1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. sonicpro

    sonicpro

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    102
    Ну у меня пока ресивера нет, так что покупка AV310 у меня пока откладывается.

    Возник вопрос по поводу уровней сигнала на цифровом выходе AV310 и цифровом входе ресивера. На выходе вроде бы TTL уровень 5V? А в аудиоаппаратуре вроде бы должен использоваться "настояший" SPDIF с уровнями сигнала менее вольта? Получается, что в брекете от материнской платы есть активный компонент, который согласовавает уровни сигналов?
     
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А она что, кушать просит? Пусть себе лежит, места займёт с ноготок. Когда действительно понадобится, по закону подлости полгода в продаже не найдётся. И так бывает. Иные пачками покупают неизвестно для чего, дом захламлять, и не парятся. А раз она может понадобиться - надо брать, пока есть. Стоит она дёшево.

    Уровень сигнала у AV310 5V. В аудиоаппаратуре (сигнал коаксиального кабеля) допустимо 0,5-1V. В материнских платах уровень TTL 2-3V. SPDIF брекеты гасят его практически до нуля (~0,3V), но ресиверы отлично принимают сигнал. Так что любой брекет для AV310 сойдёт, на выходе будет не больше 0,6-0,7V, а то и меньше. Абсолютно допустимый уровень. С входом SPDIF, как я уже сказал, сложнее. Он у AV310 несколько капризен. Но укротить можно.
     
  5. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    нет ли новой информации об апгрейде до cms sb2.0? если у меня чип интерфейса 1336a, то борода, да?
     
  6. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Все зависит от версии DSP. Тема тут
     
  7. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    Там написано со ссылкой на первоисточник что имеет значение только чип интерфейса
     
  8. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    >прошивка для GAL-чипов корректно работает только с DSP 2.01 (то есть дело не в ревизии карты, как считалось ранее).

    Что тут непонятно ?
     
  9. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    Вот ты упорный, это не так и известно это уже давно
    After further testing, it has been determined that that the DSP version does not matter, the CT1336 version does.
     
  10. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Под конец темы на вогонах все же решили, что виноват CT1336A, так как была найдена CT1336A с DS2.02. Но меня терзают смутные сомнения, так как это одна карта карта.
    С другой стороны, все фото что я видел с DSP2.02 имеют только CT1336A, и то, что есть у меня.
    У меня сейчас на руках 5 карт ct1350B. Две из них CT1336A с DSP 2.02 и OPL часть не работает с CMS
     
  11. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Я вот, что заметил.
    Скачал я версию Wolf3d от апогея и - та да ! все работает. По крайне мере на CT1740, но есть одно но !
    Надо запустить sbselect и выбрать нужную карту. Если выбрать стандарт SB, а не SB PRO, то искажения остаются.
    Чуть позже буду играться еще, так как становится интересно.
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    sbselect - прога из конкретной сборки wolf3d? с другими играми работает?
     
  13. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Да я увидел ее в этой сборке, есть ли в других не проверял.(ну кроме того,гдеее нет ;) )
    Вообще она тупо прописывает SET BLASTER. Сомнительно, что она выполняет еще что-то кроме как теста.
    Руки дойдут, буду дальше мучить wolf3d на разных картах и разные издания.
    Сейчас я занят созданием образов оригинальных драйверов от Creative, весь день почти убил.

    P.S. Да, стандартные драйвера я не ставил :)
     
    Последнее редактирование: 9 июл 2015
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Интересная мысль. Мне не приходило в голову установить T4 с картой SB16. Если это решает проблему совместимости, то можно просто прописать это в autoexec.bat, и всего делов. Менять на T6 вовсе не обязательно, игры, знающие SB16, в любом случае правильно её определят и будут использовать HighDMA.

    Можно сделать так:
    SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 [E620] T6
    --- строки инициализации ---
    SET BLASTER=A220 I5 D1 T4

    Да, и свет клином не сошёлся на Wolf3D. Ещё одна весьма капризная к SB16 игра - Mortal Kombat 1.
     
  15. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Ну я позже отпишу, что и как. MK1 попробую, как соберу нормально Pentium. Сейчас нормально рабочая это 80286 :)
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    И ещё вот что, при таком способе
    инициализатор creative может искать все строки SET BLASTER в файле autoexec.bat и делать какую-нибудь бяку со строкой T4. Или стереть, или переправить на T6, или заремить может. Поэтому в таком случае надо прибегнуть к какой-нибудь хитрости, попробовать переходы внутри файла GOTO, или вызов другого командного файла в процессе выполнения autoexec. Допустим, так:

    goto b

    :a
    SET BLASTER=A220 I5 D1 T4
    goto c

    :b
    SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 [E620] T6
    --- строки инициализации ---
    goto a

    :c
    nc/dn etc

    Это часто "запутывает" досовский инит и срабатывает. У меня этот способ сработал, когда инициализатор AWE64 менял SET BLASTER на "свой" и стирал прописанный вручную.
     
  17. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.128
    С МК1 чуть "попроще", на сайте есть версия с последними обновлениями и доработкой под SB16. Правда проверить её на железе я опоздал, в dosbox ведет себя прилично.
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Да об этом известно, но ведь речь не о том. Если бы ВСЕ игры под SB/SBpro имели такие аддоны под SB16, то и говорить было бы не о чем. Надо тестировать MK1 без аддона, именно для примера и показательного результата.
     
    Tigoro нравится это.
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    spdiff имеет смысл использовать только ради одного - избавится от шумов аналоговой части звуковой карты.
    Если шумы не напрягают, то возиться с spdif толку нет. Да, можно завести на live или любую другую карту с spdif-in. Но зачем?
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Уже много раз было разжёвано, что в среде DOS нельзя! DOS-драйвер Live не реализует SPDIF.
    И это уже было разжёвано.
     
    tuliss нравится это.
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Aztech SoundGalaxy Nova 16 Extra (?)
    akawai.spb.ru_photo_d_125992_2_ISA_Aztech_SoundGalaxy_Nova_16_Extra_f.JPG .

    Aztech SoundGalaxy Pro 16 AB (?)
    akawai.spb.ru_photo_d_126006_2_ISA_Aztech_SoundGalaxy_Pro_16_AB_f.JPG .

    Aztech SoundGalaxy Pro 16 IIB-3D
    akawai.spb.ru_photo_d_126020_2_ISA_Aztech_SoundGalaxy_Pro_16_IIB_3D_f.JPG .

    Aztech SoundGalaxy Washington 16
    akawai.spb.ru_photo_d_126034_2_ISA_Aztech_SoundGalaxy_Washington_16_f.JPG .

    Creative SoundBlaster 16 CT2900
    akawai.spb.ru_photo_d_126048_2_ISA_Creative_SoundBlaster_16_CT2900_f.JPG .

    Creative SoundBlaster 16 CT2950
    akawai.spb.ru_photo_d_126062_2_ISA_Creative_SoundBlaster_16_CT2950_f.JPG .

    Creative SoundBlaster 32 CT3930
    akawai.spb.ru_photo_d_126076_2_ISA_Creative_SoundBlaster_32_CT3930_f.JPG .

    Драйвера под aztech - ищу.
     
  22. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Я ведь в своё время даже в первый пост просил вынести. там и висят щас.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление