1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Вообщем всем спасибо за советы. Подружил SB32 PnP с MX300, просто в диспетчере устройств поотключал SB Pro Emulation и Game Port в MX300. Правда при загрузки винды 98 еще в загрузочном досовском экране пишет про какую то ошибку Vortex SB Pro Emulation, но на работу в самой винде и DOS встроенной в 98ю не влияет. Остановился именно SB32 PnP, а не на AWE64 Gold, по причине большего количества разъемов, что облегчило комутацию и сопряжение двух карт. Еще бы найти Yamaha DB50XG и повесить на MX300 но наверное не скоро ибо как то не гуд платить конскую цену по сути за отживший хлам, так как я продвинутый Creative X-Fi Titanium HD купил за 50$ в полном комплекте Так на фоне этого 50$ за DB50XG как то туповато))) Вот провтыкал вариант по адекват цене 900 рублей: http://kharkov.kha.olx.ua/obyavlenie/yamaha-db50xg-IDdiIaP.html
    и 1200 в паре с MX300: http://torgmusic.com.ua/sell-Yamaha-DB50XG--Aureal-Vortex2-PCI-6194.html
    --- добавлено 12 окт 2015, предыдущее сообщение размещено: 12 окт 2015 ---
    Предлагают еще такое Turtle Beach Project Studio за 3000 рублей, как в ней WT и вообще совместимость с DOS и поддержкой в играх, подскажите пожалуйста кто в курсе?
     
  4. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @dante1, зашибись у неё всё. Но зачем тебе ещё одна профессиональная звуковуха ? Для доса это бессмысленно. ХОчется извращений - купи гуся. Гусь и овечка - джентльменский набор.
     
  5. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    GUS имеется но классик без SB и PNP, а ISA разъем один. Был бы макс с PNP не было бы вопросов, а так если его вставлю то что куда вставить SB? А и да в этой черепахе есть совместимость с SB pro?
     
  6. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @dante1, гусь умеет программную эмуляцию SB. Хреново, но умеет. И чаще всего игры знают про него и обходятся только его возможностями.
    А что касается черепахи:
    Короче, если ты не музыкант и не звукорежиссёр и не коллекционер - она тебе рогом не упёрлась.

    Ну и что касается одного разъёма - не логичнее поискать мать хотя бы с парой таковых ? Дело в том, что туалатин то тебе как пятая нога скорее всего окажется - новые игры ты не будешь на сём монстре пускать, а большая часть старых только печально вздохнёт от лишних мегагерц.
     
    Последнее редактирование: 12 окт 2015
  7. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А уменьшить множителем не вариант? И voodoo 5500 как то уныло будет стоят с каким то PII 450 mHz:closedeyes:
    А тот же анриал под глайдом загружает ее на все 100%
    И так и не понял есть ли в черепахе SBpro совместимость. Мне хватит и одного, была бы в наличии DB50GX, возможно вообще не нужен был бы и один ISA, повесил бы на вортекс и все. А так ищу либо ее либо что то с хорошим вейтейблом отдельно вот и розсматриваю черепаху как вариант)
     
  8. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @dante1, в цитате написано про SB ? И тебе ничего не говорит, что она "Несовместима с другими моделями." ?
    Ну 1000 вполне можно добыть и не для туалатиновских мам с кучей айса. Можно переделать плату ASUS P3B-F.

    Как вариант - сделать райзер для айса, тут на форуме народ это делал уже.
     
  9. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А понял, значит как я понимаю под DOS в играх будет только MIDI музло, а звуков болт? Тогда не вариант.
    А если задействовать SBpro с MX300, а вейвтебл с черепахи, такой вариант возможен?
     
  10. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @dante1, под виндовс ты всё это задействуешь. Купи ямаху 719 с дочкой и успокойся. Или ограничься овечкой любой. Я ваще то не понимаю, зачем тебе WT именно под досом.
     
  11. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Ну, а как еще получать музыку WT в ДОС играх?
     
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    в виндовс 98. Как положено и как все и делают. Эта фишка задумана и работает именно так.
     
  13. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    а значит я могу без проблем подрубить свою SW1000XG?, она то точно в WT играет лучше всех выше упомянутого
     
  14. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @dante1, почему бы и нет ? Пробуй.
     
  15. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.595
    ЕМНИП, там хватит простенького FCPGA2 слокета и крайнего биоса. На этой материнке ничего паять не нужно, напряжение туалатинов она умела изначально.
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Это только если играть её эффектами "на лету". При окончании одного и пуске следующего миди-трека будет сброс, и она будет играть ровно так же, как и DB50XG.

    TB Pinnacle не использует DMA вовсе, а IRQ использует что-то в районе 10-11, не характерное для бластеров и гусей. Так что по ресурсам эта карта вполне вольётся третьей, без конфликтов. На эмуляцию SB у гусей лучше не смотреть изначально. Далее, режим SB в среде Win9X иногда умеют даже встройки AC97. Но коряво, ещё корявее, чем MX300.
     
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    умеют и отлично. Без криво.

    Корявость только под досом и то потому что часть встроек не полностью хардверно умеет SBPro.
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Bato-San, иногда звуки отсутствуют. Особенно в самых старых играх.
     
  19. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Так TB Pinnacle может только WT, СБпро там и не пахнет и нужно юзать его отдельно?
     
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @LANRUS, это по двум причинам и обе не имеют ко встройкам отношения. Первая, что некоторые игры жёстко сидят на 7 вместо используемой в винде 5. А вторая, разумеется драйвера. Но эта же ситуация имеет быть и с вполне реальными SBPro. Например некоторые стародавние досовские внки не могут получить адекватную версию дсп и оттого думают, что бластера нет в наличии.
     
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @dante1, да. Использование подобных карт-"придатков" оправданно только в том случае, когда нет дефицита ISA-слотов и хочется выпендриться.
    @Bato-San, первая причина существует, знаю, но я не её имел в виду: есть игрушки, отлично играющие на 5 прерывании, и молчащие на встройках/лайвах/вортексах/ямахах pci. А вот вторая - это уже целый лес индивидуальных граблей. И, хотя, как ты верно заметил, это может проявиться на любой карте, на ISA-картах это раз в сто реже бывает, факт. Ведь не на пустом же месте двойственное отношение у всех бывалых DOS-геймеров к "неиса" звуку в DOS-играх. Даже из сеанса WIN. Поэтому, @dante1, на мой взгляд, при наличии ISA в системе абсолютно нецелесообразно думать про Вортекс для DOS-игр. Это всё равно, что электричку тащить тепловозом, когда над головой контактный провод. Со временем подобрать WT на разъём - и счастье свершится даже в чистом DOS.
     
  22. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Только речь наверно все же о P2B-F. Вроде да, там ШИМ перепаивать не нада в отличие от P2B, чем я занимался.

    P.S. А нет,есть и ASUS P3B-F :) Ужас какой.
     
    Последнее редактирование: 13 окт 2015
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление