1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Она инициализирована? Без инита она может и не играть. Или микшер по дефолту в нулях весь.

    Лучше по каким критериям? И кто такой CS4236 уже наконец! ;)
     
  4. Y2k

    Y2k

    Регистрация:
    30 июн 2009
    Сообщения:
    1.757
    @easy_john, SB Vibra нашлась сама, дрова поставила ОС - всё выкручено, я же говорю звук есть, музыки нет :)
    CS это Crystal Sound CX4235-xq3 - драйвера ставятся от 4236 - отсюда и напечатал.
    Критерии : запуск DOS игр и прослушивание midi-треков - хм мало?!

    p.s. внезапно была схожая тема
     
  5. kurtkurt222 Консольщик и компьютерщик

    kurtkurt222

    Регистрация:
    12 авг 2007
    Сообщения:
    2.085
    Вопрос - можно ли в систему поставить больше одной ISA звуковой карты? Хочется занять слоты, но нечем. Использовать буду на Пентиуме 1 на Вин95 системе, осталось 2 слота ISA.
     
  6. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @kurtkurt222, я сейчас дар речи потерял. Оказывается, кто-то из ретроманьяков ещё задумывается над азбучными вопросами, как над чем-то, что ещё требует непознанного решения. Ну конечно можно! Нужно, я бы сказал это за многих. Но другим многим хватает и одной, потому что им по барабану, какая игра на какой карте как звучит, "лишь бы играло из колонок."
    --- добавлено 8 авг 2015, предыдущее сообщение размещено: 8 авг 2015 ---
    А если пролистать эту тему назад, то много здесь сказано о совместной настройке нескольких карт. Правда, откапывать долго в 92 страницах среди не несущих информационной нагрузки сообщений, например, как это моё.
     
  7. kurtkurt222 Консольщик и компьютерщик

    kurtkurt222

    Регистрация:
    12 авг 2007
    Сообщения:
    2.085
    @LANRUS, а они не будут конфликтовать?
    Например у меня стоит SB AWE32, хочу докупить ещё SB32 и Vibra 16. Откуда комп знает, какую карту грузить в ДОС-играх?
     
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вот здесь затрудняюсь сказать. Вероятнее всего будут. Можно поставить сколь угодно карт ОТ РАЗНЫХ БРЕНДОВ, или от одного бренда, но разных стандартов. Три SB16 - с какой целью? Почти наверняка они будут конфликтовать. Хотя можно начать с двух, попробовать. Опять же, зачем? Стандарт один и тот же. Другое дело, многие ставят Бластер, Гусь (стандартное сочетание), многие ещё что-то до кучи, в случае желания. В том числе я.
    --- добавлено 8 авг 2015, предыдущее сообщение размещено: 8 авг 2015 ---
    Неизвестно, как поведёт себя инициализатор на три Криватива. Он либо разведёт ресурсы без конфликтов, либо сообщит об ошибке. Я не задавался этим вопросом и не проверял. На мой взгляд, в системе достаточно одного SB Pro, одного SB16 и т.д.
     
    kurtkurt222 нравится это.
  9. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    вместо нескольких звуковых лучше поставь одну AWE32 и купи на нее дочку. У тебя будет возможность выбирать из 3-х! миди звучаний. 1 - стандартный SB16, AWE32, и General midi.
    А несколько звуковых если это не гусь, баловство и глупости. Причем совершенно ненужные.
     
    kurtkurt222 нравится это.
  10. Ulysses

    Ulysses

    Регистрация:
    28 апр 2011
    Сообщения:
    1.490
    По крайней мере в теории проблем быть не должно, если настройть джамперы на разные значения, чтобы не было конфликтов. В большинстве игр настройки можно задать вручную. Практического смысла в этом ноль, действительно, так как названные карты хуже Awe 32.
     
    kurtkurt222 нравится это.
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Проблем не будет, если утилита diagnose.exe допускает конфигурирование более чем одной карты. Смысла в этом действительно ноль, из бластеров просто нужно выбрать лучший, и всё.

    Если очень интересен этот вопрос, могу выложить свой обзор, основная тема которого другая, но в нём также описывается конфигурирование 4 звуковых карт ISA. Я уже давно собирался это сделать. Это в разделе Авторская колонка, или как его там?
     
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @LANRUS, смысл такой, что можно подключить кучу колонок, написать некий суперсофт, который будет реализовывать "звуковую сферу" и... наслаждаться. Наверное.

    Или писать некий звук с разных точек одновременно. Или... ну по фантазии.
     
  13. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Иногда, но бывает так, что в играх старых есть определенные проблемы. Поэтому, я в некоторых ставлю по две карты. Одна до SB16, другая после SB16.
    Пример SB pro и sb16 или SB pro и sb awe32.
     
  14. Ulysses

    Ulysses

    Регистрация:
    28 апр 2011
    Сообщения:
    1.490
    @Bato-San, это на саунд бластере что ли? Ну-ну.
     
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну это нисколько не противоречит сказанному мной:
    Кстати, ты утверждал, что с параметром T4 на карте SB16 всё ОК в старых играх под SBpro. Так что в итоге, судя по "бывает так, что в играх старых есть определенные проблемы" всё-таки проблемы эти остались? Я это у себя не проверял, времени не хватает. И вообще, эта тема муссировалась здесь очень долго и горячо, и я был первый, кто выступал за присутствие карт обоих стандартов. @kurtkurt222 же предложил несколько SB16, что уже действительно вызывает недоумение. "Хочется занять слоты, но нечем" - странное желание само по себе.

    @Ulysses, это @Bato-San просто шутит так в своём репертуаре.
     
    Bato-San нравится это.
  16. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Пока я оставил для сравнения не более, так как есть игры которые я не очень хорошо помню как звучали.
    Если брать Wolf3d, то да от апогея сборка работает корректно.
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Извини, конечно, но "от дяди Феди сборки" невозможно надыбать для каждой желаемой sbpro-игры.
    Вот если после установки T4 хотя бы 90% sbpro-игр начинают играть без всяких "но" и без специальных сборок - это уже дело будет!
    Ладно, надо будет как-нибудь проверить это.
     
  18. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Я думаю этот косяк уже в то время выполз и его пофиксили. Я просил список игр для тестов, но все промолчали (ну кроме как MK).
     
    dizzydevil нравится это.
  19. Ulysses

    Ulysses

    Регистрация:
    28 апр 2011
    Сообщения:
    1.490
    Apogee всё-таки официальный издатель.
     
  20. Marcelieza

    Marcelieza

    Регистрация:
    17 авг 2015
    Сообщения:
    3
    Есть ли возможность запустить звук в дос игре на встроенной в материнку звуковой карте AC'97?
     
  21. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    По сути нет. Есть драйвера для старых реализаций AC97, но для современных не подойдет.
     
    Bato-San нравится это.
  22. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Через досбокс есть)
     
    Bato-San нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление