DOS через драйвер. Без причиндал не советую покупать, там хитрый переходник. (Хотя наверно где-то есть схема оаспиновки)
     
    LANRUS нравится это.
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я вообще не собираюсь покупать mpu-401, ни в какой комплектации. Меня устраивает SoftMPU. Просто спортивный интерес. А какие ресурсы доступны этой плате в дос и в вынь? Работают ли в досе оба канала, или только один? Потребляет ли досовский инит значительное количество основной памяти резидентно, или после инициализации минимизирует свой аппетит? Есть ли проблемы с IRQ9 (конфликт с ACPI)?
     
  20. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    К сожалению я сейчас не отвечу на твои вопросы, по причине переделки основной платы p2b :/ Надо будет ждать.
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    У кого-нибудь есть в наличии Ensoniq Soundscape VIVO или VIVO90?
    Недорогая карта этого семейства, выглядит вот так:
    30a8b059434e0f417268f63a204ba30d.jpg

    У меня при тестах вылезло совершенно непонятное:
    Любым midi плеером под дос (gsplay, megamid, playmid, и в т.ч. px) - глотает и обрывает ноты, такое впечатление, что полифония 4-7 каналов, не больше.
    При этом эти же миди в самих играх - нормально играются без изъян.

    ---------- Сообщение добавлено в 01:59 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 01:53 ----------

    UPD: один и тот же .xmi через px играется с потерями, а через xmiplay (miles sound system v1.02) - нормально!

    ---------- Сообщение добавлено в 02:02 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 01:59 ----------

    UPD2: На карту грешить странно - у меня таких две, обе ведут себя идентично.
     
  22. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    easy_john, У меня есть нечто иное на похожих чипах Ensoniq. Но мало времени счас на возню с досом. Но если кинешь готовый архив с примерами и плеером, на котором проверять - наверное на выходных попробую.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление