Совершенных вещей не бывает. Вспомните все ролевые игры, в которые вы играли. Нудная прокачка, серенький дизайн и простенькая графика (или ее полное отсутствие), странные звуки и незапоминающийся саундтрек…
…в конце декабря 1998 года команда разработчиков, состоявшая из бывших врачей, выпустила в свет Мессию жанра CRPG, его Альфу и Омегу. Этим проектом было сказано все. Не являясь CRPG по D&D в привычном понимании этого жанра, BG стал самым лучшим проектом по фэнтезийным сеттингам за всю историю CRPG.
Дело в том, что вы – обыкновенный паренек (а может, и девушка), который живет в тихом Кэндлкипе, обители знания и мудрости Побережья Меча, которое, в свою очередь, находится на западном берегу континента Фаерун, мира Забытых Королевств. За каждым словом в предыдущем предложении стоит целая история, многочисленные легенды и сказания. Мир D&D – по праву считается одним из наиболее проработанных и масштабных сеттингов. Разбирать саму суть вселенной в данном очерке мы не будем, но поверьте: происходящее на экране – капля в море героических подвигов безымянных героев D&D.
Собственно, перейдем к генерации персонажа. Нельзя сказать, что выбор классов поражает воображение – нет. В игре все в меру. Восемь профессий – ничего особенного, но такое же количество специализаций у магов... Став чародеем-специалистом, вы получите большой бонус к своим навыкам в профильной школе волшебства, но заметно ослабнете в других колдовских изысках. Пройти игру специализированным персонажем – это чрезвычайно сложно и в высшей степени почетно. Кроме того, вы можете стать бойцом, бардом, вором… Имеет ли смысл перечислять все классы? Я думаю – нет. Тем более, что перед выбором своего пути в мире BG вам предстоит решить вопрос, связанный с вашей расой и полом. Мужчины имеют какие-то преимущества перед женщинами только на бумаге – оба варианта имеют право на жизнь. А вот насчет расы придется долго раздумывать. Очевидно, что лучший боец – дварф, а вор – халфлинг, но не стоит выбирать кого-либо, кроме человека, на роль паладина. Этот класс вам будет попросту недоступен. Каждая раса обладает своими бонусами и пенальти, таким образом, тот же полурослик слабее и проворнее простого человека, который, в свою очередь, крепче эльфа. На мой взгляд, если вы не видите себя в роли паладина, то оптимальная раса для вас – полуэльф. Не обладая ощутимыми пенальти, он унаследовал человеческую мощь и эльфийскую невосприимчивость к некоторым пакостям вроде магии подавления разума. Даже если вы рискнете стать паладином, готовьтесь к тому, что плохих паладинов не бывает, бывают паладины павшие, что в BG означает – воин…
Кроме того, можно выбрать сразу несколько классов и создать так называемого мультиклассового персонажа. Очень сложно извлечь реальную выгоду от такого персонажа хотя бы потому, что опыт будет набираться неимоверно долго и вы можете банально не дожить до очередного уровня. Так что создать из своего бойца неплохого мага или вора вам не удастся. При неверном использовании навыков мультиперсонажа, вы очень скоро закончите игру, осознав, что управляете непонятно кем и непонятно зачем. Как вариант: можно взять воина и со временем (уровне эдак на пятом) задуалить его под мага. Опять же, не каждой расе доступен этот фокус, а суть его проста: останавливая в развитии предыдущий класс персонажа, вы фактически заставляете его прогрессировать в новом. Вариант для экспериментаторов. Если вам совершенно не нужно, чтобы в конце было мучительно больно – не рискуйте понапрасну.
Далее нам предстоит самое сложное – распределить бонусные очки по параметрам персонажа. В принципе, их не так много, все – стандартные – Сила, Мудрость, Ловкость и т.д., но в BG каждый из приведенных выше пунктов играет важную роль. Не имеет смысла вбухивать все очки в силу воина – первый же маг сможет наслать на него безумие и добить волшебной стрелой. Слишком умный маг хорош только до того момента, пока до него не добрались туповатые, но очень сильные враги, после чего ему приходится использовать природную (читай: заранее сгенерированную) ловкость, дабы увернуться от ударов супостатов. Что? Говорите, все очки вложили в интеллект и харизму? Чтож, это ваш выбор. В таком случае имеет смысл… Но не будем переходить к разбору наших многочисленных снадобий, магий и прочих вкусностей. Дело в том, что даже abilities нам не дадут спокойно распределить. Кнопочка «reroll» каждый раз выдает новые параметры, не факт, что через два-три часа тыканий в «рассчитать» вам не выдадут персонажа с характеристиками 18-18-18-16-16-16 – это идеал, который можно достичь, если вам не жалко ваш палец. И время. Если же учесть тот факт, что сгенерированный в начале Baldur's Gate персонаж вполне может стать тем героем, с которым вы пройдете всю сагу о детях Баала от начала и до самого конца, то экономить на времени и силах на данном этапе... не разумно, что ли.
...ну а так как нам персты дороги как память, мы сразу же бросаемся в бой, схватив первого попавшегося под руку персонажа. Суть в том, что наш приемный отец Горайон в последнее время чем-то обеспокоен. Дело даже не в тайне, которой окутана история с железом: вся руда, которую добывают в Нашкеле, через несколько часов становится непригодной для выплавки железа. И не в том, что отношения между южным государством Амн и великим городом Baldur’s Gate в последнее время накалились до такого состояния, что местное население роет окопы, дабы выжить в войне двух государств. Дело в том, что что-то пошло не так, Горайон хочет уберечь нас от невиданной опасности, которая приближается к Кэндлкипу. Сегодня же ночью мы уйдем из него, а пока…
…а пока нам предстоит выполнить пару тренировочных заданий из разряда «найди-принеси». Даже в таком спокойном месте, как Кэндлкип, в самом начале игры вас поджидают два наемных убийцы, которые призваны слегка продвинуть вас по сюжету и обучить простейшим навыкам ведения боя. Бой происходит в реал-тайме, но по сути он пошаговый, так как единицей времени в AD&D 2 является раунд – 6 секунд. Дабы у вас не создавалась привычная иллюзия из разряда «сколько раз щелкну – столько и ударит», сразу скажу: нет, не ударит. Если на один удар уходит два раунда – даже не рассчитывайте, что персонаж вдруг ускорится. Мы тут серьезными делами занимаемся. А такие дела подразумевают соответствующий подход к ним. Нажимаем «пробел» и получаем долгожданную паузу на лечение, расстановку бойцов и смену слотов быстрого оружия. При попытке войти в инвентарь вы можете заметить (не заметите - вам же хуже), как здоровье вашего персонажа пошло на убыль. Нет, ваш рюкзак не ядовит, просто вход в него снимает игру с паузы. К слову, необязательно останавливать игру вручную – гибкая система настройки авто-паузы, позволит вам «подвешивать» происходящее на экране начиная со случая, когда вы заметите врага, и заканчивая смертью персонажа. Не лишним в бою представляется применение магии, но если во время произнесения заклинания в заклинателя воткнуть пару стрел – не сомневайтесь – спелл пропал зря.
К слову, магия - штука сложная. Если друид или священник получает заклинания автоматически (пардон, «от своего Бога»), то несчастный маг необходимое заклинание должен найти, выучить (как? У вашего мага низкий интеллект?..) и уже потом приступать к его применению.
Кстати сказать, магические эффекты в игре, как и графика вообще, выполнены на высочайшем уровне. На высочайшем уровне для плоских ролевиков с изометрическим видом, естественно. Кропотливо прорисованные модели персонажей, изменяющие свой облик при смене экипировки, порхающие бабочки над полянками на «пустой» локации, красочные погодные эффекты и красивая водичка. BG в графическом плане – безупречен, его внешний облик под стать внутреннему содержанию, что я считаю самым важным в любой игре вообще.
А тем временем, пока мы разбирались с технической стороной вопроса, наш персонаж уложил-таки первого киллера и получил за это… господи, да за крыс дают больше очков опыта! Вот вам первая неожиданность – вспомните хоть одну игру, где первый уровень вы получали… самое ранее – через три часа после начала игры?! Такой подход интересен, он дает нам понять: вы застряли тут надолго. Мифическая планка для BG в 89 000 очков опыта была повышена в дополнении к нему Tales of The Sword Coast до 161 000. Развею ваши сомнения: нет, это не много. Один-два уровня – максимум. Всего же, с учетом адд-она, вам удастся прокачаться от силы до 8 level’а, и то – при удачном стечении обстоятельств, так как экспы дают мизер, враги сильны, а соратников всего 5.
Да, интересный момент – периодически в ваших странствиях вам будут встречаться герои, которые не прочь присоединиться к вам. Одно дело, если это ваши старые друзья Халид и Джахейра, совсем другое – окаменевшая Браувен – не каждый и догадается расколдовать ее, не то, что взять в команду… А такие кадры, как она, нам очень пригодятся: пройти игру шестью воинами вам вряд ли удастся. Коварные злодеи с больно бьющими молниями, темные подземелья со смертоносными ловушками и банально непробиваемые монстры, которых только магией и возьмешь. Выбрав нужное построение для вашей партии, вы без труда пройдете по извилистому коридору, благо на интеллект компаньонов жаловаться не приходится. Расположившиеся в авангарде бойцы методично рубят в капусту все живое в радиусе метра, пока клерики поднимают скелетов, а маги призывают на помощь магические стрелы. Только вот незадача – в случае смерти вашего персонажа вам придется отстегнуть кругленькую сумму в ближайшем храме за его воскрешение… Правда, если в момент смерти герой развалился на… ошметки, то ошметки и воскреснут. Можно поступить проще и загрузить последнее сохранение, вот только… вот только стандартный для ПК игр чит под названием «save/load» в BG имеет интересные особенности. Ладно, пусть нам нельзя сохраниться во время боя, но тот факт, что после загрузки карты количество монстров на ней увеличивается – пугает. Зеленый боец, забравшийся на излишне недружелюбную территорию, рискует постоянными загрузками развести на локации уйму тяжелых врагов и не выберется с карты никогда. К слову, в адд-оне первые же враги предлагают нашим прокачанным партийцам серьезные задачки. Не все так просто.
По ходу дела, все, о чем осталось рассказать – банальные вещи. Глубочайшее погружение в атмосферу игры посредством большого количества внутриигровых легенд и сказаний о Фаеруне, встречи с легендарными героями, великолепная система диалогов, многочисленные побочные квесты, тонны оружия, десятки заклинаний и зелий, более 100 часов игры (и это только для оригинального BG) Кстати, первый BG занимает 5 – с адд-оном – 6 дисков, что само по себе не очень удобно, а посему в 2000 году был произведен специальный выпуск первых частей сериала под названием Original Saga на 3-х дисках.
Лучшая CRPG прошлых лет, кто знает, может, и современности, обладающая потрясающим миром, ролевой системой и просто классным геймплеем, который, втянув геймера в мир Забытых Королевств, не отпустит того ранее, чем через 120 часов непрерывной игры и то только в том случае, если игроку удастся узнать все секреты Фаеруна и проникнуть в глубь величайшей ролевой легенды.
Удивительное дело, но если верить сайту playstationmuseum.com, в свое время мы с вами, чуть было не лишились одного из лучших эксклюзивов, может быть, за всю историю ПК. Точнее, сам Baldur's Gate чуть было не лишился своего статуса "эксклюзива". Выход версии BG для PS был намечен на весну 2000-ого года, но... Истинные причины отказа Interplay поддерживать разработку приставочной версии оригинального BG, конечно, навсегда остались тайной, но сам этот факт, безусловно, весьма интересен.
…в конце декабря 1998 года команда разработчиков, состоявшая из бывших врачей, выпустила в свет Мессию жанра CRPG, его Альфу и Омегу. Этим проектом было сказано все. Не являясь CRPG по D&D в привычном понимании этого жанра, BG стал самым лучшим проектом по фэнтезийным сеттингам за всю историю CRPG.
Дело в том, что вы – обыкновенный паренек (а может, и девушка), который живет в тихом Кэндлкипе, обители знания и мудрости Побережья Меча, которое, в свою очередь, находится на западном берегу континента Фаерун, мира Забытых Королевств. За каждым словом в предыдущем предложении стоит целая история, многочисленные легенды и сказания. Мир D&D – по праву считается одним из наиболее проработанных и масштабных сеттингов. Разбирать саму суть вселенной в данном очерке мы не будем, но поверьте: происходящее на экране – капля в море героических подвигов безымянных героев D&D.
Собственно, перейдем к генерации персонажа. Нельзя сказать, что выбор классов поражает воображение – нет. В игре все в меру. Восемь профессий – ничего особенного, но такое же количество специализаций у магов... Став чародеем-специалистом, вы получите большой бонус к своим навыкам в профильной школе волшебства, но заметно ослабнете в других колдовских изысках. Пройти игру специализированным персонажем – это чрезвычайно сложно и в высшей степени почетно. Кроме того, вы можете стать бойцом, бардом, вором… Имеет ли смысл перечислять все классы? Я думаю – нет. Тем более, что перед выбором своего пути в мире BG вам предстоит решить вопрос, связанный с вашей расой и полом. Мужчины имеют какие-то преимущества перед женщинами только на бумаге – оба варианта имеют право на жизнь. А вот насчет расы придется долго раздумывать. Очевидно, что лучший боец – дварф, а вор – халфлинг, но не стоит выбирать кого-либо, кроме человека, на роль паладина. Этот класс вам будет попросту недоступен. Каждая раса обладает своими бонусами и пенальти, таким образом, тот же полурослик слабее и проворнее простого человека, который, в свою очередь, крепче эльфа. На мой взгляд, если вы не видите себя в роли паладина, то оптимальная раса для вас – полуэльф. Не обладая ощутимыми пенальти, он унаследовал человеческую мощь и эльфийскую невосприимчивость к некоторым пакостям вроде магии подавления разума. Даже если вы рискнете стать паладином, готовьтесь к тому, что плохих паладинов не бывает, бывают паладины павшие, что в BG означает – воин…
Кроме того, можно выбрать сразу несколько классов и создать так называемого мультиклассового персонажа. Очень сложно извлечь реальную выгоду от такого персонажа хотя бы потому, что опыт будет набираться неимоверно долго и вы можете банально не дожить до очередного уровня. Так что создать из своего бойца неплохого мага или вора вам не удастся. При неверном использовании навыков мультиперсонажа, вы очень скоро закончите игру, осознав, что управляете непонятно кем и непонятно зачем. Как вариант: можно взять воина и со временем (уровне эдак на пятом) задуалить его под мага. Опять же, не каждой расе доступен этот фокус, а суть его проста: останавливая в развитии предыдущий класс персонажа, вы фактически заставляете его прогрессировать в новом. Вариант для экспериментаторов. Если вам совершенно не нужно, чтобы в конце было мучительно больно – не рискуйте понапрасну.
Далее нам предстоит самое сложное – распределить бонусные очки по параметрам персонажа. В принципе, их не так много, все – стандартные – Сила, Мудрость, Ловкость и т.д., но в BG каждый из приведенных выше пунктов играет важную роль. Не имеет смысла вбухивать все очки в силу воина – первый же маг сможет наслать на него безумие и добить волшебной стрелой. Слишком умный маг хорош только до того момента, пока до него не добрались туповатые, но очень сильные враги, после чего ему приходится использовать природную (читай: заранее сгенерированную) ловкость, дабы увернуться от ударов супостатов. Что? Говорите, все очки вложили в интеллект и харизму? Чтож, это ваш выбор. В таком случае имеет смысл… Но не будем переходить к разбору наших многочисленных снадобий, магий и прочих вкусностей. Дело в том, что даже abilities нам не дадут спокойно распределить. Кнопочка «reroll» каждый раз выдает новые параметры, не факт, что через два-три часа тыканий в «рассчитать» вам не выдадут персонажа с характеристиками 18-18-18-16-16-16 – это идеал, который можно достичь, если вам не жалко ваш палец. И время. Если же учесть тот факт, что сгенерированный в начале Baldur's Gate персонаж вполне может стать тем героем, с которым вы пройдете всю сагу о детях Баала от начала и до самого конца, то экономить на времени и силах на данном этапе... не разумно, что ли.
...ну а так как нам персты дороги как память, мы сразу же бросаемся в бой, схватив первого попавшегося под руку персонажа. Суть в том, что наш приемный отец Горайон в последнее время чем-то обеспокоен. Дело даже не в тайне, которой окутана история с железом: вся руда, которую добывают в Нашкеле, через несколько часов становится непригодной для выплавки железа. И не в том, что отношения между южным государством Амн и великим городом Baldur’s Gate в последнее время накалились до такого состояния, что местное население роет окопы, дабы выжить в войне двух государств. Дело в том, что что-то пошло не так, Горайон хочет уберечь нас от невиданной опасности, которая приближается к Кэндлкипу. Сегодня же ночью мы уйдем из него, а пока…
…а пока нам предстоит выполнить пару тренировочных заданий из разряда «найди-принеси». Даже в таком спокойном месте, как Кэндлкип, в самом начале игры вас поджидают два наемных убийцы, которые призваны слегка продвинуть вас по сюжету и обучить простейшим навыкам ведения боя. Бой происходит в реал-тайме, но по сути он пошаговый, так как единицей времени в AD&D 2 является раунд – 6 секунд. Дабы у вас не создавалась привычная иллюзия из разряда «сколько раз щелкну – столько и ударит», сразу скажу: нет, не ударит. Если на один удар уходит два раунда – даже не рассчитывайте, что персонаж вдруг ускорится. Мы тут серьезными делами занимаемся. А такие дела подразумевают соответствующий подход к ним. Нажимаем «пробел» и получаем долгожданную паузу на лечение, расстановку бойцов и смену слотов быстрого оружия. При попытке войти в инвентарь вы можете заметить (не заметите - вам же хуже), как здоровье вашего персонажа пошло на убыль. Нет, ваш рюкзак не ядовит, просто вход в него снимает игру с паузы. К слову, необязательно останавливать игру вручную – гибкая система настройки авто-паузы, позволит вам «подвешивать» происходящее на экране начиная со случая, когда вы заметите врага, и заканчивая смертью персонажа. Не лишним в бою представляется применение магии, но если во время произнесения заклинания в заклинателя воткнуть пару стрел – не сомневайтесь – спелл пропал зря.
К слову, магия - штука сложная. Если друид или священник получает заклинания автоматически (пардон, «от своего Бога»), то несчастный маг необходимое заклинание должен найти, выучить (как? У вашего мага низкий интеллект?..) и уже потом приступать к его применению.
Кстати сказать, магические эффекты в игре, как и графика вообще, выполнены на высочайшем уровне. На высочайшем уровне для плоских ролевиков с изометрическим видом, естественно. Кропотливо прорисованные модели персонажей, изменяющие свой облик при смене экипировки, порхающие бабочки над полянками на «пустой» локации, красочные погодные эффекты и красивая водичка. BG в графическом плане – безупречен, его внешний облик под стать внутреннему содержанию, что я считаю самым важным в любой игре вообще.
А тем временем, пока мы разбирались с технической стороной вопроса, наш персонаж уложил-таки первого киллера и получил за это… господи, да за крыс дают больше очков опыта! Вот вам первая неожиданность – вспомните хоть одну игру, где первый уровень вы получали… самое ранее – через три часа после начала игры?! Такой подход интересен, он дает нам понять: вы застряли тут надолго. Мифическая планка для BG в 89 000 очков опыта была повышена в дополнении к нему Tales of The Sword Coast до 161 000. Развею ваши сомнения: нет, это не много. Один-два уровня – максимум. Всего же, с учетом адд-она, вам удастся прокачаться от силы до 8 level’а, и то – при удачном стечении обстоятельств, так как экспы дают мизер, враги сильны, а соратников всего 5.
Да, интересный момент – периодически в ваших странствиях вам будут встречаться герои, которые не прочь присоединиться к вам. Одно дело, если это ваши старые друзья Халид и Джахейра, совсем другое – окаменевшая Браувен – не каждый и догадается расколдовать ее, не то, что взять в команду… А такие кадры, как она, нам очень пригодятся: пройти игру шестью воинами вам вряд ли удастся. Коварные злодеи с больно бьющими молниями, темные подземелья со смертоносными ловушками и банально непробиваемые монстры, которых только магией и возьмешь. Выбрав нужное построение для вашей партии, вы без труда пройдете по извилистому коридору, благо на интеллект компаньонов жаловаться не приходится. Расположившиеся в авангарде бойцы методично рубят в капусту все живое в радиусе метра, пока клерики поднимают скелетов, а маги призывают на помощь магические стрелы. Только вот незадача – в случае смерти вашего персонажа вам придется отстегнуть кругленькую сумму в ближайшем храме за его воскрешение… Правда, если в момент смерти герой развалился на… ошметки, то ошметки и воскреснут. Можно поступить проще и загрузить последнее сохранение, вот только… вот только стандартный для ПК игр чит под названием «save/load» в BG имеет интересные особенности. Ладно, пусть нам нельзя сохраниться во время боя, но тот факт, что после загрузки карты количество монстров на ней увеличивается – пугает. Зеленый боец, забравшийся на излишне недружелюбную территорию, рискует постоянными загрузками развести на локации уйму тяжелых врагов и не выберется с карты никогда. К слову, в адд-оне первые же враги предлагают нашим прокачанным партийцам серьезные задачки. Не все так просто.
По ходу дела, все, о чем осталось рассказать – банальные вещи. Глубочайшее погружение в атмосферу игры посредством большого количества внутриигровых легенд и сказаний о Фаеруне, встречи с легендарными героями, великолепная система диалогов, многочисленные побочные квесты, тонны оружия, десятки заклинаний и зелий, более 100 часов игры (и это только для оригинального BG) Кстати, первый BG занимает 5 – с адд-оном – 6 дисков, что само по себе не очень удобно, а посему в 2000 году был произведен специальный выпуск первых частей сериала под названием Original Saga на 3-х дисках.
Лучшая CRPG прошлых лет, кто знает, может, и современности, обладающая потрясающим миром, ролевой системой и просто классным геймплеем, который, втянув геймера в мир Забытых Королевств, не отпустит того ранее, чем через 120 часов непрерывной игры и то только в том случае, если игроку удастся узнать все секреты Фаеруна и проникнуть в глубь величайшей ролевой легенды.
***
Удивительное дело, но если верить сайту playstationmuseum.com, в свое время мы с вами, чуть было не лишились одного из лучших эксклюзивов, может быть, за всю историю ПК. Точнее, сам Baldur's Gate чуть было не лишился своего статуса "эксклюзива". Выход версии BG для PS был намечен на весну 2000-ого года, но... Истинные причины отказа Interplay поддерживать разработку приставочной версии оригинального BG, конечно, навсегда остались тайной, но сам этот факт, безусловно, весьма интересен.
Автор: katarn
Дата: 10.05.2007