1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Зачем "запутывать" инит? Не проще для конкретной проблемной игры сделать батник вида:
    Код:
    SET BLASTER=A2x0 Ix Dx Hx Pxxx Ty
    game.exe
    SET BLASTER=A2x0 Ix Dx Hx Pxxx Tx
    
    Например, Hocus Pocus не дружит со строкой AWExx - не нравится часть про E620, игра просто не запускается, можете убедиться сами.
    У меня пожизненно в папке с игрой такой батник:
    Код:
    SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 T6
    hocus.exe
    SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 E620 T6
    
     
    Bato-San нравится это.
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @aleksej, тоже вариант. Но я обнаружил, что к переменной SET BLASTER "прислушиваются" только относительно старые игры, до 1993-1994 года, до выхода SB16. Игры, которые "знают" SB16 и EMU8k, вообще индифферентны к SET BLASTER. Поэтому я уже в autoexec.bat устанавливаю SET BLASTER=A220 I7(5) D1 T4, и работает всё без батников. По моему мнению, лучше один раз запутать инит, чем забивать себе мозг лишними командными файлами.

    Вообще, строка SET BLASTER=A2x0 Ix Dx Hx Pxxx T6 абсолютно на фиг не нужна. "Новые" DOS-игры работают с SB16 и без неё, а на "старые" она только смуту наводит.
     
  5. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @LANRUS, у меня на случай ручных, т. е., нужных мне переинициализаций карт "на лету" без ребута и для SB/AWExx и для GUS, благо обе серии карт это позволяют проделывать с собой без проблем, в корне C лежат заготовленные батники sbinit.bat и gusinit.bat, включающие в себя все относящиеся к своим картам строки из autoexec.bat - и переменные и вызовы екзешников. Сделай такие же и вызывай их дополнительно в конце autoexec.bat по call, и пусть себе инишники правят autoexec.bat как хотят, тоже вариант запутывания.
     
  6. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Не совсем верно. Старые игры начинают нормально играть, яркий пример wolf3d
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    У меня есть глобальные эталонные конфиги для почти всех звуковых, что имеются в наличии, где все лишнее заремлено.
    ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/soft/_ONFIG.SYS
    ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/soft/_UTOEXEC.BAT
    Файлы названы с подчеркиванием, тк. встречаются такие кривые инсталяторы и сетапы, которые удаляют или изменяют _ВСЕ_ строки set blaster, даже заремленные, в аутоэкзеке.
     
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @tuliss, невнимательно прочитал. «Смуту наводит» именно параметр Т6. Поэтому у меня всегда в силе параметр Т4.
    @aleksej, это тоже отличный вариант, я упоминал о нём на прошлой странице. Просто в моём случае хватило перехода в аутоэкзеке, потому что мои иниты стирают только нижележащие строки, и оказалось достаточно просто перекинуть нужную строку вверх.
    --- добавлено 12 июл 2015, предыдущее сообщение размещено: 12 июл 2015 ---
    @tuliss, кстати говоря, хоть у меня SET BLASTER настроена и на SBpro, но ресурсами она указывает не на Creative SB16, а на клон SBpro. Я ни разу не пробовал на картах SB16/AWE после инициализации переправлять SET BLASTER на T4. Идея простая, но остроумная, мне ни разу не приходила в голову. Проверю с AWE32 и AWE64, в тех же Wolf и MK.
     
    tuliss нравится это.
  9. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    У меня с определенными параметрами, w3d начал думать, что у меня sound system стоит. Повторить пока не удалось. Сам я то же делаю опыты и тесты, но не так быстро как хотелось бы.
    Сейчас думаю пока собрать как раб машину socket7.
     
  10. BrainRipper

    BrainRipper

    Регистрация:
    1 ноя 2009
    Сообщения:
    9.261
    Кабелем?
     
  11. Y2k

    Y2k

    Регистрация:
    30 июн 2009
    Сообщения:
    1.757
    Спрошу у бывалых. Распределите пожалуйста по местам, что лучше: CS4236, ES688F, vibra16c - от 1 лучшее к нижнему худшее, очень нужно для решения третьего комплекта.
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Задачи то какие?
    Если дос игры то вибра, потом все остальное. Только у нее есть поддержка sb16, остальные это sb pro и местами wss.
     
    Bato-San нравится это.
  13. Y2k

    Y2k

    Регистрация:
    30 июн 2009
    Сообщения:
    1.757
    1. Задачи = игры
    2. Для WIN95, ну есть игры которые перегружаются в полный DOS (alone in the Dark 1 например)
    Если я правильно понял то лидер Vibra ?
     
  14. Ulysses

    Ulysses

    Регистрация:
    28 апр 2011
    Сообщения:
    1.490
    А послушать самому? Мне звук на ESS688 казался лучше, чем на Vibra, когда я ещё пользовался старым ПК.
     
  15. Y2k

    Y2k

    Регистрация:
    30 июн 2009
    Сообщения:
    1.757
    Ну что значит " самому послушать" ? Прям во всех играх самый ништяк? У меня установлен там CS4236 - железячный звук какой то , и не всегда понимает обычный General MIDI :) Везде определяется как SB :) Чему и кому верить!
     
  16. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.425
    Для игр у вибры больше возможностей будет, поддержка SB16 (она сама и есть упрощённая SB16).
    ESS для игр эквивалентна SB Pro II - предыдущей карте Creative.
    По качеству - от конкретного экземпляра карты на чипе ESS может зависеть. Бывают шумящие затычки, бывают карты, по качеству сопоставимые или лучше продукции Creative.
    Что такое SC4236 - не в курсе.
     
    Y2k нравится это.
  17. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    С точки зрения софта, dos-игры поддерживают некие стандарты кодеков и музыки (чем дальше, тем качественней).
    В этом смысле:
    - ess поддерживает кодек: SB, SB Pro2, и музыку: opl2 (adlib), opl3.
    - vibra поддерживает кодек: SB, SB Pro2 (на 95%), SB16 и музыку: opl2 (adlib), opl3.
    К сожалению, я не помню умеет ли эта старая ess кодек wss или нет. Даже если умеет, в голом досе количество игр с поддержкой SB16 больше, чем WSS.
    Что там с точки зрения шумов/звонов и прочих наводок - ни кто кроме тебя не скажет. Во первых таких карт на этих чипах сотни ревизий, все разного качества, во вторых - 20 лет прошло, может именно у тебя уже полудохлый экземпляр попался.
     
    Последнее редактирование: 26 июл 2015
    Y2k нравится это.
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Не SC, а CS. Это Crystal. Обладает одним из самых качественных ЦАПов среди звуковых чипсетов на ISA. Но помойное качество предусилителя и аналогового тракта в целом на конкретной плате способно убить всё. Плюс, как заметил только что easy_john, возраст.
     
    Y2k нравится это.
  19. Ulysses

    Ulysses

    Регистрация:
    28 апр 2011
    Сообщения:
    1.490
    Ага, у меня как раз вибра шумела, а на ESS звук был весьма чистым. Конечно, от конкретного экземпляра карты может зависеть. Именно из-за наличия или отсутствия поддержки стандарта SB16 я бы не стал сильно переживать.
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Y2k, в качестве SB16 люто рекомендую найти CT2940. Разделяю мнение многих, что этот SB16 звучит чище всех остальных SB16. Но если диапазон игр в основном простирается до поддержки SB16, то лучше ESS с качественным LineOut выходом. Если бы ESS была автомобилем, я бы сказал про неё "непотопляемый внедорожник", или что-нибудь в этом роде. Отлично себя чувствует, кажется, в любых играх. Преимущество SB16 часто даже самими авторами игр не использовалось, несмотря на поддержку в списке звуковых устройств. И в таких случаях разницу в звучании сэмплов между SB/ESS/CS и SB16 не улышать.
    --- добавлено 26 июл 2015, предыдущее сообщение размещено: 26 июл 2015 ---
    А вот яркий пример обратного - Mortal Kombat 3! Запустите на ESS/CS и на SB16 - сразу поймёте.
     
    Y2k нравится это.
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я бы стал, субьективная разница по качеству звуковых эффектов между sb pro и sb16 значительная.
     
  22. Y2k

    Y2k

    Регистрация:
    30 июн 2009
    Сообщения:
    1.757
    Проверил всё что можно и удивился. Во первых SB Vibra (CT2960) вообще отказалась выдавать музыкальное сопровождение в DOS играх. То бишь на автонастройках играла, а в ручную ( взять например Dn3D, Blood там выбирается звуковая карта и порт, для музыкального сопровождения - всё перепробовал - не хочет, попробую ещё поколдовать). ESS688 выдал звук лучше чем CS4236.
     
    Последнее редактирование: 1 авг 2015
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление