1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Если под I/O Range подразумевается 388h, то это не так, в противном случае была бы проблема на SB 1.0/1.5/2.0, где одновременно установлен как Adlib-синтез (YM3812), так и CMS (Philips SAA1099P). Скоро должны прийти эти чипы, тогда буду знать точно.
     
  4. John Freeman

    John Freeman

    Регистрация:
    13 май 2004
    Сообщения:
    14.241
    Естественно, блин, он другой, равно как и FM на SB на другом висит,а adlib на него перенаправляется с 388(и то, как ты описал - не на него в случае старья). В отсальном то же должно быть, аналогично порт меняется в настройках кучи игр.
     
  5. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    И вот к какому вопросу пришел. Снова - что выбрать?)))
    P166MMX, 430VX, DOS 6.22+Win98

    Карты:
    1) Aztech Sound Galaxy NX Pro 16
    [​IMG]

    2) Protac AV202P3 - клон SB 1.0.
    [​IMG]

    3) SoundBlaster 16 Vibra

    Игры: конец 80-х до примерно 93 года.
    PS/ Что умеет SoundBlaster 16 Vibra и не умеет Aztech Sound Galaxy NX Pro 16 и наоборот? Цифра 16 меня наводит на мысль, что карты должны относится к примерно одному поколению.
     
  6. John Freeman

    John Freeman

    Регистрация:
    13 май 2004
    Сообщения:
    14.241
    SB 1.0 ни в каком виде очевидно не нужен. SG Pro имеет SCSI и всё толку....
     
    Vardok нравится это.
  7. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Значит Протак уходит. Остается выбрать между SoundBlaster 16 Vibra и Sound Galaxy NX Pro 16. Чем они отличаются-то?

    ---------- Сообщение добавлено в 18:04 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:04 ----------

    Недопонял..
     
  8. John Freeman

    John Freeman

    Регистрация:
    13 май 2004
    Сообщения:
    14.241
    А ты что, слепой? Чего ещё то - SCSI на нём, а не только IDE(контроллеры если не понял), а на вибре и IDE нету наверное. В общем нафиг не надо, только гемор с отключением может быть если адреса пересекутся.
     
  9. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Э, братиш, ты че грубишь?.
    Т.е. никаких преимуществ SG перед Виброй не имеет? Кроме SCSI и IDE, которые мне нафиг не нужны. А по звуку как? Кто нибудь с SG дело имел? Как она в Досе? В играх выбирается как СаундБластер16?
     
  10. John Freeman

    John Freeman

    Регистрация:
    13 май 2004
    Сообщения:
    14.241
    А по звуку сам и слушай логично. Правда 16 бит звук сомнительное преимущество вообще на деле в 95% игр, а FM к битности DAC не относится.
     
    Vardok нравится это.
  11. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Я бы проверил обе карты. Если такой возможности нет, взял бы Aztech - она имеет некоторую ценность из-за наличия такого редкого функционала как эмуляция Covox/DSS. Vibra, с другой стороны, вполне может иметь более чистый звук, но тут как повезет, т.к. разных вариантов Vibra было навалом.

    Кроме того, на Aztech я вижу DB-коннектор, а на Vibra его может и не быть в зависимости от модели. На моей CT4180 его нет.

    Что касается Protac, его место в каком-нибудь 286, а не в системнике на базе Pentium.
     
    Последнее редактирование: 17 июн 2013
    Vardok нравится это.
  12. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    16-битный звук в досе на ацтеке будет только в играх с поддержкой WSS, и то не во всех. Vibra в этом смысле более совместима. Хотя для игр до 93го года включительно 16-битный звук не нужен.
    ...
    В качестве прикола - вроде в кармагедоне видел нативную поддержку ацтека, если ничего не путаю.
     
    Vardok и Geryon нравится это.
  13. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Alfy прав, я как-то и забыл о том, что с Aztech будет максимум SB Pro. Ну и WSS, конечно, но WSS поддерживается ограниченным количеством игр.

    Насчет Carmageddon он тоже прав:

    dc8376e32ec51b6311686d76aed80343.jpg

    Видим широко известную в узких кругах setup-утилиту Human Machine Interfaces Sound Operating System с поддержкой SG NX Pro 16! alfy, ну у тебя и память, я свирепо завидую.

    Однако нативной эта поддержка не является. На самом деле это просто отдельная строка в меню утилиты, а работать будет все равно эмуляция SB, в чем несложно убедиться, запустив утилиту в Dosbox и протестировав карту нажатием кнопки "Test". Подобными вещами также баловались и разработчики Miles Sound System:

    3201b70b6506d73b128af447119d5db3.jpg

    Вроде бы есть отдельный пункт для выбора DB50XG, но в файле со списком драйверов видим следующее:

    Код:
    [mpu401.mdi]
    
    ;
    ;Never selected by default
    ;
    ;Default I/O parms from driver
    ;
    
    .NAME
    Yamaha WaveForce(TM) DB50-XG General MIDI
    
    Т.е. для DB50XG используется все равно стандартный драйвер mpu401.mdi.

    P.S.: c помощью сетапа от KKND можно убедиться, что SG NX Pro 16 в режиме эмуляции SB поддерживает только моно-звук, т.е. даже не SB Pro. Поэтому для Pentium-системы, как ни печально, целесообразнее взять Vibra 16, если только не планируется использовать дочерние карты.
     
    Последнее редактирование: 17 июн 2013
    Goblinit, alfy и Vardok нравится это.
  14. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    LANRUS, возможно, будет интересно узнать, что 5-я версия MSS поддерживает Guillemot Maxi Sound 64 напрямую.

    9316cf700ca700c2204628e524338a27.jpg

    Причем это не просто строчки в меню, имеются отдельные драйвера: digmaxi.dig и mdimaxi.mdi. Остается лишь скачать 5-ю версию MSS с VOGONS и скинуть в нужную папку любимой игры (при условии, что та использует MSS 3.0 и выше). Глядишь, и появится 16-битный звук.

    Хотя в случае PCM это скорее для галочки, т.к. MSS 3.0 и выше поддерживают Windows Sound System, а там тоже 16 бит. Но надо сказать, что в моем Pentium-3 WSS вообще не работает, хотя я пробовал и Yamaha OPL3SA, и Terratec EWS64XL, и Orchid SW32, и самую настоящую Microsoft WSS.

    Что до MIDI, драйвер (mdimaxi.mdi) отдельный, но в dosbox инициализируется (digital driver не только не инициализируется, но и показывает в настройках странные прерывания, отличные от принятых к использованию как SB, так и WSS). Только практика может показать, будут ли отличия при выборе mdimaxi.mdi вместо mpu401.mdi.
     
    Последнее редактирование: 18 июн 2013
    Vardok и Goblinit нравится это.
  15. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Спасибо за развернутые ответы. Так и поступлю. Особенно после того, как выяснилось, что все равно эмуляция SB. Уж лучше тогда пусть сам SB в системе и стоит.
    Теперь вопрос насчет Вибры, у меня Value версия. Она чем-нибудь серьезным отличается от не-Value в "играбельном" плане?
     
  16. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Вопрос некорректно поставлен. Различных Vibra была чертова туча, поэтому непонятно, что с чем сравнивать. Нужен номер модели, или фото, или все вместе.
     
    Vardok нравится это.
  17. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Geryon, блин, до системника не добраться - завален железо-хламом. Он десктопный у меня, поэтому служит еще и полкой для железок.
    Вообще, конечно, чем ближе к сборке финальных конфигураций, тем больше вопросов появилось. Буду благодарен за поправки и ответы:
    1) Какая последняя (ну или из последних) игра использовала для музыки волновой синтез. Самому на вскидку приходит лишь WarCraft2 и Дюк. Вопрос для меня (возможно не только для меня) актуален, т.к. исходя из ответов будет собираться машина с соответствующим процом и по максимуму "фаршироваться" звуковухами.
    2) Учитывая ответ на предыдущий вопрос, заранее возникает еще один - Есть ли резон вешать DB50XG на Vortex2, или стоит его оставить на АВЕ32?
    3) Что за чип и что он умеет вот на этой плате?:
    http://www.pc-1.ru/i_shop/multimedia/sound/A032766

    В голове каша. Может не все еще вспомнил)))
     
  18. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.244
    Vardok, "волновой синтез" - это wavetable synthesis с кастомными банками инструментов?
     
  19. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Ну эта та штука, из-за которой миди музыка в играх звучала совершенно по разному на разных картах.
     
  20. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Vardok нравится это.
  21. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.244
    На разных картах она могла звучать совершенно по-разному, если гнать midi-команды в абстрактный GM-девайс и не париться о том, как там этот синтезатор работает.
     
  22. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Такие игры выходили и в 1999 году, но все-таки эра MIDI-саундтреков в мейнстримных играх подошла к концу где-то в 1997. Можешь порыться на MobyGames.

    Лично я помню отличные wavetable-саундтреки позднего периода:

    - Magic Carpet 2: Netherworlds (1996)
    - Heroes of Might and Magic II (1996)
    - Time Commando (1996)

    ---------- Сообщение добавлено в 23:29 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:09 ----------

    Взаправду каша в голове! А John Freeman, если б видел это, в ярости разорвал бы сам себя напополам, как Румпельштильцхен.

    Wavetable synthesis - это метод синтеза звука, к играм не имеющий отношения. Путаницу создали маркетологи 90-х, обзывая AWE32 и Ultrasound wavetable-картами, хотя в действительности карты используют sample-based synthesis.

    Но даже если оставить в покое путаницу с терминологией, sample-based synthesis не является причиной, по которой все карты звучат по-разному. Они звучат по-разному, т.к. по-разному воспроизводится звучание инструментов GM-набора. YM3812 и YMF262 используют для этого FM-синтез, Roland MT-32 и иже с ним - Linear arithmetic синтез, а более поздние карты перешли к sample-based синтезу. За счет различных наборов сэмплов (от 512 Кб в какой-нибудь Orchid SoundWave32 до монструозных 32 Мб в Miditemp DoX-1) sample-based карты тоже звучат по-разному, но разве метод синтеза тому виной?
     
    Последнее редактирование: 18 июн 2013
    Vardok и Goblinit нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление