1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Насколько дурные?
    К примеру на пс-1 она стоит чуть более 300р
    http://pc-1.ru/i_shop/multimedia/sound/A032655
    и этого списка я бы выбирал из последних двух.
     
  4. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Меня берут сомнения, что там есть 2760. Если и есть 1 шт и надо смотреть состояние.
    Можно на самом деле теперь забыть о нормальной звуковой карте , можно сказать даром :)

    P.S. Ну как я и думал, нет ее у них :)
     
    Последнее редактирование: 13 апр 2015
  5. DenGHz

    DenGHz

    Регистрация:
    12 апр 2015
    Сообщения:
    11
    Jccwu, В 4 раза дороже AWE64.
     
  6. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
  7. DenGHz

    DenGHz

    Регистрация:
    12 апр 2015
    Сообщения:
    11
    tuliss, Я не живу в России. Нашел еще вариант за недорого: AWE64 CT4500. Что скажете?
     
  8. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    странно, а говорили что у них их несколько сотен.
     
  9. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Проснулись, их уже давно скупили :D
    Мой совет если надо, то можно прикупить в запас вуду2 :) Вуду от даймонда там уже нет.
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Какая задача? Звук в дос играх?
    Споры не утихают до сих пор, но в целом, awe32 и awe64 дают наибольшую совместимость:
    - дак: поддержка стандартов sb, sb pro (с некоторыми редкими исключениями), sb16
    - музыка: есть fm (opl3), там есть wavetable gm (через драйвер) и там есть свой wavetable emu8000 (под который даже есть пару десятков игр).

    Разница между awe32 (проще расширить память, есть порт для дочки и т.п) и awe64 для вас скорее всего не существенна. Рекомендую взять.
     
    nop и DenGHz нравится это.
  11. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Вот, кстати, что обидно, большинство игр, нативно поддерживающих AWE32/64, как я припоминаю, рассчитаны на 512 килобайт встроенной памяти и дополнительная им нафиг надо :) А аналоговая часть у многих AWE32 - пичаль-пичаль.
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А зачем больше? Все равно игр с целыми банками не было - накладно в разработке и дистрибуции. Даже под гуся игры с патчами подгружали 3-5 своих, остальное использовали из стандартного набора.

    А можно подробностей?
    Я печали-печали не заметил: вот, ct2760. У моей ct3990 чуть хуже, но еще вполне адекватно.
     
  13. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Что ты имеешь ввиду? Были игры с полными sf2 банками на 512 и на 2мб, но там, где банки были большие, это как правило просто для GM/GS, а для GM/GS есть варианты поинтереснее.
    > А можно подробностей?
    у меня была длинная CT39XX(сейчас не вспомню), S/N хуже всего(навскидку меньше 60), что стояло до нее (ESS, Crystal) и после нее. Хуже чем у SB Vibra намного. Но у вибры, которую слушал, был банально плохой цап, на слух не 16 битов.
     
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    У кого был банк на 2 мб?

    Вполне могла быть какая-нить sb32 (то же длинная и с симами), у которой вибра в качестве дака.
     
  15. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Не могла. Аналоговый шум от нехватки битов я и тогда отличить мог. Равно как и AWE32 от SB32 :)
    Сходу вспоминается только FF7

    ---------- Сообщение добавлено в 19:41 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:37 ----------

    О, и Eradicator, в нем точно саундфонт не для музыки был, но я почему-то считал, что только 512.
    erad2meg.sf2
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    FF7 видел, но не на awe, второе вообще не видел.
     
  17. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    nop, вот поэтому-то я решил не мучиться с тасованием и рокировками в поисках самых малошумящих карт, а почти целиком сделал звук в DOS цифровым. Это являлось не самоцелью, а методом с наибольшей отдачей от качества сигнала. От большинства аналоговых трактов на ISA плакать хочется. И дело здесь не столько в отношении S/N, сколько в том, что на аналоговой части плат шум очень неровный и с какими-то переменными искажениями, доходящими порой до откровенного гудения. Ведь там никто не задавался целью сделать по-настоящему качественные выходные каскады. А с вариантом S/PDIF можно загонять сигнал в ресивер совершенно любого уровня.

    ---------- Сообщение добавлено в 21:02 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:00 ----------

    zx-c64, не показывай такие "весёлые картинки" :). Ещё немного, и ты пробудишь во мне дух старого барахольщика. Уже захотелось взять про запас к своей CT3900.
     
  19. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Нету их там НЕТУ! Зачем они его переодически выкидывают хз.
    Если погуглить телефон, то можно понять что он от 1pc.

    P.S. Я попробую ради прикола еще раз позвонить,результаты скажу.
     
    Последнее редактирование: 14 апр 2015
  20. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Eradicator - отличный шутан, где периодически нужно включать мозг (наверное, потому и плохо продался), банки там используются для проигрывания звуков, которые туда поместились, с "3D эффектами" (фильтр, реверб итд). Тогда очень впечатляло.
     
  21. DenGHz

    DenGHz

    Регистрация:
    12 апр 2015
    Сообщения:
    11
    Приехала AWE64. Скачал с сайта креатива дрова под DOS. Поставил и ох.. удивился. Инсталлер напихал кучу всякого хлама в autoexec.bat и config.sys. Подружается вагон и маленькая тележка каких-то утилит. Короче, поотключал все. Оставил только SET SOUND, SET BLASTER и SET MIDI. Звук есть, все, вроде как, работает. Вопрос: для полноценной работы карты в играх, этих строк достаточно?

    P.S. Фото в корпусе: http://upyourpic.org/images/201405/ekopqq1qiv.jpg
     
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ты бы хоть скопипастил, что там запускается. А то как гадать?

    Могу сказать про свой вариант:
    config.sys
    1)Сначала идет pnp менеджер, вроде CTCP или как-то так. Без нее pnp карты в досе не детектятся.
    2) DEVICE=C:\SB16\DRV\CSP.SYS /UNIT=0 /BLASTER=A:220 - драйвер кодека. можно уточнить у гугла, но если я правильно помню у меня некоторые игры без него шли без звука, типа дума.
    autoexec.bat
    1) переменные среды
    SET MIDI=SYNTH:1 MAP:E MODE:0
    SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 E620 T6
    2) C:\SB16\DIAGNOSE /S - диагностика. ругается, если по переменным среды карта не обнаружена. не резидент.
    3) C:\SB16\AWEUTIL /S - настройка параметров awe (reverb/chorus). не резидент.
    4) C:\SB16\MIXERSET /P /Q - восстановление уровней микшера. не резидент.


    UPD:
    1) DEVICE=C:\[Path]\DRV\CTSB16.SYS /UNIT=0 /BLASTER=A:220 I:5 D:1 H:5
    DEVICE=C:\[Path]\DRV\CTMMSYS.SYS
    - the low level drivers providing Wave playback and recording for Creative's DOS applications. They are only
    required by: a) Creative DOS utilities b) DOS Utilities QSDEMO.EXE and QSALIGN.EXE for SBAWE32 and SB16
    with Advanced Signal Processor. c) c. Third-party DOS applications developed according to Creative's
    Sound Blaster Developer Kit 2nd Edition.

    2) DEVICE=C:\SB16\DRV\CSP.SYS /UNIT=0 /BLASTER=A:220
    - resource manager for the Advanced Signal Processor. You will need this driver for your DOS and Windows applications. Without it, your audio card will not be able to support the hardware audio compression and other additional software.

    PS хотя я помню, что сам в досовые времени эти строчки ремил и в 99% игр у меня все работало. Разремливать приходилось очень редко.
     
    Последнее редактирование: 15 апр 2015
    DenGHz нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление